<<
>>

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ Подтверждение третьей предпосылки, доказывающей циркуляцию крови

До сих пор мы говорили о количестве крови, проходящей через сердце и легкие и находящейся в центре тела, а также — проникающей из артерий в вены на периферию. Нам остается объяснить, как кровь возвращается по венам из конечностей тела в сердце и каким образом вены являются сосудами, единственная функция которых есть возвращение крови из конечностей в центр.

Когда amp;то будет сделано, то наши три предпосылки относительно циркуляции крови будут ясно установлены и легко приемлемы как истинные и достаточно доказанные. Об этом свидетельствует форма клапанов, расположенных внутри вен, функции этих клапанов и наглядные опыты.

Знаменитому Иерониму Фабрицию из Аквапендента р4], искусному анатому и почтенному старцу, а по мнению ученого Риолана — Сильвию Р5] принадлежит честь первоначального описания и представления о перепончатых клапанах вен, сигмообразных или полулунных, которые можно рассматривать как чрезвычайно тонкие части внутренних тканей вен, образующие в сосудах выступы. Они расположены gt;на некотором расстоянии друг от друга и неодинаковым

образом у разных людей; присоединенные к боковым частям вены, они имеют вершины, которые обращены к началу вены и смотрят в просвет сосуда; большею частью бывает их два; они находятся друг против друга и соприкасаются. Они так тесно соприкасаются своими свободными сторонами, что совершенно препятствуют чему бы то ни было проходить от основы вены в ее подразделения и из большей вены в меньшую; таким образом выпуклая сторона одних клапанов направлена к выгнутой стороне противоположных, и наоборот.

Тот, кто открыл эти клапаны, не мог определить их прямого назначения, а прочие ничего к этому не прибавили. В действительности они не предназначены препятствовать падению крови сверху вниз, ибо имеются такие, которые, находясь в шейных венах, направлены вверх для того, чтобы мешать крови подниматься, и на всем теле они обращены кверху по направлению к началу вен и области сердца.

Я же, впрочем, как и другие авторы, иногда видел их в почечных венах и брыжеечных сосудах обращенными по направлению к полой и воротной венам. Прибавим, что их не наблюдается в артериях и что у собак и быков эти клапаны расположены в той части, где расходятся берцовые вены, в начале крестцовой кости или в венозных разветвлениях, близ копчиковой кости; там, однако, тяжесть крови не так опасна ввиду горизонтального положения сосудов. Эти клапаны существуют в шейных венах не для предупреждения апоплексии, как думают некоторые авторы, ибо во время сна необходимо, чтобы материя свободно могла проходить в голову по сонным артериям. И не для того существуют они в пунктах разветвления, чтобы задерживать кровь по маленьким веткам и мешать ее концентрации в более обширных и более широких сосудах, ибо клапаны наблюдаются и не в пунктах разветвления, но я их видел в большем количестве там, где есть разветвления. Они предназначены также не для того, чтобы замедлять движе

ние крови, отбрасываемой из центра тела. Правдоподобнее думать, что скорость крови уже сама по себе достаточно- замедляется тем, что она проходит из больших сосудов в меньшие, тем, что она удаляется из источника, или потому, что из более теплых мест проходит в охлажденные.

Клапаны же предназначены для того, чтобы мешать крови проходить из больших вен в меньшие (во избежание разрыва или растяжения их), и для того, чтобы заставить кровь течь из конечностей в центр, а не наоборот. Для беспрерывного движения по направлению к центру тонкие клапаны поддаются легко, но препятствуют противоположному движению. Они расположены и устроены таким образом, что если мало-помалу и протекает немного крови между выпуклостями верхнего клапана, то нижний клапан, расположенный поперек, принимает эту кровь своей вогнутой стороной и препятствует ее дальнейшему ходу.

При рассечении вен мне часто приходилось наблюдать, что если я вводил зонд по направлению от основания вен к мелким разветвлениям, то несмотря на все ухищрения из-за противодействия клапанов я не мог ввести его далеко.

Если же, наоборот, я вводил зонд от малых венозных раз- ветвлений к началу вены, то при этом не испытывал никаких затруднений. Это происходило оттого, что клапаны, расположенные попарно друг против друга, при своем приподнимании соприкасаются свободными сторонами к середине вены так, что ни простым глазом, ни зондом невозможно приметить самого малого отверстия. Но они с большой легкостью поддаются введенному туда зонду и (наподобие шлюзов, которые сопротивляются течению рек) очень легко пригибаются; наоборот, они поднимаются для пресечения хода крови, которая могла бы возвратиться из сердца и из полой вены, а также и из других мест, останавливают ее и, закрываясь, уничтожают просвет совершенно. Они


Опыт В. Гарвея с перевязкой руки, доказывающий циркуляцию крови.

расположены таким образом, что всегда препятствуют проходу крови из сердца то наверх — в голову, то вниз — в ноги или в сторону — в руки и совершенно противятся ее движению из больших вен в меньшие. И, наоборот, они представляют свободную и широкую дорогу крови, идущей из малых вен в большие, и содействуют этому движению,, давая крови открытый путь.

Для того чтобы еще яснее доказать эту истину, сделаем следующий опыт: перевяжем у кого-нибудь руку выше локтя, как это обычно делают при кровопускании (ЛД). На венах можно будет видеть через промежутки некоторого' рода узловатости и бугры (В, С, D, D, Е, F), и не только там, где есть разделение (?, F), но также и там, где ожgt; отсутствует (С, D). Эти узловатости происходят из-за клапанов, которые таким образом обнаруживаются на внешней стороне руки или локтя. Если же, наложив большой или указательный палец ниже узловатости, выдавить кровь, то наблюдается, что ниже узловатости (Я, фиг. 2) клапан совершенно препятствует проходу крови, а поэтому часть вены (Я, О, фиг. 2), сжатая между узловатостью и пальцем, опустев, скрывается.

Тем не менее выше этой узловатости или этого клапана вена несколько растянута (О, G). Если продолжать придерживать опустошенную вену (Я), а другой рукой прижать (К, фиг. 3) выше клапана (О) на месте расширения, то кровь нельзя никаким образом протолкнуть через клапан (О); и чем сильнее нажимать, тем она больше будет вздуваться и растягиваться со стороны клапана (О) или узловатости (О); тем не менее нижележащая часть будет оставаться пустой (Я, О, фиг. 3).

Этот опыт, который всякий может повторить в различных областях, доказывает, что назначение клапанов в венах такое же, как и трех сигмообразных клапанов, расположенных в начале аорты и артериальной вены. Оки закрывают отверстия и препятствуют обратному возврату той крови, которая через них прошла.

Продолжим опыт с перевязкой руки (А А) в том месте, где вздуты вены. Если приложить палец, как это показано (в L, фиг. 4), на некотором расстоянии ниже узловатости или клапана и выдавить кровь вверх до другого пальца (М), расположенного ниже клапана (N), то будет видно, что часть (L, JV) остается опустошенной и что кровь не может вернуться ниже клапана совершенно так же, как между Я и О на фиг. 2.

Но, сняв палец (в точке Н, фиг. 2), видим, как кровь тотчас же возвращается из нижних вен и наполняет пространство, образуя вздутость (как видно на фиг. 1—Д С). Следовательно вполне очевидно, что кровь поднимается из нижних вен в верхние и оттуда в сердце, а не наоборот. Правда, существуют вены, у которых клапаны не совсем плотно закрывают отверстие или имеют один только клапан; в этом случае, казалось бы, кровь может проходить обратно. Эту недостаточность клапанов в некоторых частях можно объяснить увеличенным количеством их в других пунктах, где они расположены регулярно, или в этом случае мы имеем дело с небрежностью наблюдений над клапанами.

Вены, предоставляя свободный проход крови из артерий в сердце, совершенно закрывают этот проход для ее возврата из сердца.

Отметим еще, что если на руке, сжатой повязкой, со вздутыми венами и с обозначившимися узловатостями на месте клапанов избрать пространство, расположенное ниже одного из этих клапанов, и j надавить пальцем, где окажется удобным, так, чтобы кровь не могла проходить вверх по руке, другим пальцем можно выжать всю кровь из части ниже клапана (L, N).

Если отнять палец в точке L, кровь из нижних вен (Д С) вновь наполнит это пространство, и затем, вновь приложив и вновь сняв палец, можно в продолжение короткого времени тысячу раз повторить этот опыт.

Теперь сосчитайте то количество крови, которое проходит через избранное вами место между местом давления пальца и вышележащим клапаном, и помножьте это количество на тысячу; тогда вы увидите, какое громадное количество крови проходит в этой маленькой части вены в такое короткое время, и вполне убедитесь в циркулярном движении крови по быстроте ее течения.

Не говорите, что этим опытом искажается естественный порядок. Если сделать тот же опыт (сжатий) на очень удаленных друг от друга клапанах, то вы будете наблюдать при снятии пальца, как кровь с чрезвычайной быстротой наполняет вену из щжележащих частей. Я не сомневаюсь, •что вы всегда будете это наблюдать.

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ Заключение о кругообращении крови

Позвольте мне теперь изложить наши мысли о циркуляции крови и предложить эту доктрину всем.

Теоретические изыскания и эксперименты подтвердили следующее: кровь проходит через легкие и сердце благодаря сокращению желудочков, из которых она посылается во все тело, проникает в вены и «поры ткани» и по венам, сначала по тонким, а потом по более крупным, возвращается от периферии к центру и, наконец, через полую вену приходит в правое предсердие. Таким образом, кровь течет по артериям из центра на периферию, а по венам от периферии к центру в громадном количестве. Это количество крови больше того, что могла бы дать пища, а также больше того, которое нужно для питания тела. Следовательно, необходимо заключить, что у животных кровь находится в круговом и постоянном движении. В этом и состоит деятельность — или функция — сердца, осуществляемая посредством биения. И, конечно, движение сердца и деятельность, проявляемая во время пульса, — одно и то же.

6 Гарвей

<< | >>
Источник: ВИЛЬЯМ ГАРВЕЙ. АНАТОМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О ДВИЖЕНИИ СЕРДЦА И КРОВИ У ЖИВОТНЫХ. 1948

Еще по теме ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ Подтверждение третьей предпосылки, доказывающей циркуляцию крови:

  1. ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ Подтверждение второй предпосылки, доказывающей циркуляцию крови
  2. ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Подтверждение опытами первой предпосылки о количестве переходящей из вен в артерии крови и опровержение возражений
  3. ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ Подтверждение движения и циркуляции крови посредством- наблюдений над сердцем и посредством анатомических исследований
  4. ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Подтверждение второй предпосылки
  5. ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ Доказательство циркуляции крови по вытекающим из этого учения последствиям
  6. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Доказательство кругового движения крови, подтверждаемое первой предпосылкой
  7. ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ ФУНДАМЕНТБУДУЩИХ СВЕРШЕНИЙ
  8. ГЛАВА ВОСЬМАЯ О количестве крови, проходящей через сердце из вен в артерии, и о круговом движении крови
  9. ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ Доказательство циркуляции доводами разума
  10. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНДОСПЕРМА У РАСТЕНИЙ С ТРЕТЬЕЙ ФОРМОЙ ПАРАЗИТИЗМА
  11. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ У РАСТЕНИЙ С ТРЕТЬЕЙ ФОРМОЙ ПАРАЗИТИЗМА (ФОРМА «PYROLACEAE»)
  12.   ГЛАВА 3 ЛАБОРАТОРНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРОВИ
  13. Температура и циркуляция воды в Мировом океане
  14. Циркуляция воды в Мировом океане
  15. Предпосылки естественного отбора
  16. РАССТРОЙСТВО ЦИРКУЛЯЦИИ ЛИМФЫ
  17. Предпосылки возникновения внутрипопуляиионного разнообразия особей