<<
>>

1. 4. Основные разделы экологии

Итак, мы уже знаем, что экология - наука многоуровневая и иго она изучает отношения организмов с окружающей средой, которая имеет как неорганическую, так и органическую природу.

Уровень, или подразделение, экологии, рассматриваемый нами, зависит от того, что мы вкладываем в понятие среды. Если нас интересуют(взаи- моотношеиия организмов с физической средой и мы изучаем влияние на организмы совокупности таких физико-химических факторов, как температура, влажность, освещенность, соленость, давление и т. д., т. е. абиотических факторов, а также изучаем ответную реакцию, или отклик, особей на эти факторы, мы находимся на уровне экологии особей, экологии отдельных организмов - аутжологии. Это подразделение экологии тесно связано с физиологией, и потому в нем часто успешно используется техника лабораторных анализов.

(Задачей аутэкологии является установление пределов физикохимических факторов, которые организм выбирает из всего диапазона их значений) Изучение реакций организмов на воздействие факторов среды позволяет выявить не только эти пределы, но и физиологические, а также морфологические изменения, характерные для данных особей. Следовательно, аутэкология изучает взаимоотношения особей с внешней физической средой. В основе этих отношений лежат морфофизиологические реакции, т. е. отклик организмов на воздействие среды. С изучения этих реакций и начинается любое экологическое исследование. Термин аутэкология, как уже отмечалось, был введен Шретером именно шля обозначения экологии особей.

Основное внимание при изучении экологии особей уделяется биохимическим реакциям, интенсивности газообмена, водного обмена и другим физиологическим процессам, определяющим состояние организма. Экология широко использует физиологические методы исследования. Однако, как подчеркивал В. А. Радкевич (1983), физиология изучает функции организма и процессы, протекающие в нем, а также влияние на эти процессы различных факторов; экология же, используя физиологические методы, рассматривает реакции организмов на совместные воздействия этих факторов при строгом учете сезонной цикличности жизнедеятельности организма и внут- рипопуляционной разнородности.

При проведении аутэкологичес- ких исследований широко используется сравнительный экологический и эколого-географический методы, сопоставляется состояние и реакция организма на внешнее воздействие на разных стадиях онтогенетического развития. Наконец, большое место в этих исследованиях занимает изучение влияния на организм естественной и искусственной радиоактивности и всех видов загрязнения среды, обусловленного хозяйственной деятельностью человека.

Если же мы вкладываем в понятие среды окружение особи ей подобными организмами, т. е. представителями того же вида, то и отношение к окружению будет иным, соответствовать большей степени сложности, и законы, управляющие поведением совокупности особей одного вида, будут иными. Они будут касаться регуляции численности, конкуренции между себе подобными за пишу, за место, за самку, они будут касаться взаимоотношения родителей и потомства. Они будут управлять развитием или деградацией данного сообщества. Таким образом, в этом подразделении экологии изучаются проблемы, относящиеся к области демографии, й внутривидовым отношениям, и называется оно популяционной экологией, или учением о популяциях.

(' Важнейшей задачей популяционной экологии является выяснение условий, при которых формируются популяции, а также изучение внутрипопуляционных группировок и их взаимоотношений, организации (структуры), динамики численности популяции и законов. управляющих ею.(В популяционной экологии используются лабораторные и полевые методы исследований. Полевые методы позволяют установить результат влияния на популяцию определенного комплекса факторов, выяснить общую картину развития и жизнедеятельности вида в конкретных условиях. Однако наблюдения не могут дать точного ответа, например, на вопрос, какой же из факторов среды определяет характер функционирования вида или его популяций. На этот вопрос можно ответить только с помощью эксперимен- г

та, задачей которого является выяснение причин наблюдаемых в при- роде отношений.

В связи с этим экологический эксперимент носит, как правило, аналитический характер. Выводы, полученные в лабораторном эксперименте, требуют обязательной проверки в природе, что дает возможность глубже понять естественные экологические отношения популяций и сообществ.

Эксперимент может носить и самостоятельный характер. Например, результаты изучения экологических связей насекомых дают возможность установить факторы, влияющие на скорость развития, плодовитость, выживаемость ряда вредителей.

И, наконец, мы подошли к случаю, когда в окружение особи и ей подобных “собратьев” включаются представители других видов, обитающие в той же среде и на той же территории. В этом сложном сообществе во взаимодействии популяций может присутствовать вся гамма отношений - от враждебных (конкуренции, хищничества, паразитизма) до нейтральных, или индифферентных, и, наконец, взаимовыгодных.

Синэкологии, или экология сообществ, изучает ассоциации популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов, образующих сообщества, пути формирования и развития последних, структуру и динамику взаимодействия их с физико-химическими факторами среды, энергетику, продуктивность и другие особеннос- тЦ Базируясь на аутэкологии и популяционной экологии, синэкология приобретает общебиологический характер. Синэкологические исследован ия направлены на изучение сложного многовидового комплекса взаимосвязанных организмов, существующего в определенной среде, на рассмотрение с качественной и количественной стороны каждого из его компонентов во взаимодействии друг с другом.

В синэкологии широко используются химические и физиоло- дааеские методы. Химическими методами устанавливают накопление тех или иных минеральных и органических веществ в отдельных организмах сообщества и в сообществе в целом. Этими методами изучаются выделения растений, влияющие на соседние организмы, на всю ассоциацию и на круговорот элементов питания в сообществе.

Взаимоотношения между популяциями, составляющими биоценоз, столь сложны, что не поддаются не то что полному, но даже сколько-нибудь удовлетворительному анализу.

Поэтому на данном уровне - уровне синэкологии - исследователи вынуждены были перейти на изучение обмена веществ и энергии в среде, населенной многочисленными популяциями, а также на определение общего баланса.

На еще более высоком уровне синэкологию интересует то, сто происходит уже не в ограниченной среде, а в совокупности сред, образующих биосферу, - в наземно-воздушной, почвенной, водной. На

биосферном уровне экология, изучая явления и процессы, рассматривает превращения веществ и энергии, происходящие на нашей планете в целом.

Последнее подразделение экологии объективно отражает организацию проведения исследований на четырех разлитых соподчиненных уровнях. Между' всеми подразделениями и направлениями современной экологии существует тесная взаимосвязь и преемственность, хорошо прослеженная в определении сущности экологии, предложенном Н. П. Наумовым (1963): “Экология имеет дело лишь с той стороной взаимодействия организмов со средой, которая обусловливает развитие, размножение и выживаемость особей, структуру и динамику образуемых ими популяций, структуру и динамику' сообществ разных видов и исторически сложившиеся на их основе: 1) специфические приспособления видов; 2) внутривидовые отношения и специфическую структуру вида; 3) сообщества популяции разных видов, различные на разных участках земной поверхности, их взаимные приспособления, обеспечивающие биогенный круговорот веществ’'. 

<< | >>
Источник: Н. К. Христофорова. Основы экологии. 1999

Еще по теме 1. 4. Основные разделы экологии:

  1. РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ВЕТЕРИНАРНОЙ ЭКОЛОГИИ ГЛАВА 
  2. 8.10. ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
  3. Предмет, основные цели и задачи ветеринарной токсикологии с основами экологии
  4. Основные этапы развития и современные школы ветеринарной токсикологии с основами экологии
  5. Список основной литературы по популяционной экологии растений Монографии, сборники трудов научных конференций, учебная литература
  6. Раздел IV ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОСИСТЕМ
  7. Раздел II МИКРОЭВОЛЮЦИЯ
  8. Раздел I ОБЩАЯ ПАРАЗИТОЛОГИЯ
  9.   Раздел II ВЕТЕРИНАРНАЯ ГЕЛЬМИНТОЛОГИЯ
  10. Раздел IV ВЕТЕРИНАРНАЯ АКАРОЛОГИЯ
  11. Раздел V ВЕТЕРИНАРНАЯ ЭНТОМОЛОГИЯ
  12. Раздел I ОСНОВЫ эволюции
  13. Раздел III МАКРОЭВОЛЮЦИЯ