Микробиологическая активность почв ВПКи содержание доступных форм питательных элементов


Оценка микробиологической активности проводилась интегральными методами. Метод дыхания почв применялся в модификации Л.О. Карпа- чевского (1977) с 10-кратной повторностью. Аппликационные методы определения целлюлозолитической активности почв, суммарного количества свободных аминокислот и белков - нингидринположительных веществ и протеазной активности методом автографии на пластинках применялись по прописи Ю.Г. Гельцера (1986). Срок экспозиции бязи и пластинок составил 3 недели. Протеазная активность на фотоотпечатках учитывалась статистическим методом “точек" (Дмитриев, 1965) Степень разрушенности промежуточных зон разрушения определялась на спектрофотометре СФ-18. Для удобства сопоставления микробиологической активности разных почв используются ее суммарные показатели для элювиальной части профиля.
В возрастных рядах почв ветровальных бугров и западин "Коло- гривского леса" были проведены определения щелочногидролизного азота, подвижного фосфора и обменного калия (по Кирсанову), с расчетом их общих запасов в элювиальной части профиля.
Исследования протеазной активности (ПА) в основном проводились в ельнике кислично-щитовниковом. Они показали сильное повышение в почвах ветровальных бугров и западин протеазной активности минеральных почвенных горизонтов и часто суммарной протеазной активности элювиальной части профиля в целом.
Суммарная протеазная активность почв ветровальных западин может быть близка фоновым значениям, а может их значительно превышать. В почвах ельника кислично-щитовникового суммарная ПА отчетливо дифференцирована по глубине западин: в почвах глубоких западин она слабо отличается от суммарной ПА фоновой почвы и убывает с возрастом: в почвах мелких западин превосходит фоновые значения в 2-2,5 раза и с возрастом увеличивается (см. рис. 24/).


Рис. 27. Суммарные показатели биологической активности для элювиальной части почв ВПК ельника-черничника Центрально-лесного заповедника (май-август 1986 г.), п- 3 -г 10 / - почвы западин; // - почвы бугров. Вывалы: а - 10-20 лет; б — 30-50 лет; в - 80- 100 лет; г - старше 100 лет. I - выделение С02, кг/га • ч; 2 - суммарная целлюлозолитическая активность, см2; 3 - суммарное содержание нингидринположительных веществ, мкг. Пунктиром показаны статистические интервалы


Суммарная протеазная активность почв ветровальных бугров всегда значительно выше фона. В случае мощных бугров она может с возрастом увеличиваться, в случае мелких - незначительно уменьшается (см. рис. 25/).
Сильное и устойчивое повышение в почвах ветровальных бугров и западин протеазной активности минеральных горизонтов и часто суммарной протеазной активности элювиальной части профиля свидетельствует о значительно более высокой, чем в фоновых почвах, напряженности микробиологических процессов превращения азотсодержащих органических веществ.
Интенсивность выделения С02 почвами ветровальных западин и бугров обоих участков исследования во все сроки наблюдения превышает фоновые значения обычно - в 1,3-1,5 раза (рис. 27, 28). Сезонные изменения, как правило, близки фоновой почве (см. рис. 12в, 15в). При этом дыхание почв ветровальных бугров и западин обладает известным своеобразием.

В почвах западин интенсивность выделения С02 значительно повышена во всех вариантах ВПК обоих участков. Возрастные различия, как правило, несущественны. Сезонные изменения могут резко отличаться сп фона в ельнике кислично-щитовниковом, где встречается обратная тенденция нарастания интенсивности - с мая но август. Повышение интенсивности выделения С02 лучше выражено в почвах мелких западин, где возрастные различия малосущественны. Наиболее сильно оно проявляется в почвах мелких западин ельника-черничника, который характеризуется очень низкой биологической активностью фоновой почвы. В почвах глубоких западин повышение интенсивности выделения С02 обычно выражено слабее и может с возрастом убывать, как в случае почв ельника кислично-щитовникового (см. рис, 27/, 28/).
В почвах ветровальных бугров интенсивность выделения С02 характеризуется большим разнообразием, чем в почвах западин. Обычно она бывает незначительно выше в почвах мощных бугров, чем в почвах маломощных бугров (см. рис. 28).
Серьезные различия в интенсивности дыхания почв ветровальных бугров наблюдаются между участками исследования. В почвах бугров ельника-черничника интенсивность выделения С02 с возрастом увеличивается. В почвах бугров ельника кислично-щитовникового она с возрастом сильно уменьшается.
В целом из анализа интенсивности выделения С02 следует, что почвы ветровальных западин и бугров существенно отличаются от фоновых почв значительной и устойчивой активизацией почвенной микробиоты и повышенной интенсивностью минерализации органического вещества почвы.
Изменения целлюлозолитической активности (ЦЛА) принципиально различаются в почвах ветровальных западин и бугров.
ЦЛА почв ветровальных западин может быть как значительно выше, так и значительно ниже, чем в фоновых почвах. Наибольшие различия в ЦЛА ветровальных западин наблюдаются между участками исследования: в ельнике-черничнике она в 1,5-2 раза выше фоновой, в ельнике кислично-щитовниковом ниже.
Возрастные изменения ЦЛА в почвах ветровальных западин определяются их глубиной: в почвах мелких западин ЦЛА с возрастом увеличивается, в почвах глубоких западин убывает или не изменяется (см. рис. 27/, 28/).
Целлюлозолитическая активность почв всех ветровальных бугров обоих участков исследования во все сроки наблюдения сильно превышает фоновые значения ЦЛА. Как и в случае западин, наибольшие различия в значениях ЦЛА почв ветровальных бугров определяются участками исследования: в ельнике-черничнике они превышают фоновые значения в 3,5 раза, в ельнике кислично-щитовниковом - в 1,5-2,5 раза. Направленность возрастных изменений ЦЛА почв ветровальных бугров определяется их высотой: в почвах маломощных бугров она практически не изменяется, в почвах мощных бугров уменьшается (см. рис. 27//, 28//),
В целом можно заключить, что интенсивность разложения клетчатки и общая скорость разложения растительных остатков, как правило, сильно


возрастают в почвах ветровальных бугров и западин, но в западинах на двучленных наносах с тяжелым подстиланием они могут резко падать.
Содержание нингидринположительных веществ (свободных аминокислот и белков) в почвах ветровальных западин и бугров обоих участков исследования выше фонового.
Суммарное содержание нингидринположительных веществ (Н+В) в почвах ветровальных западин дифференцировано по глубине западины. В почвах глубоких западин концентрация Н+В в отдельных горизонтах значительно выше фоновой, но разница с фоновой почвой по суммарному

содержанию Н+В в элювиальной части профиля невелика - ввиду малой мощности элювиальной части профиля почв глубоких ветровальных западин. Возрастные изменения суммарного содержания Н+В в почвах глубоких западин могут иметь различную направленность - убывать или нарастать, но они незначительны. В почвах мелких западин суммарное содержание Н+В сильно увеличивается с возрастом, превышая в старых вывалах фоновые значения в 2-3 раза. Сезонные изменения в почвах ветровальных западин принципиально отличаются от фона: содержание нингидринположительных веществ не убывает» а нарастает в течение вегетационного периода (см. рис. 27/, 28/).
Почвы всех ветровальных бугров характеризуются сильным возрастанием суммарного содержания Н+В - в 1,5-5,5 раз. В почвах мощных бугров повышение суммарного содержания Н+В отчетливо дифференцировано по участкам исследования (значительно выше в ельнике кислично-щитовниковом) и убывает с возрастом. В почвах маломощных бугров оно слабо различается по участкам исследования и с возрастом незначительно увеличивается (см. рис. 27//, 28//).
В целом можно сделать вывод, что диагностируемая по содержанию нингидринположительных веществ общая интенсивность развития почвенных микроорганизмов обычно резко возрастает в почвах ветровальных бугров и западин.
Вся совокупность результатов четырех проведенных биохимических анализов убедительно доказывает сильную и устойчивую активизацию в почвах ветровальных бугров и западин общей деятельности почвенной микробиоты, а также процессов деструкции и разложения растительных остатков, превращения азотсодержащих органических соединений.
В возрастных рядах почв ветровальных бугров и западин "Кологрив- ского леса’! были проведены определения щелочно-гидролизного азота, подвижного фосфора, обменного калия (по Кирсанову), с расчетом их запасов в элювиальной части профиля (рис. 29).
Содержание и запасы подвижного фосфора в почвах ветрозальных бугров и западин обычно бывают ниже, чем в фоновой почве. В молодых и старых западинах они могут быть несколько выше фоновых значений. С возрастом в почвах и бугров, и западин различия с фоновой почвой уменьшаются.
Содержание обменного калия в почвах ветровальных бугров и западин, как правило, выше фоновых значений. Однако запасы обменного калия в элювиальной части профиля почв западин могут быть и ниже, чем в фоновой почве, вследствие усеченное™ профиля западин. С возрастом различия с фоном почв ветровальных бугров и западин уменьшаются.
По содержанию и запасу гидролизного азота почвы ветровальных бугров и западин принципиально отличаются. В почвах ветровальных западин содержание и запасы гидролизного азота, как правило, ниже, чем в фоновой почве. В почвах ветровальных бугров они, наоборот, обычно выше.
В целом почвы ветровальных бугров и западин отличаются сильными колебаниями содержания и запасов доступных питательных веществ.


Рис. 29. Запасы доступных форм элементов питания в элювиальной части почв ВПК " Кологривского леса*' (Л^выпала^фона^х 100%. / - фон, 2 - вывал


Значительное повышение содержания и запасов доступных форм калия и азота в почвах ветровальных бугров способствует активному развитию в них почвенной микробиоты и успешному возобновлению жизнестойкого древостоя, а содержания обменного калия - также процессу иллитизации разбухающих тонко дисперсных минералов.
<< | >>
Источник: Васенев И.И., Таргульян В.О.. Ветровал и таёжное почвообразование. Режимы, процессы, морфогенез почвенных сукцессий. 1995

Еще по теме Микробиологическая активность почв ВПКи содержание доступных форм питательных элементов:

  1. Микробиологическая диагностика и биологическая активность почв
  2. Доступность питательных веществ почвы
  3. СОДЕРЖАНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ
  4. УДОБРЕНИЕ НАВОЗОМ И ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ Поступление питательных элементов и органического вещества
  5. Определение содержания питательных веществ в почве
  6. РАСТЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ В ПОЧВЕ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПИТАНИЯ
  7. РОЛЬ КАЛИЯ В УСВОЕНИИ АММИАКА И В ОБРАЗОВАНИИ АКТИВНЫХ ФОРМ УГЛЕВОДОВ В РАСТЕНИИ [21]
  8. ОБ АКТИВНОМ МАРГАНЦЕ В ПОЧВЕ И ЕГО ТОКСИЧНОСТИ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ КИСЛЫХ ФОРМ АЗОТНЫХ УДОБРЕНИИ [37]
  9. Биологическая активность почв
  10. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОЧВ
  11. Системы содержания почв
  12. ИНВЕРТАЗНАЯ АКТИВНОСТЬ ТОРФЯНЫХ ПОЧВ БОЛОТА «ТАГАН» Е. Ю. Старикова, Е. В. Порохина, О. А. Голубина
  13. Поступление растительных остатков и биологическая активность почв
  14. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БИОЦЕНОЗОВ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОЧВ
  15. Влияние навоза на микробиологические процессы в почве
  16. Принцип обратимости микробиологических процессов
  17. 5.5. Признаки, доступные обобщению животных
  18. Оборонительно-пищевые взаимоотношения и вопросы доступности кормовой базы