Бактериальная флора сосновой древесины.

Результаты группового анализа бактерий сосновой древесины на разных фазах распада представлены в табл. 5. Как видно из этой таблицы, бактериальная флора сосновых колод чрезвычайно бедна.

Из всех испытанных физиологических групп были обнаружены только гнилостные формы в первой стадии и в стадии красной гнили.

Таблица 5

Анализ физиологических групп бактерий в сосновой древесине на разных фазах распада

Количество бактерий в 1 г сухого вещества

Название пробы

pH

Аммонифи-

каторы

Денитри-

Нитри-

Целлюлозо-

разлага

ющие

Аэробные

азота

1. Свежевыпавшие деревья ....

5,2

+

2. Колода с плодовыми телами . .

3,0

3. Колода с отмершими плодовыми телами

3,4

4. Колода в стадии красной гнили

5,0

100000

На мясо-пептонном агаре вокруг кусочков засинелой древесины почти всегда появляется рост бактерий. В большинстве случаев это подвижные палочки, не окрашивающиеся по Граму, колонии на мясо-пептонном агаре — беловатые или с желтым пигментом. Только один раз была выделена культура диплококка.

В систематическом отношении выделенные формы палочек относятся к роду Achromobacter и Flavobacterium, что представляет аналогию с флорой еловых колод.

Отсутствие роста бактерий во второй стадии — бурой гнили связано, повидимому, с бурным развитием Fomes pinicola и резким снижением кислотности среды (pH = 3,0 — 3,4).

В образцах из стадии красной гнили число аммонифицирующих бактерий составляет 1000000 экз. на 1 г сухого вещества. Кроме аммонифи- каторов, других физиологических групп бактерий не было обнаружено.

Видовой состав группы аммонификаторов очень беден. Выделен один вид Pseudomonas, два вида споровых палочек Вас. mycoides Fliigge и вид, близкий к Вас. vulgatus.

Сравнение бактериальной флоры сосновой древесины на разных фазах распада с бактериальной флорой еловой древесины показывает, что в первом случае флора бактерий значительно беднее как в количественном, так и в качественном отношении. В стадии красной гнили в сосновой древесине количество аммонификаторов исчисляется тысячами, в еловой же древесине — миллионами. Кроме аммонификаторов, в стадии красной гнили из еловой древесины были найдены денитрифицирующие микроорганизмы, анаэробные фиксаторы азота; в сосновой древесине, кроме аммонификаторов, других видов микроорганизмов обнаружено не было.

Видовой состав гнилостных форм, выделенных из еловой древесины в стадии красной гнили, разнообразкее: здесь описаны 7 видов, в ъо время как в сосновой древесине найдены только 3 вида.

Такой характер распределения бактерий в разных породах можно объяснить, во-первых, экологической обстановкой — древесина ели разлагается обычно в условиях значительно большей влажности, чем древесина сосны; во-вторых, химическим составом древесины. Известно, что смолы обладают бактерицидными свойствами. Количество и состав этих веществ в древесине сосны и ели различны. Возможно, что с этим фактором связана также особенная бедность бактериального состава сосновой древесины.

Общее же направление и ход разложения древесины обеих пород одинаковы. В первой стадии развитие бактерий (гнилостных форм) обусловлено наличием легко доступных соединений содержимого клеток древесины. На второй стадии, в связи с резким снижением реакции среды, бактерии не могут использовать промежуточные продукты энзиматического расщепления, образующиеся при разложении древесины. Наконец, в третьей стадии распада, которая характеризуется накоплением продуктов микробиального синтеза в форме грибного мицелия и сдвигом реакции в сторону щелочности благодаря автолизу грибных гиф, флора гнилостных бактерий появляется вновь. Появление отдельных видов сохраняет ту же последовательность, что и в еловой древесине. Сперва появляются аспорогенные грамнегативные формы (стадия деревоокрашивающих грибов), в последней же стадии распада наряду с ними появляются и споровые формы.

Источник: В. я. ЧАСТУХИН, М. А. НИКОЛАЕВСКАЯ. БИОЛОГИЯ ПОЧВ Исследования по распаду растительных остатковв хвойных лесах. 1948