Как рождалась экология


Первые экологические мотивы явно прослеживаются в древнейших памятниках письменности, хотя исследования мифологических представлений разных народов не оставляют сомнений в том, что появились они не на пустом месте.
Это проявляется и в обожествлении многих природных объектов — лесов, вод, огня и т. п., и в выделении видов животных — покровителей племени, и в системе табуирования.
Для древних цивилизаций Египта, Китая, Индии было свойственно преклонение перед природой [Круть, Забелин, 1988]. Вырабатывались определенные нормы природопользования, создавались заповедные участки. Это позволяет говорить о появлении явно выраженной экофильной тенденции отношения людей к природе. Вместе с тем нередко прослеживается и экофобия, направленная на конфронтацию с природой [Круть, Забелин, 1988].
Экологические мотивы получили дальнейшее развитие в античную эпоху. Эпикур из Самоса (342—271 гг. до н. э.) фактически ввел представление о невозобновимых ресурсах: «Богатство, требуемое природой, ограниченно и легко добывается, а богатство, требуемое пустыми мыслями, простирается до бесконечности» . Геродот из Галикарнаса (484—425 гг. до н. э.) привел многочисленные описания естественных и нарушенных экосистем того времени, а Гиппократ из Косса (460—377 гг. до н. э.) заложил основы современной экологии человека.
Знаменитый Платон Афинский (428—348 гг. до н. э.) описывал разнообразные последствия деятельности человека: «В те времена еще неповрежденный край имел и высокие многохолмные горы, и равнины, которые ныне зовутся каменистыми, а тогда были покрыты мягкой почвой, и обильные леса в горах». Экологические мотивы звучат и в основных трудах не менее знаменитого Аристотеля из Стагиры (384— 322 гг. до н. э.), в том числе он отмечал влияние эколого-географических условий на государственное устройство и его эффективность.
Теофраст из Эреса (372—287 гг. до н. э.) фактически создал базу для экологии растений: «Одни растения, например, больше любят болото, другие — озера, третьи — реки, а есть и такие, которые растут во всех этих местах».
Позже Тит Лукреций Кар (99—55 гг. до н. э.) обратил внимание на экологическую роль почвы и на важность связей между живыми организмами и неживой природой, а Публий
Вергилий Марон (70—19 гг. до н. э.) обосновал целесообразность введения севооборотов и подчеркнул необходимость предварительного исследования территории перед ее освоением. Плиний Старший (23— 79 гг.) описывал негативные результаты хозяйствования: «В Фессалии, около Ларисы, после осушки озера местность стала холоднее и вывелись маслины, которые там были раньше... На Сиракузской равнине пришлый земледелец, удалив камни с поля, терял свой урожай в грязи, пока не положил камни обратно».
В Европе в Средние века прослеживается сосуществование экофильных и экофобных мотивов. Так, даже в законодательных актах определяются различия охраняемых участков и сельскохозяйственных земель: «Пусть леса и заповедные рощи наши хорошо охраняются; и где окажется удобнее место для расчисток, пусть расчищают и не позволяют полям зарастать лесом...» («Капитулярий о поместьях», VIII в.).
Но хорошо видно и влияние ветхозаветной идеи: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле». Кроме того, природа в эту эпоху часто рассматривается в качестве источника темных сил, чародейства.
В эпоху Возрождения, отношение к природе меняется, становится более экофильным. Николай Кузанский (1401—1464 гг.) высказывает мысли, позже получившие развитие в представление о биосфере. Знаменитый Леонардо да Винчи (1452— 1519 гг.) обсуждает идею круговорота: «... народившиеся, совершив свой круг, дадут земле приращение, умирая и разлагаясь...» А Мишель Монтень (1533—1592 гг.) пишет о “равенстве” человека и животных.
Эти мотивы уходят в тень после начала Нового времени. С XVII в. утверждается идея о безусловном господстве человека над природой [Круть, Забелин, 1988]. Так, английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626 гг.), провозгласив идею о заключении мира между людьми, предлагает им объединиться «на борьбу с природой». Антропоцентризм господствовал в представлениях многих мыслителей. Но некоторые естествоиспытатели думали иначе. Например, Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803 гг.) предупреждает: «Не надо думать, будто люди в силах единым махом обратить чужую часть света в
Европу, стоить только порубить леса и возделать землю; все живое творение — это одна живая взаимосвязь, и изменять ее можно только с большой осторожностью».
Географические открытия XV—XVIII вв. привели к изменению представлений европейцев о разнообразии жиых существ и их сообществ. Во многом это способствовало появлению в XIX в. тех идей, которые легли в основу экологии. Необходимо отметить некоторые из них:
1826 г. — Фридрих Генрих Александр фон Гумбольдт показывает тесную связь живого и неживого вещества и обсуждает идею о сфере жизни; до этого он вводит представление о природных зонах;
1850 г. — Карл Францевич Рулье формулирует представление об общине (в современном понимании — о популяции);
1866 г. — Чарлз Лайель высказывает идею о системных взаимодействий в природе;
1875 г. — Эдуард Зюсс вводит представление о биосфере;
1877 г. — Карл Август Мёбиус формулирует представление о биоценозе;
1881 г. — Чарлз Роберт Дарвин выясняет почвообразующую деятельность дождевых червей. Естественно, в этом ряду стоит и предложение Э. Геккеля о выделении экологии в качестве науки (см. предисловие).
Однако бурное развитие экологии началось только в XX в., когда, с одной стороны, широкое распространение стал получать системный подход, а с другой стороны, появились возможности исследования разнообразных проблем, связанных с экологией. Но последний этап истории этой науки еще не завершен. Можно только констатировать, что он был очень сложным и его анализ — дело будущего. 
<< | >>
Источник: Сергеев М. Г.. Основы экологии: Учеб. пособие. 2005

Еще по теме Как рождалась экология:

  1. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА
  2. 1.5. Учет организмов как специфический метод экологии
  3. Пища как фактор в экологии животных
  4. 1. 6. Современное состояние экологии
  5. ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ
  6. Развитие популяционной экологии. 
  7. Развитие экспериментальной экологии
  8. Предмет экологии насекомых
  9. 1. 4. Основные разделы экологии
  10. Развитие экологии животных в 20—40-х годах
  11. Сергеев М. Г.. Основы экологии: Учеб. пособие, 2005
  12. Популяционная экология
  13. Российские основоположники экологии. 
  14. ЭКОЛОГИЯ КЛЕТКИ