Как рождалась экология
Первые экологические мотивы явно прослеживаются в древнейших памятниках письменности, хотя исследования мифологических представлений разных народов не оставляют сомнений в том, что появились они не на пустом месте.
Для древних цивилизаций Египта, Китая, Индии было свойственно преклонение перед природой [Круть, Забелин, 1988]. Вырабатывались определенные нормы природопользования, создавались заповедные участки. Это позволяет говорить о появлении явно выраженной экофильной тенденции отношения людей к природе. Вместе с тем нередко прослеживается и экофобия, направленная на конфронтацию с природой [Круть, Забелин, 1988].
Экологические мотивы получили дальнейшее развитие в античную эпоху. Эпикур из Самоса (342—271 гг. до н. э.) фактически ввел представление о невозобновимых ресурсах: «Богатство, требуемое природой, ограниченно и легко добывается, а богатство, требуемое пустыми мыслями, простирается до бесконечности» . Геродот из Галикарнаса (484—425 гг. до н. э.) привел многочисленные описания естественных и нарушенных экосистем того времени, а Гиппократ из Косса (460—377 гг. до н. э.) заложил основы современной экологии человека.
Знаменитый Платон Афинский (428—348 гг. до н. э.) описывал разнообразные последствия деятельности человека: «В те времена еще неповрежденный край имел и высокие многохолмные горы, и равнины, которые ныне зовутся каменистыми, а тогда были покрыты мягкой почвой, и обильные леса в горах». Экологические мотивы звучат и в основных трудах не менее знаменитого Аристотеля из Стагиры (384— 322 гг. до н. э.), в том числе он отмечал влияние эколого-географических условий на государственное устройство и его эффективность.
Теофраст из Эреса (372—287 гг. до н. э.) фактически создал базу для экологии растений: «Одни растения, например, больше любят болото, другие — озера, третьи — реки, а есть и такие, которые растут во всех этих местах».
Позже Тит Лукреций Кар (99—55 гг. до н. э.) обратил внимание на экологическую роль почвы и на важность связей между живыми организмами и неживой природой, а Публий
Вергилий Марон (70—19 гг. до н. э.) обосновал целесообразность введения севооборотов и подчеркнул необходимость предварительного исследования территории перед ее освоением. Плиний Старший (23— 79 гг.) описывал негативные результаты хозяйствования: «В Фессалии, около Ларисы, после осушки озера местность стала холоднее и вывелись маслины, которые там были раньше... На Сиракузской равнине пришлый земледелец, удалив камни с поля, терял свой урожай в грязи, пока не положил камни обратно».
В Европе в Средние века прослеживается сосуществование экофильных и экофобных мотивов. Так, даже в законодательных актах определяются различия охраняемых участков и сельскохозяйственных земель: «Пусть леса и заповедные рощи наши хорошо охраняются; и где окажется удобнее место для расчисток, пусть расчищают и не позволяют полям зарастать лесом...» («Капитулярий о поместьях», VIII в.).
В эпоху Возрождения, отношение к природе меняется, становится более экофильным. Николай Кузанский (1401—1464 гг.) высказывает мысли, позже получившие развитие в представление о биосфере. Знаменитый Леонардо да Винчи (1452— 1519 гг.) обсуждает идею круговорота: «... народившиеся, совершив свой круг, дадут земле приращение, умирая и разлагаясь...» А Мишель Монтень (1533—1592 гг.) пишет о “равенстве” человека и животных.
Эти мотивы уходят в тень после начала Нового времени. С XVII в. утверждается идея о безусловном господстве человека над природой [Круть, Забелин, 1988]. Так, английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626 гг.), провозгласив идею о заключении мира между людьми, предлагает им объединиться «на борьбу с природой». Антропоцентризм господствовал в представлениях многих мыслителей. Но некоторые естествоиспытатели думали иначе. Например, Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803 гг.) предупреждает: «Не надо думать, будто люди в силах единым махом обратить чужую часть света в
Европу, стоить только порубить леса и возделать землю; все живое творение — это одна живая взаимосвязь, и изменять ее можно только с большой осторожностью».
Географические открытия XV—XVIII вв. привели к изменению представлений европейцев о разнообразии жиых существ и их сообществ. Во многом это способствовало появлению в XIX в. тех идей, которые легли в основу экологии. Необходимо отметить некоторые из них:
1826 г. — Фридрих Генрих Александр фон Гумбольдт показывает тесную связь живого и неживого вещества и обсуждает идею о сфере жизни; до этого он вводит представление о природных зонах;
1850 г. — Карл Францевич Рулье формулирует представление об общине (в современном понимании — о популяции);
1866 г. — Чарлз Лайель высказывает идею о системных взаимодействий в природе;
1875 г. — Эдуард Зюсс вводит представление о биосфере;
1877 г. — Карл Август Мёбиус формулирует представление о биоценозе;
1881 г. — Чарлз Роберт Дарвин выясняет почвообразующую деятельность дождевых червей. Естественно, в этом ряду стоит и предложение Э. Геккеля о выделении экологии в качестве науки (см. предисловие).
Однако бурное развитие экологии началось только в XX в., когда, с одной стороны, широкое распространение стал получать системный подход, а с другой стороны, появились возможности исследования разнообразных проблем, связанных с экологией. Но последний этап истории этой науки еще не завершен. Можно только констатировать, что он был очень сложным и его анализ — дело будущего.
Еще по теме Как рождалась экология:
- ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА
- 1.5. Учет организмов как специфический метод экологии
- Пища как фактор в экологии животных
- 1. 6. Современное состояние экологии
- ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ
- Развитие популяционной экологии.
- Развитие экспериментальной экологии
- Предмет экологии насекомых
- 1. 4. Основные разделы экологии
- Развитие экологии животных в 20—40-х годах
- Сергеев М. Г.. Основы экологии: Учеб. пособие, 2005
- Популяционная экология
- Российские основоположники экологии.
- ЭКОЛОГИЯ КЛЕТКИ