<<

Животный и растительный мир как единое целое

Рассмотрение взаимоотношений между животными и растениями приводит нас к выводу, что они тесно и неразрывно связаны друг с другом. Мы видели, что многие морфологические, физиологические и биологические особенности как тех, так и других обязаны своим происхождением и могут быть поняты только в этой связи.

Однако ведущее связующее звено лежит значительно глубже.

Основной процесс, характеризующий живую органическую материю, обмен веществ — ее непрерывное разрушение и воссоздание — составляет основу жизни всей биосферы. В круговорот органогенных элементов при этом вовлекаются также атмосфера, гидросфера и поверхностные слои литосферы. Есть основания предполагать, что атмосферный кислород и углекислый газ обязаны своим происхождением, если не полностью, то в значительной части, жизнедеятельности организмов, ею же поддерживаются и современные количественные соотношения этих газов. Пополнение углекислоты в атмосфере идет в основном за счет выделения ее животными, и при отсутствии последних запасы ее были бы исчерпаны растениями менее чем за 200 лет. В этом основном процессе, характеризующем живую материю, неразрывно связываются между собой обе части органического мира: продуценты и редуценты, представленные

1 П. Ю. Шмидт, Организм среди организмов, 1927.

растительными организмами, и консументы — животные. Органический мир возник, существует и может существовать только в этой взаимосвязи и в пей только и может мыслиться. В этой связи, которая может быть обозначена как связь геохимическая, обе части биосферы, растения и животные, объединяются в единую подвижную систему, отдельные крупные и мелкие части которой в общем движении развиваются и эволюционируют не только рядом друг с другом, но и как составные части единого целого. Эта геохимическая связь основных компонентов биосферы может быть представлена в виде нижеследующей грубой схемы.

Конкретно эта связь проявляется, прежде всего, в количе-

flgfrfjyjmj—-—                —              —

и пространстве.

В Северном море весной, в связи с большим количеством питательных солей, накопляющихся здесь в зимний период, наблюдается массовое развитие фитопланктона, на базе которого начинает быстро увеличиваться и численность зоопланкте- ров. Последние, питаясь фитопланктоном, постепенно снижают его количество настолько, что к концу лета сами оказываются в недостаточных условиях питания и численность их уменьшается. Освободившись от чрезмерных потребителей, продуценты осенью дают новый подъем численности.

У берегов Чили наблюдается богатое развитие фитопланктона, а в связи с этим и обилие зоопланктона и других морских животных. Это объясняется в значительной степени сосредоточением здесь птичьих базаров, многомиллионное население которых. производит, непрерывное удобрение прилегающих участков моря, внося в воду огромное количество своего помета. Количество гуано, скопляющееся здесь ежегодно на прибрежных скалах, занятых базарами, достигает 10 млн. г, и, надо полагать, что меньшее количество его поступает непосредственно в море.

Подобные же соотношения богатства растительного покрова и численности животного населения, несомненно, имеют место и на суше, хотя мы не располагаем пока конкретными цифровыми данными. Однако эта количественная связь продуцентов и консументов легко может быть констатирована даже на глаз при сопоставлении численности животного населения, например, в выгоревшей летом степи и в соседнем влажном поле, с луговой растительностью или в участке прилегающего байрачного леса.

К общей связи растительного и животного мира качественного порядка следует отнести обоюдную их зависимость, проявляющуюся в сопряженном территориальном распределении как определенных, связанных между собой видов, так и больших и малых их группировок. Как общее правило, богатство и разнообразие животного населения в любой области обу- еловливаетея степенью разнообразия растительного покрова.

Эг же зависимость в большей или меньшей степени накладывав- свой отпечаток на зональное распределение органического мир; п на детали этого распределения по. стациям, вплоть до точ ного совпадения ареалов связанных между собой видов ра стений и животных.

Каждая жизненная зона (и основные ее ландшафты) ха растеризуются определенным видовым составом и жизненным! формами животного населения, большая часть которого нахс дит все необходимые "условия для своего нормального су шествования лишь при наличии и в окружении свойственно! данной зоне растительности. Такова характеристика обитани:

од з інші liW.Y т и шив npf-nR пткпытму тпяидннгтму ПППРТПЯНГТД

1

i\у і сі у nrif\w о, uuiiu і huh par. iniv-viuuu^ni л vui/iv-t дриоїшіл mwiu

обитаний — биотопов и стаций. Особенно тесна связь расти тельноядных монофагов и олигофагов с ареалом распростра нения их кормовых растений.

С другой стороны, и распространение многих растений зави сит от наличия тех или других животных, являющихся и: специальными опылителями, распространяющих их семена или наоборот, своей вредоносностью препятствующих существо ванию тех или других видов в областях или на территории занятой данными вредителями. Таковы, например, все орнито фильные и энтомофильные растения, растения с особенно глу бокими венчиками-нектарниками, опыляемые шмелями или оп ределенного вида бабочками (некоторые примеры такой зави симости были уже рассмотрены ранее).

Весьма вероятно также, что преобладание в высоких широ тах деревьев и кустарников с ветроопыляемыми цветами об} еловливаетея в известной мере ограниченностью здесь насеке мых-опылителей. С другой стороны, оттеснение в эти широть хвойных, возможно, связано с повышенной вредоносной дея тельностыо листоядных насекомых в более теплых областях так как сильное объедание зеленых частей значительш хуже переносится хвойными растениями, нежели лиственными и зачастую ведет к гибели их или ослаблению. Ослабленные же деревья, в свою очередь, легче поддаются нападению различ 'ных короедов и заболонников, которые заканчивают разруше ния, причиненные хвойным насаждениям листоедами, И, на оборот, отсутствие или ограниченность вредителей способствуе иногда массовому развитию того или другого вида растений Так, некоторые завезенные человеком растения, не встречая и; новой территории своих естественных врагов и паразитов, часті Широко и быстро распространяются и могут стать массовым! сорняками на новой родине (как, например, мелколопестник— Erigeron canadensis — в степной Украине или водяная чума - Elodea canadensis — в водоемах Европы). Интродукция, вве дение соответствующих фитофагов, может значительно снизит;

распространение таких растений, и применяется в качестве биологического метода борьбы с сорняками.

Наряду с указанной географической связью между животными и растениями повсеместно наблюдается и связь хронологическая. Зависимость животного от кормового растения приводит к совпадению жизнедеятельности, например, данного насекомого с временем цветения или с периодом образования плодов и семян или развития вегетативных частей, служащих ему пищей. Сюда же следует отнести и. миграции животных, обусловливаемые массовым поспеванием плодов, ягод, орехов, желудей или развитием глистогонных и других растений, являющихся необходимой частью нормального пищевого рациона данного вида животного.

Общая глубокая связь и взаимозависимость мира растений и мира животных накладывает свой отпечаток на морфологические и физиологические особенности составляющих эти миры компонентов.

В процессе борьбы с фитофагами растения, как мы видели, развивают разнообразные морфологические и физиологические средства защиты; среди животных же, в силу конкурентной борьбы за пищу, возникают «специалисты», способные использовать наряду с другими и эти так или иначе защищенные растения или виды, перешедшие полностью, а иногда и исключительно на питание этими последними.

На почве же симбиотических отношений, облегчающих животным питание, а растениям опыление или распространение семян, растения в конкурентной борьбе за привлечение опылителей развивают яркие околоцветники, образуют соцветия, вырабатывают ароматические вещества и нектар, нередко защищая его от бесполезных грабителей глубоким или закрывающимся венчиком; образуют привлекающие животных плоды, снабжают семена прицепками и т. п. При этом параллельно идет специализация опылителей и потребителей плодов, выражающаяся в приспособлениях ротового аппарата, приспособлениях для летания у плодоядных птиц и млекопитающих, в трепещущем полете колибри и бражника и в других морфологических и биологических Особенностях.

Все вышеизложенное приводит нас к выводу, что растительный и животный мир эволюционирует в тесной зависимости, как единое целое.

Эта зависимость прекрасно выражена в простых и глубоких словах Дарвина:

«Нам не должно казаться парадоксальным, что разнообразные, пестрые душистые цветы вызваны к жизни насекомыми, что, наоборот, многие насекомые, приспособляясь к пище, доставляемой цветами, претерпели ряд преобразований не только в строении своего ротового аппарата, но, может быть, и более существенные, и что, наконец, целый отряд насекомых, состоящих из многих тысяч видов, а именно бабочки, вовсе нё существовали бы не будь цветов».

Эта непосредственная эволюционная связь существует не только между насекомыми и растениями, но также между этими последними и почти всеми классами животных. Известны работы ряда американских авторов, освещающие вопрос эволюции предков лошади на фоне и в непосредственной зависимости от изменения растительного покрова. Постепенное изменение климатического режима в северо-западной части Северной Америки повело к иссушению почвы и постепенной смене влажного леса степным ландшафтом, с более твердой почвой и жесткой степной растительностью. В связи с этим трехпалые предки лошади, приспособленные к мягкой лесной почве и к питанию сочной лесной растительностью, постепенно дали однопалых, а бугорчатая зубная система первых травоядных сменилась зубами с плоскими складчатыми коронками, приспособленными к перетиранию относительно сухих и твердых степных злаков.

Птицы, а также летающие и лазающие млекопитающие, в том числе и предки человека, хотя бы и отдаленные, могли развиться лишь при наличии древесной растительности, так как только здесь мог возникнуть планирующий прыжок и осуществиться переход от прыжка к полету. Лазание же по деревьям дало основу охватывающей конечности с противопоставленным большим пальцем, которая превратилась впоследствии в универсальную руку, сыгравшую такую важную роль в очеловечении обезьян.

Как уже неоднократно было отмечено, не только отдельные виды животных и растений связаны между собою, но и весь растительный покров и все животное население отдельных биотопов находится между собой в тесной взаимной связи, образуя растительно-животные сообщества — биоценозы.

Комплексом биоценозов является и весь органический мир земли в его взаимосвязи, составляющей общий биоценоз внешнего порядка, биосферу в целом, так называемую геомериду.

Связь животных и растений восходит к первым этапам обособления продуцентов и консументов от тех первоначальных организмов, которые, согласно А. И. Опарину, образовались из возникшей на земле органической материи и, живя в ней, как в питательной среде, усваивали ее наподобие современных сапрофитов. Тогда в процессе естественного отбора стало получать преимущество то направление развития, в котором организмы переходили на минеральное питание путем хемосинтеза и фотосинтеза. Последний путь, на котором организмы получили способность для образования органической пищи осваивать неисчерпаемые источники солнечной энергии, развернулся в грандиозное развитие огромного растительного мира. Выделение растений влекло с собой по закону диалектического единства — единства противоположностей — возникновение другого могучего крупного ствола организмов — мира животного. Объединенные основной геохимической связью оба ствола органического мира,-развиваясь и эволюционируя, сплетались между собой многообразными вторичными взаимоотношениями в единую подвижную сложную систему.

Основной движущей силой геомерида являются противоречия между продуцентами и консумен-Гами, а также противоречия тех и других со средой неорганической. Эта борьба осложняется конкуренцией и другими видами противоречий, возникающих как в отношениях животных между собою, так и внутри растительного мира.

Так, под влиянием возникающих и разрешающихся внутренних противоречий различного порядка на арене земли, как диалектическое единство противоположностей, развивается и эволюционирует растительный и животный мир.

<< |
Источник: М. П. АКИМОВ. Экология животных. ИЗДАТЕЛЬСТВО КИЕВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1959. 1959

Еще по теме Животный и растительный мир как единое целое:

  1. ДОМ И САД КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
  2. 13. Российский эволюционизм: мир как целое
  3. 14. Мир как целое у Ганса Дриша. Энтелехия
  4. 13** Мир гак географическое целое
  5. 13.4. Организм как целое в историческом и индивидуальном развитии. Соотносительные преобразования органов
  6. Термиты как разрушители растительных остатков
  7. РАСТЕНИЕ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ ПОКРОВ КАК ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
  8. Растительный покров болот как индикатор генезиса, строения и глубины торфяных отложений
  9. СПИСОК РАСТИТЕЛЬНЫХ ВИДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ КАК КОРМА ДЛЯ ДОМАШНЕЙ ПТИЦЫ В УСЛОВИЯХ ТЕПЛОГО И УМЕРЕННОГО КЛИМАТА
  10. На границе животного и растительного мира
  11. Воспроизводство и охрана животного и растительного мира
  12. Пища как фактор в экологии животных
  13. Глава 27. ИЗУЧЕНИЕ БИОСФЕРЫ И ВОПРОСЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
  14. Корова как молочное и мясное животное
  15. Как относились к животным наши далекие предки?..
  16. ГЛАВА 23 ЯДОВИТОСТЬ ЖИВОТНЫХ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
  17. Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Лошадь как божество, 2010
  18. ФАКТОРЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ Вода как среда обитания животных