Бактериальная флора

Групповой анализ бактерий подстилки и гумусового горизонта в липняковом бору представлен в табл. 13.
Таблица 13
Групповой анализ бактерий подстилки и гумусового горизонта. Сложный бор липняковый

рн

Аммони-
фика-

Денитри-
фика-

Нитри
фика

Аэробные целлюлозоразлагающие бактерии

Аэробные и анаэробные фиксаторы азота

А'о

5,4

105

104

10а

Из этой таблицы видно, что бактериальный состав здесь по сравнению с чисто хвойными насаждениями обогащается лишь за счет цел- лозоразлагающих бактерий. Нитрификаторы и фиксаторы азота от¦* сутствуют.
В отношении как количества, так и последовательности появления отдельных видов аммонифицирующих бактерий наблюдаются те же закономерности, что и в чисто хвойных подстилках, а именно: преобладание аспорогенных форм в начальных стадиях разложения (Flavo- bacterium, Achromobacter, Pseudomonas) и споровых в конечной фазе распада. Из споровых форм в гумусовом горизонте были выделены Вас. mycoides Fliigge и споровые палочки типа Вас. cereus Frankland et Frankland и Вас. -vulgatus Trev.
' Интересно отметить присутствие целлюлозоразлагающих бактерий, появление которых должно быть отнесено за счет лиственного опада„ В подстилке, состоящей из одной сосновой хвои, эти виды или совершенно не развивались, или образовывали единичные колонии. При посевах же образцов, содержащих лиственный опад, эта группа выражена уже достаточно хорошо. К сожалению, мы не имели возможности провести детальное исследование морфологии и физиологии выделенных видов и поэтому ограничиваемся только кратким их описанием. На гелевых пластинках с фильтровальной бумагой и щелочным раствором солей обычно уже на 3—4 сутки после посева появляются бактериальные пятна, окрашенные в желтый, розовый и лиловый цвет. Желтые и розовые пятна образованы формами, морфологически сходными с Cytophaga, лиловые — короткими толстыми палочками. Эти культуры при пересеве на среду Гутчинсона быстро теряют лиловый пигмент. На крахмальном агаре образуют бесцветные колонии; образования плодовых тел типа миксобактерий не наблюдалось.
Целлюлозоразлагающим бактериям придается большое значение в образовании гумуса (Виноградский, 78; Рокицкая, 10, и др.).
Стапп и Бортельс (61), изучая микрофлору подстилок в различных типах лесов Германии, нашли отчетливую разницу в группировке микроорганизмов, разлагающих клетчатку в лесных подстилках разного состава. Наиболее деятельные организмы — Cellvibrio и некоторые виды Cytophaga — были выделены из лиственных подстилок (буковые леса). По наблюдениям этих авторов, специфических разрушителей целлюлозы (Cytophaga) чаще всего можно выделить из лиственной подстилки, редко из еловой и никогда из сосновой. Исходя из этого, авторы делают, заключение, что в лесах с грубым гумусом подавлено и разрушение целлюлозы, так как в таких подстилках создаются неблагоприятные условия для развития этих организмов.
Присутствие лиственного опада обеспечивает появление быстро действующих разрушителей целлюлозы (Cellvibrio и др.). В хвойных же подстилках, по наблюдениям авторов, встречаются только медленно действующие разрушители целлюлозы, которые более или менее резистентны к кислотам или сами образуют кислотьй
Каковы причины отсутствия целлюлозоразлагающих бактерий в чисто хвойных подстилках, сказать сейчас еще трудно. Во всяком случае, здесь играет роль не только реакция среды.
При анализе подстилки, состоящей из еловой хвои, нами был обнаружен ряд видов Cytophaga, хотя pH водных вытяжек этих подстилок лежит в тех же пределах (5,2—5,6), что и водных вытяжек подстилки из сосновой хвои. То же надо сказать и о нитрификаторах, которые хотя и в ограниченном количестве были обнаружены при изучении микрофлоры еловой подстилки, но которых совершенно нет, в сосновых лесах. Особенная бедность бактериальной флоры подстилок в сосновых лесах может быть объяснена скорее наличием каких-то антисептиков, задерживающих развитие этих организмов.
Еще в 1914 г. Кох (35) высказал предположение, что содержащиеся в опаде хвойных эфирные масла токсичны для некоторых бактерий почвы. Это предположение в дальнейшем было подтверждено экспериментально как самим Кохом, показавшим, что внесение в почву 2% еловой смолы почти полностью задерживает нитрификацию, так и более 'поздними работами Немека (50), который установил, что нитрификация в почвах под хвойным лесом задерживается присутствием соединений, растворимых в спирто-бензойной смеси.
Исследования Сушкиной (13) показали, что в сосновых насаждениях нитрифакиции совершенно не происходит. То же нашел и Ремезов (9), отметивший, что в сосняках с примесью кислицы и кустарников нитрификация проявляется в незначительной степени и значительно усиливается только на лесосеках. Необходимы более углубленные систематические исследования этого вопроса с учетом как химических, так и биологических факторов.

Источник: В. я. ЧАСТУХИН, М. А. НИКОЛАЕВСКАЯ. БИОЛОГИЯ ПОЧВ Исследования по распаду растительных остатковв хвойных лесах. 1948