<<
>>

ЗАМЫСЛОВАТЫЕ ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ

В наше время на планете существует тринадцать отрядов паукообразных. Отряд пауков включает около 35 ООО видов. Три отряда клещей, в сумме, еще приблизительно столько же. А во всех остальных отрядах вместе взятых насчитывается едва 6500 видов.

Из них 3000 видов сенокосцев — отряда, который сумел максимально приспособить конструкцию хелицеровых к сухопутному образу жизни. Это, конечно, побольше, чем сухопутных ракообразных, но для процветающей группы беспозвоночных, как ни крути, маловато. А ведь принципиальная схема строения всех паукообразных одинакова. Почему же большинство отрядов так малочисленны? Почему численность пауков и клещей, отнюдь не самых совершенных отрядов, на порядок выше численности продвинутых фаланг и сенокосцев?

Хотя в большинстве учебников паукообразные и прославляются как одна из высших, на

ряду с насекомыми, форм членистоногих, похоже, дело обстоит не совсем так. Если посмотреть на хелицеровых беспристрастно, не поддаваясь очарованию пауков и клещей, то их конструкцию можно счесть скорее неудачной. В самом деле, челюстной аппарат состоит всего из одной пары конечностей. Серьезную обработку пищи двумя ногами, как ни совершенствуй их, не произведешь. Поэтому среди хелицеровых так мало вегетарианцев, которым не обойтись без мощных челюстей. Большинство из них хищники, хелицеры используются только для удержания добычи и для ее грубого разминания. Голова, которая, по идее, должна отвечать за захват добычи и ориентирование в обстановке и вертеться для этого во все стороны, помещена в одном корпусе с моторным отсеком, отвечающим за передвижение. Кстати, не исключено, что именно слияние передних отделов тела в единую головогрудь не позволило паукообразным, в отличие от насекомых, обзавестись крыльями.

Только пауки и клещи сумели преодолеть ограничения, которые накладываются на хелицеровых неудачным проектом строения.

Так что эти группы добились процветания не благодаря тому, что они хелицеровые, а скорее вопреки этому. Причем пауки и клещи нашли принципиально разные пути выхода из тупика.

В главе «Залог успеха» мы уже сказали, что пауку повезло с предками. У этих предков мастерская по производству паутины образовалась в крайне удачном месте, что позволило их потомкам использовать паутину

так широко, как никакому другому животному. И именно разнообразное использование паутины позволило паукам завоевать мир. Из паутины паук строит убежища, паутина служит ему для выращивания потомства, с помощью паутины он добывает себе пропитание. В чем-то эволюция пауков похожа на эволюцию человека. И те, и другие, будучи сами по себе созданиями довольно несовершенными, добились ошеломляющих успехов, изменяя не свое строение, а строение своих жилищ, орудий и прочих приспособлений. И люди, и пауки не столько приспосабливаются к окружающему миру, сколько приспосабливают его для себя. Только немного разными способами и в очень разном масштабе.

Другую стратегию избрали клещи. Повторим, что отряды клещей, при всем своем

Панцирные клещи (семейство орибатиды) — одна из наиболее многочисленных групп почвенных беспозвоночных

внешнем сходстве, «по крови» не ближе друг к другу, чем, скажем, пауки и скорпионы. А сходство их объясняется тем, что они выбрали одинаковый путь завоевания суши. Прямые предки клещей, как и прочих паукообразных, кроме скорпионов, неизвестны. Но не вызывает сомнений, что это были мелкие водные хелицеровые. Предки клещей сделали ставку на мелкий размер. И на сушу они проникли, не выходя из воды, по скважинам почвы. Для этого им даже не пришлось поначалу особенно перестраиваться. Почвенные поры либо заполнены водой, либо влажность там стопроцентная. Так что мелкое членистоногое вообще не видело особой разницы между жизнью в донных отложениях и жизнью в почве.

Один из крупнейших советских зоологов- «беспозвоночников», покойный Меркурий Сергеевич Гиляров, считал, что жизнь в почве была начальным этапом проникновения на сушу у всех групп наземных беспозвоночных. Но эти «все», начиная от полихет и кончая пауками, или рыли в почве ходы, или использовали достаточно крупные естественные полости под камнями или под мертвыми остатками растений. Ни одно из них не использовало микроскопические естественные скважины почвы. Это сделали только предки клещей и не прогадали. Здесь у них не было соперников, ни одно другое животное, за исключением некоторых круглых червей, не «додумалось» использовать эту нишу. До клещей почва была владением бактерий и протистов. Так что своим процветанием клещи обязаны

не столько своей удачной конструкции, сколько своим «ноу-хау» — освоением такой среды, где даже и неудачная конструкция обречена на процветание. Просто потому, что здесь нет конкурентов и не требуется перестройки организации.

<< | >>
Источник: А. Ю. Целлариус. Я познаю мир: Зоология. 2004

Еще по теме ЗАМЫСЛОВАТЫЕ ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ:

  1. Возможные пути эволюции человека в будущем
  2. Основные пути биологического прогресса
  3. ПОВТОРЕНИЕ ПУТИ
  4. Начало научного пути
  5. 5.5. ПУТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОРГАНИЗМАМИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
  6. Основные пути и способы видообразования
  7. Тернистые пути к новой философии биологии
  8. Пути преобразования ценотических систем
  9. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ АГРОТЕХНОЛОГИЙ
  10. Два пути возникновения упорядоченности
  11. IV. ПУТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ МЛЕКОПИТАЮЩИХ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ