Предисловие

  предлагаемая книга Н.К. Христофоровой, заведующей кафедрой экологии Дальневосточного государственного университета, предназначена главным образом для подготовки студентов-биологов всех специальностей, а также в качестве общего начального курса для студентов, специализирующихся в области экологии.
Это определило как относительно небольшой ее объем, гак и достаточно равномерное распределение материала по главам и доступное для любого начинающего биолога изложение.
В середине прошлого века отечественные биологи много сделали для формирования новой науки экологии, что хорошо показано в данной книге. Однако в дальнейшем развитие обшей экологии как целостной науки у нас оказалось несколько приторможенным, хотя успешно развивались сходные, но более узкие по объектам исследования и по постановке проблем - такие как геоботаника, или фитоценология, лесоведение, гидробиология. Поскольку эти науки развивались в значительной степени самостоятельно, в каждой из них выработалась собственная терминология, к тому же зачастую отличающаяся от общеэкологической, принятой за рубежом, и, ксожале- нию. возникла тенденция без особой необходимости пользоваться этой “самостийной” терминологией (например, термином “биогеоценоз” вместо более раннего и более употребительного в мире термина “экосистема”). Между прочим, термином “биогеоценоз" не пользуются отечественные водные экологи.
Информационный взрыв в экологии в середине нашего века, более всего связанный с глобальным загрязнением биосферы и истощением многих биологических ресурсов, вызвал потребность в экологической и связанной с нею природоохранной литературе. Появились, сначала за рубежом, фундаментальные сводки по экологии.

С 1970 г. выходит отечественный журнал “Экология”, переводится целый ряд сводок, руководств и монографий по экологической тематике, стали выходить и отечественные книги по экологии и родственным наукам, в том числе и изданный МГУ в 1997 г. учебник по экологии, написанный академиком И. А. Шиловым.
Осознание (хотя и весьма запоздалое), что человек своей бесхозяйственной деятельностью поставил не только себя, но и все живое под угрозу экологической катастрофы, вызвало повышенный интерес к природоохранным проблемам самых различных слоев человеческого общества и появление целого ряда обусловленных как научной необходимостью или практикой, так и просто любовью поразмышлять наук и научных (или не вполне научных) дисциплин, терминов и понятий, таких как глобальная экология, экология человека, социальная экология, архитектурная экология, инженерная экология и даже экология духа и экология секса (не путать с вполне правомерным разделом “экология размножения”). При этом экология и ее предмет расширились настолько, что она далеко вышла за свойственные ей биологические границы. С одной стороны, это подняло престиж экологии, но с другой - резко снизило ее прогностичность. Об экологии заговорили почти все - мэрам городов стали присваивать звания лучшего эколога страны, известные артисты сетовали, что у них в городе экология плохая (хотя при отключении электроэнергии, например, не говорят, что это делается из-за плохой физики в городе). К подобному можно было бы относиться со здоровым юмором, если бы не то удручающе печальное обстоятельство, что в результате такого расплывания экологии, а также при необходимости вкладывания государством и ведомствами значительных средств в экологические экспертизы и различные природоохранные мероприятия при матом количестве в стране специалистов-экологов в природоохранные организации в значительном количестве попали представители прежде властных структур и так называемых компетентных органов, не сумевших войти в политику или псевдобизнес. Недостаточная подготовка таких “экспертов” в экологии приводит к малой результативности и тех небольших средств, которые отпускаются на охрану природной среды.
Может возникнуть вопрос, а какое отношение все вышесказанное имеет к рекомендуемой книге. Мне думается, самое прямое. Накопленный к настоящему времени большой как положительный, так и отрицательный опыт убедительно показывает, что только научно обоснованные экологические мероприятия по охране и восстановлению природной среды дают необходимый эффект. А подготовка подлинных специалистов-эко.логов неосуществима без хорошихучебни- ков, где экология, ее объекты, цели и возможности рассматриваются на должном методическом уровне. Эта задача сейчас особенно актуальна. поскольку размывание границ экологии и превращение ее из фундаментальной синтетической биологической науки в нечто аморфное и не имеющее, по существу, четких границ делает ее во многом беспомощной. Действительно, экология как наука об отношениях между живыми организмами и окружающей их средой обитания находится в тесной взаимосвязи с биогеохимией, почвоведением, гидрологией и другими разделами географических, геологических, химических и прочих наук, как и многих биологических. Но это вовсе не выводит общую, или теоретическую, экологию за рамки биологической науки. Как и все биологи, эколог должен иметь достаточно ясное представление о виде, его структуре и системе видовых адаптаций, на каком бы уровне (организменном или семейно-стадном, популяционном, экосистемном или биосферном) он ни работал. Ибо каждый вид живых организмов существует в природе только в виде особей или их колоний, являющихся объектом отбора, и только успешно контактируя с внешней для него средой для обеспечения основных жизненных процессов, и прежде всего питания, роста и размножения. Успешное выживание особи и выполнение ею своих жизненных функций зависит от видовых адаптаций. Но особи в природе не существуют вне популяций, а популяции разных видов неизбежно вступают между собой в различные отношения, образуя сообщество, или биоценоз, который немыслим без окружающей его среды и составляет вместе с нею экосистему. Место же, занимаемое каждым видом в экосистеме, зависит от того, к какой жизненной форме он относится, а это, в свою очередь, обусловлено системой его видовых адаптаций. Подобно тому как особи, популяции и экосистемы можно рассматршшъ в качестве элементов, взаимодействующих друг с другом, так и в экологии целесообразно рассматривать такие разделы, как экология особей, или аугэкология, шюгда называемая фак- торальной экологией, экология популяций, илидемэкология, и экология сообществ и экосистем, или биоценология. Теперь обычно к общей экологии относят в качестве четвертого раздела и учение о биосфере, которое действительно выходит за рамки биологии. Но если рассматривать биосферу в качестве экосистемы наивысшего порядка, то не следует выводить экологию за рамки биологической науки. К сожалению, эта тенденция все чаще наблюдается как в научной и научно-популярной литературе, гак и в системе преподавания этих дисциплин вшколах и вузах. В результате все чаще можно читать “биология и экология”, встречать такие уродливые детища понятийного инцеста, как “биоэкология”, ит.д.

С удовольствием хочется отметить, что учебник Н. К. Христофоровой полностью свободен от вышеуказанных недостатков. Хотя автор вскользь и называет экологию комплексной наукой, но в действительности она рассматривает ее как биологическую науку. Об этом свидетельствует все построение и изложение книги и ее подраздел, прямо названный “Место экологии среди других биологических наук”.
Автор освещает историю формирования и развития экологии, ее положение в системе наук и тематику, в отдельных главах рассматривает основные экологические факторы и их роль, биотические отношения, как внутривидовые, таки межвидовые, затем популяции, биогеоценозы и биосферу. Основное содержание книги четко отражено в авторской аннотации. Книга снабжена интересными примерами, прекрасно иллюстрирующими мысль. Наблюдаемая иногда некоторая беллетристичность изложения облегчает чтение и вовсе не снижает его научной значимости. Сточки зрения читателя-дальневосточника выгодно отличает книгу Н.
К. Христофоровой от других аналогичных пособий частое обращение к Дальнему' Востоку и прилегающему к нему Тихому океану', вместо общепринятых и нередко надоевших уже примеров.
Несомненно, книга найдетсебе благосклонных читателей и за пределах® студенческой среды.
О.              Г. КУС АКИН, академик


в 1986 г. меня, недавно защитившегося по специальности “Экология” доктора наук, пригласили в ДВГУ организовать на биолого-почвенном факультете кафедру экологии. За прошедшие с тех пор годы небольшой курс экологиидля биологов увеличился вдвое, “экологический ликбез” на гуманитарных и естественных факультетах также претерпел существенные изменения. Кафедра выросла, и в 1994 г. с открытием новой специальности “Экология”, превратилась в отделение. Сейчас на нашем ФОБЭП - факультете обшей биологии, экологии и почвоведения - готовят биологов, экологов и почвоведов. Теперь общий курс экологии еще более изменился - углубился и расширился.
Как-то одна очень неплохая студентка сказала мне после лекции: “В экологии так много имен, что они совершенно не запоминаются”. “Как же без имен, - подумалось мне,- ведь это авторы установленных зависимостей, выявленных закономерностей, авторы интересных наблюдений и экспериментов, которым когда-то их открытая дорого стоили и не просто дались. Значит, надо что-то изменить, чтобы имена действительно не звучали отвлеченно”. Поэтому в книге сделана попытка посвятить упоминаемым исследователям хотя бы несколько слов. Ведь люди - это эпоха, эпоха же реализуется в различных странах через конкретную социально-политическую обстановку и потребности практики. А они. эти самые потребности практики, как раз и “двигают науку”, как говорил Дмитрий Иванович Менделеев.
Возможно, на мой “исторический крен” повлиял и жизненный опыт. Многие из наших педагогов обращали внимание на “историю вопроса”. Особенно это любил делать профессор М. Н. Тиличенко, читавший органическую химию: Почему возникла проблема или вопрос? Кто и как его разрешил? А другой обожаемый нами профессор -
А.              И. Шлыгин преподносил всегда разные точки зрения, мнения представителей разных научных школ, и опять это были имена, а за ними стояли накал научных страстей, а часто и жизненные трагедии.
Именно поэтому большой раздел книги посвящен Эрнсту Гек- келю. поскольку, как правило, ничего, кроме того, что понятие ‘•экология’’ было введено в науку немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г., в учебниках по экологии не сообщается. И даже более, можно встретить не тот год и не ту книгу, где это было сделано впервые. Что же касается предмета экологии и ее задач, то здесь наблюдаются большие вариации, причем они особенно характерны для зарубежных авторов. а также прикладных экологов - каждый смотрит на экологию по-своему.
Мы высоко ставим и активно используем “Основы экологии” Ю. Одума (1975) и его же “Экологию” в 2т. (1986), атакже книги других зарубежных авторов: Р. X. Уиттекера “Сообщества и экосистемы” (1980), Ф. Рамада “Основы прикладной экологии” (1981), М. Бигона с соавторами “Экология. Особи, популяции, сообщества” в 2 т. (1989). Однако в этих действительно хороших книг ах практически не цитируются российские авторы (за исключением Г.Ф. Гаузе и иногда упоминающихся В.В. Докучаева и В.И. Вернадского). Не приводятся в них, естественно, и российские примеры, не обсуждаются российские проблемы. Да и достать эти книги с каждым годом становится труднее.
Пользующиеся спросом у студентов хорошие отечествегпгые учебники: “Экология” Н. М. Черновой и А. Н. Быловой (1988), “Основы общей экологии и охраны природы” Г. А. Новикова (1979), “Справочное пособие по биосфере, экологии и охране природы” К. М. Сытника с соавторами (1987), “Экологический энциклопедический словарь” И. И. Дедю (1990) - представляют собой давно не переиздававшиеся книги. Некоторые из них стали почти библиографической редкостью. Поэтому мне представлялось, что необходимо написать новый учебник, в котором нашел бы отражение более современный материал и экологические особенности и проблемы нашей страны.
Говорят. что идеи носятся в воздухе. И, конечно, не мною одной осознавалась необходимость сделать новое учебное пособие по экологии. Когда данная книга уже была сдана в издательство, появились три новых учебника: “Экология” А. С. Степановских (1997), предназначенная для студентов биологических и сельскохозяйственных специальностей, “Экология” И. А. Шилова (1997). для биологических и медицинских специальностей, “Общая экология: взаимодействие общества и природы" К. М. Петрова (1998), ориентированная на сту

дентов природоохранных специальностей. Однако появление этих книгне изменило моих намерений и еще более укрепило в решимости опубликовать учебник для студентов университетов - экологов и. конечно, биологов.
Один из рецензентов, имея в виду нынешнее значительно расширенное понимание относимых к современной экологии проблем, предложил дать название книге “ Биоэкология''.
Однако такое словосочетание представляется для большинства биологов абсолютно недопустимым (что. кстати, привело к отмене этой специализации, ранее объявленной ВАКом).
Вместе с тем можно понять и сторонников термина “биоэкология", пытающихся отделить ее от технических и других небиологических направлений в экологии. Разрешение этого противоречия видится в разделении эколопш на общую экологию и чрезвычайно важную для человека прикладную экологию, куда должны быть включены вопросы оценки качества среды, сохранения благоприятного ее состояния, проблемы инженерной, промышленной, медицинской и сельскохозяйственной эколопш, а также эколого-демографические исследования. Все они подробно рассмотрены в превосходной книге Ф. Рамада “Основы прикладной эколопш" (1981).
Автор хорошо знаком с проблемами прикладной экологии, так как вел и ведет исследования по оценке загрязнен mi и восстановлению нарушенной среды, а также разработал и читал ряд спецкурсов, таких как “Биоиндикация качеств среды", “Биологические методы очистки вод", “Экологические проблемы Дальневосточного решена".
И все же, как мы полагаем, фундаментом для всех экологических направлений является общая экология - исходно биологическая дисциплина.
Общая экология - это очень широкая область, в которой в последние годы наиболее интенсивно развивается верхний, самый сложный уровень- биосферный. Поток информации идет лавиной. Времени на то, чтобы все улеглось, образовалось и только потом вошло в учебники, не отпущено. Развитие стремительно идет вперед. И можно быть уверенным, что наши некоторые сегодняшние представления через три-пять лет будут уже устаревшими, ведь, к примеру, буквально в считанные годы многие из нас осознали, что мы, зем.ляне, весь органический мир, - частичка Мироздания, что мы связаны с ближним и дальним космосом, зависим от него и находимся под его влиянием. По этим причинам в данной книге биосфере посвящена большая глава.
При подготовке книги мне очень помогли своими критическими замечаниями, заинтересованным отношением и советами академики РАН морские биологи и экологи А. В. Жирмунский и
О.              Г. Кусакин, проработавшие в нашем университете более 30 лет. грамотный филологи разносторонний человек к.ф.н. Г. Ф. Низяева. Неоценимую техническую помощь оказали коллега по Тихоокеанскому институту географии: заместитель директора к. г. н. А. Н. Качур, инженеры Г. А. и А .В. Власовы, а также студенты Е. Титяева и Е. То- дарчук и особенно Т. Кашкинова. Меня постоянно поддерживали сотрудники кафедры экологии и факультета, друзья из академических институтов. О подготовке книги знали и ждали ее мои студенты-экологи. Только благодаря всем им вместе и стало возможным появление данного учебника.
Конечно, избежать недочетов и отдельных ошибок невозможно. Поэтому буду благодарна за все замечания, советы и пожелания.




| >>
Источник: Н. К. Христофорова. Основы экологии. 1999

Еще по теме Предисловие:

  1. П РИЛОЖЕ Н ИЯ ПРЕДИСЛОВИЕ
  2. Предисловие
  3. Предисловие
  4. ПРЕДИСЛОВИЕ
  5. ПРЕДИСЛОВИЕ
  6. Предисловие
  7. ПРЕДИСЛОВИЕ
  8. ПРЕДИСЛОВИЕ
  9. ПРЕДИСЛОВИЕ
  10. ПРЕДИСЛОВИЕ
  11. ПРЕДИСЛОВИЕ
  12. ПРЕДИСЛОВИЕ
  13. ПРЕДИСЛОВИЕ
  14. ПРЕДИСЛОВИЕ