<<
>>

Видовые отличия наших лягушек и вопросы систематики

Более внимательное ознакомление с нашими обыкновенными лягушками — с их более тонкими морфологическими признаками и особенностями их образа жизни — дает нам возможность подойти на этом конкретном материале и к вопросу об обособлении отдельных видов, близких между собой по происхождению, то есть к вопросу об их дивергенции.

Водные и наземные лягушки.

Линней различал в фауне средней и северной Европы два вида лягушек, хорошо различимых и по внешнему виду и по образу жизни. К одному виду он отнес зеленых лягушек, которые держатся либо в воде, либо по берегам водоемов, и в начале лета задают там громкие «концерты»; вид этот получил у него название Rana esculenta, то есть «лягушка съедобная» (в Западной Европе мясистые бедра крупных зеленых лягушек употребляются в пищу и по вкусу их сравнивают с нежным мясом цыпленка). К другому виду Линней отнес всех наших бурых лягушек, ведущих более наземный образ жизни; им Линией дал название Rana temporaria, а по-русски мы называем этот вид «лягушка травяная».

Однако при более внимательном изучении оказалось, что под этими двумя старыми названиями скрываются не два, а четыре вида лягушек: два вида зеленых и два вида бурых.

Два вида зеленых лягушек. Еще в XVIII столетии знаменитый петербургский академик Паллас описал новый вид зеленых лягушек, который он встретил в больших количествах на юго-востоке Европейской России. Он назвал этот вид Rana ridibunda, то есть «лягушка-хохотунья», так как «издали голос ее походит на человеческий хохот».

В настоящее время в нашей литературе за линнеевской «лягушкой съедобной» утвердилось название прудовая, а за «хохотуньей» — озерная лягушка. Самое заметное различие между этими зелеными лягушками заключается в том, что у самцов прудовой, или «съедобной», лягушки раздувающиеся по бокам головы голосовые мешки (резонаторы) белого цвета (рис.

24) * а у озерной эти

резонаторы серые или даже черные. Различаются они и по Полосу: крик прудовой лягушки можно передать как «коакс... коакс», а озерной — «уорр... yopp..v уорр... круу». На убитых лягушках можно рассмотреть, что внутренний пяточный бугор на задних лапках у прудовой лягушки сжатый с боков и заметно выступающий, а у озерной бугор более плоский и короткий. Сами же задние ноги у озерной лягушки относитачьно длиннее, чем у прудовой (рис. 25).

Два вида бурых лягушек. Подобным же образом еще в первой половине прошлого столетия выяснилось, что и наши широко распространенные бурые лягушки в действительности относятся к двум различным видам: кроме травяной лягушки (Rana temporaria), у нас обыкновенна также похожая на нее лягушка остромордая (Rana terrestris, то есть «лягушка наземная»). Остромордую лягушку можно отличить от травяной по следующим признакам: 1) по более заостренной (если смотреть сверху), хотя и короткой мордочке, 2) по одноцветному (без пятен) беловатому или желтоватому брюху и, наконец, 3) по форме пяточного бугра на внутренней стороне задних лапок: у остромордой лягушки этот

бугор вытянутый и заметно выступающий, тогда как у травяной он более плоский и округлый (рис. 26). Иногда у остромордых лягушек бывает еще светлая полоска вдоль


Рис. 26. Задние лапки травяной (Л) и остромордой (Б) лягушек,

* спины, однако этот признак не является постоянным.

Различаются этп бурые лягушки и по голосам: голос самцов травяной лягушки — хриплое «о-о-о-о-о», а самцы лягушки остромордой издают глухое клохтанье («уэг-уэг-уэг»), похожее на бульканье воздуха, вырывающегося из горлышка опущенной в воду «пустой» бутылки (иногда его сравнивают и с доносящимся издали отрывистым лаем собаки).

Расхождение признаков у бесхвостых амфибий. Расхождение между двумя группами лягушек произошло, очевидно, в давние времена и привело к их резкому обособлению.

И озерная и прудовая лягушки остались близко связанными с водоемами и обладают покровительственной окраской, скрывающей их среди водной растительности и зеленой травы сырых берегов. С другой стороны, обе наши бурые лягушки перешли к более сухопутному существованию и их окраска хорошо гармонирует с цветом сырой почвы и мертвой лесной подстилки. И еще ранее пошли своими путями линии развития других наших бесхвостых амфибий — жаб и древесниц. При общем сходстве с лягушками, свидетельствующем об их довольно близком родстве, более коротконогие жабы, передвигающиеся только мелкими прыжками или даже попросту ползающие на четырех ногах, ведут ночной образ жизни и могут добывать только ползающую добычу; напротив, стройные и проворные древесницы, или квакши (у нас они водятся на Украине и на Кавказе), ловко лазают по ветвям деревьев и охотятся за крылатыми насекомыми. />На этих конкретных примерах, путем сравнения наших местных бесхвостых амфибий мы можем составить представление

о              том, как в пределах этой группы шло приспособление различных видов к различным условиям среды: как шла их адаптивная (то есть приспособительная) радиация.

Видовое обособление наших зеленых и бурых лягушек. Здесь линии развития действительно очень явственно расходятся по различным радиусам и приводят к образованию таких различных по своей биологии форм, как лягушки, жабы и древесницы, как водные — зеленые и наземные — бурые лягушки. Но в чем же выражается расхождение между близкими между собой формами зеленых и бурых лягушек, которое привело к их видовому обособлению?

Озерная лягушка приурочена к более обширным и открытым водоемам, и там, где она обитает совместно с прудовой, она держится более глубоких мест (с этим, по- видимому, связано и более сильное развитие ее задних ног, при помощи которых она быстро передвигается в воде). Икрометание у нее начинается раньше, чем у прудовой, и икру она откладывает в отдалении от берегов. Кваканье самцов озерной лягушки в период размножения звучит иначе, чем у самцов прудовой (см.

выше). Что же касается прудовых лягушек, то они держатся преимущественно в небольших заросших водоемах, среди закрытого лесного ландшафта и икру мечут вблизи от берегов. Таким образом, эти два вида расходятся по несколько различным между собой биотопам (местообитаниям), а там, где они населяют одно и то же озерко, держатся раздельно и размножаются в различное время; в этом, помимо различий в их морфологических признаках, и выражается их видовое обособление.

Дальнейшие наблюдения выяснили и приспособительное lt;значение той или иной формы пяточных бугров различных видов лягушек. Более высокий бугор прудовой лягушки позволяет ей закапываться в ил, ^его не может делать лягушка озерная; благодаря более высокому и заметно выступающему пяточному бугру остромордая лягушка на зимовку закапывается в почву и зимует в водоемах. Таким образом, и различия в строении пяточных бугров связаны у лягушек с обособлением отдельных близких между собой видов.

Так, на примере четырех видов наших обыкновенных лягушек перед нами вырисовываются пути расхождения основных линий их исторического развития (зеленые — водные и бурые — «сухопутные» лягушки) и их видового обособления.

Зоологические виды и подвиды. Для настоящего геологического момента видовые признаки оказываются достаточно устойчивыми и в процессе размножения воспроизводятся в длинных рядах сменяющих друг друга поколений. Со времен Линнея в научной литературе для обозначения каждого зоологического и ботанического вида применяется очень удобная бинарная (двойная) номенклатура — каждый вид обозначается двойным названием, причем на первом месте стоит название того рода, к которому относится данный вид, а на втором— его видовое название: Rana ridibunda — «лягушка-хохотунья» (озерная) , Rana terrestris — «лягушка наземная» (остромордая), Rana japonica — «лягушка японская». И когда, например, в 1879 году в одном французском научном журнале появилось описание нового вида Rana iberica, каждый зоолог любой национальности, даже не читая самого описания, мог видеть, что речь идет о животном, близком к уже известным видам рода Rana.

Однако более тщательное изучение широко распространенных видов обнаружило, что в некоторых частях своего обширного ареала (области распространения) у них образовались местные разновидности — географические подвиды, и теперь в научной литературе применяется уже не двойная, а тройная номенклатура. Так, более коротконогая, «сахарская» форма озерной лягушки, в которой этот вид встречается в зоне полупустыни (у нас — в южных районах Закавказья и в Туркмения), обозначается названием Rana ridi- bunda saharica, а наряду с ней и нашу обыкновенную «типовую» форму того же вида (т. е. его европейский подвид) также приходится именовать тройным названием: Rana ridibunda ridibunda.

Отметим также, что наши прудовые лягушки несколько отличаются от той типовой формы из Западной Европы, которую имел перед собой Линней, и ее следует отнести к подвиду Rana esculenta lessonae; травяные лягушки из Туркмении описаны под именем Rana temporaria warenzovi; подвид остромордой лягушки из Алтайского края получил соответствующее название Rana terrestris altaica, а ее юго-западный подвид, распространенный на территории Австрии, Венгрии, Румынии, Югославии и Болгарии, получил название Rana terrestris wolferstorffi (мы не будем описывать здесь тонкие отличительные признаки перечисленных вформ, отсылаем интересующихся к специальным определителям) .

Таким образом, в пределах четырех рассмотренных нами видов лягушек мы имеем целый ряд несколько различающихся между собой географических форм — подвидов, представляющих собой пока лишь различные формы существования соответствующих видов, связанные между собой переходами и этим качественно от ли-* чающиеся от обособившихся видов.

А для определения того, что же представляет собой систематическая категория вида в зоологии, мы при современном состоянии наших знаний можем принять ту же формулировку, к которой пришел в результате своих многолетних исследований академик В. Л. Комаров в книге «Учение о виде у растений»: «Вид есть совокупность поколений, происходящих от общего предка и под влиянием среды и борьбы за существование обособленных отбором от остального мира живых существ: вместе с тем вид есть определенный этап в процессе эволюции» [IV].

Рассмотренные нами четыре вида наших лягушек и могут служить хорошей иллюстрацией к этому положению.

На этом мы заканчиваем главу о лягушке, которая была использована здесь в качестве избранного «представителя)) животного мира — такого объекта, который при его доступности и удобстве изучения стоит уже на достаточно высокой ступени организации и многими своими чертами приближается уже к высшим группам позвоночных. На лягушке мы могли провести рассмотрение животного организма как единого целого, ознакомиться с системами органов, изучить его в развитии и выяснить понятия вида и рода как основных единиц зоологической систематики.

Рассмотрение жаб и других родичей наших лягушек уже выходит за рамки задач этой вводной темы, и читатель ознакомится с ними в порядке систематического обзора животного мира в главе, посвященной классу земноводных.

<< | >>
Источник: Яхонтов А.А.. Зоология для учителя.Том 1.. 1968

Еще по теме Видовые отличия наших лягушек и вопросы систематики:

  1. РОДНЯ ЛЯГУШЕК
  2. В отличие от собак, парад кошек будет значительно короче.
  3. 1.3.3. Видовой состав возбудителей Malassezia-инфекций и их распространенность у животных различных видов
  4. 1. Ближайший предок наших собак
  5. Проблема охраны и умножения наших рыбных богатств
  6. Культ кошек в Египте существовал чуть ли не до наших дней...
  7. И. Е. АМЛИНСКИЙ, Л. Я. БЛЯХЕР. ИСТОРИЯ БИОЛОГИИ С НАЧАЛА ХХ ВЕКА ДО НАШИХ ДНЕЙ, 1975
  8. 10-5. Диатропика и систематика
  9. Эволюционная систематика
  10. Зоологическая систематика на современном этапе
  11. alt="" /> 3* Экоморфологическая систематика
  12. Систематика и происхождение вида
  13. 10-2. Филогенетика, кладизм и систематика
  14. 8-2. Эволюция и систематика царств
  15. Систематика, зоогеография, история фаун
  16. Систематика и диагностика городских почв
  17. Вопросы для аттестации 1.
  18. К ИСТОРИИ ВОПРОСА
  19. Биологическая концепция вида и практика систематики
  20. ПИРОПЛАЗМИДОЗЫ Систематика, морфология и биология пироплазмид