ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Доказательство кругового движения крови, подтверждаемое первой предпосылкой
Во избежание обвинений в том, что наше учение голословно утверждает сомнительные заключения без всяких ^оснований, а также в том, что мы допускаем не необходимые нововведения, мы предлагаем три предпосылки, которые •ясно докажут справедливость того, что я выдвигаю и обнаруживаю истину.
Первая — кровь, выталкиваемая сердцем, беспрерывно проходит из полой вены в артерии и в таком большом количестве, что пища не могла бы ее пополнить, причем вся масса крови совершает весь этот путь в очень короткое время; вторая—кровь, выталкиваемая пульсациями артерий, •беспрерывно проникает в каждый член и в каждую часть тела, проникает в количестве значительно большем, чем нужно для питания организма, и в большем, чем могла бы .дать пища; третья — вены беспрестанно возвращают кровь из каждого члена в сердце.
Если это допущено, следовательно этим я высказал, что кровь циркулирует, отбрасывается сердцем в конечности и возвращается из конечностей обратно в сердце, выполняя таким образом круговое движение.
Предположим (рассуждая или экспериментируя), что при сокращении сердце теряет некоторое количество крови: действительно, желудочек после сокращения содержит меньше крови настолько, насколько меньше становится его ¦объем, таким образом некоторое количество крови вытекает, как это доказано в гл. III. Все признают этот факт, ибо устройство клапанов явно доказывает это. Поэтому вполне законно допустить, что в артерию проходит 4-я, 5-я, б-я или же, минимум, 8-я часть крови, содержимой в расширенном .желудочке.
Таким образом предположим, что у человека при каждом
сокращении сердца проходит в аорту ^ унции, 3 драхмы
или 1 драхма крови. Эта кровь не может возвратиться обратно в сердце благодаря препятствию клапанов. В полчаса сердце имеет больше тысячи сокращений; у некоторых животных до 2, 3 и даже 4 тысяч. При соответствующем
вычислении получается, что в ^ часа времени проходит через
сердце 2000 драхм или 3000 драхм, или 500 унций; это количество больше всего того количества крови, которое находится во всем теле.
Предположим, что у овцы или собаки при каждом сокращении проходит 1 скрупул крови,следовательно в ^ часа это составит 1000 скрупулов, или 3^ фунта крови, а во всем теле ее не больше 4 фунтов,
как я в этом убедился на овце [27].
Таким образом, вычислив количество крови, посылаемой сердцем при каждом сокращении, какое с вероятностью можно предположить, сосчитав сокращения, видно, что вся масса крови из вен в артерии должна проходить через сердце и через легкие.
Но если мы возьмем не полчаса, а час или даже день — ясно, что сердце при систоле направляет в артерии больше крови, чем могла бы дать пища, чем могли бы содержать вены. Я не допускаю возражения, будто сердце при сокращении иногда посылает кровь, иногда нет, или посылает ничтожное, почти мнимое количество. Это мнение было уже опровергнуто нами как противное здравому смыслу. Если при расширении сердца желудочки должны наполняться кровью, то также по необходимости кровь выталкивается при сужении сердца из желудочков, которые при этом силой сокращения через широкие отверстия отбрасывают немалое количество крови (так как проход значителен и сокращение
достаточно сильно) — приблизительно у. -g- или ее.
Соотношение количества крови до и после сокращения должно быть таково же, как объем расширенного и сжатого сердца. И как при расширении сердце наполняется не мнимым или незаметным количеством крови, так и при сокращении оно выбрасывает не воображаемое или ничтожное количество ее, но всегда определенное, пропорциональное сокращению сердца. Следовательно если сердце человека, быка или овцы при одном сокращении пропускает одну драхму .крови, то при 1000 сокращений в полчаса сердце пропустит в артерии 10 ф. и 5 унций. Если при одном сокращении проходит 2 драхмы, то в ^ часа пройдет 20 ф.
и 10 унций. Если по ^ унции, следовательно — 41 ф. и 8 унций, если же по 1 унции, то, значит, 83 фунта и 4 унции крови пройдет из вен в артерии. Что же касается количества крови, проходящей при одном сокращении сердца в артерии, и что касается колебания этого количества, то я позднее возьмусь подробно объяснить это при помощи своих многочисленных наблюдений.
А теперь я хотел бы, чтобы все убедились в том, что я узнал, а именно, что кровь проходит то в большем, то в меньшем количестве, что циркуляция происходит при различной скорости, согласуясь с темпераментом, возрастом, с внешними и внутренними причинами, естественными и противоестественными явлениями, сообразно времени сна или отдыха, питания, упражнения и состояния духа и прочим подобным условиям. Если бы кровь не возвращалась обратно круговым путем, то какое бы малое количество крови ни проходило через сердце и легкие, все-таки оно оказывается гораздо больше того количества, которое могла бы дать перевариваемая пища.
Это обнаруживается с полною очевидностью всеми, кто занимается вивисекцией. Нет необходимости вскрывать аорту для того, чтобы вся кровь из тела артерий и вен вытекла бы меньше чем в полчаса времени; для этого
достаточно вскрыть какую угодно малую артерию (по замечанию Галена, даже у человека), это могут подтвердить и мясники, которые при убое быка перерезают ему шейные артерии, и кровь меньше чем в полчаса вытекает вся; то же происходит при ампутациях и удалении опухолей вследствие обильного кровотечения.
Силу этого аргумента не может ослабить возражение,, будто при убое быка и ампутации через вены вытекает столько же или больше крови, чем через артерии. Факты говорят против этого. Вены при этом спадаются и выделяют очень мало крови, так как здесь отсутствует какая бы то ни было сила, изгоняющая кровь наружу. Этому же мешает расположение клапанов (как мы это позднее увидим), тогда как из артерии, как из насоса, кровь стремительно, и полной струей выбрасывается наружу. Кроме того, известен опыт вскрытия сонной артерии у овцы или собаки- причем вена остается нетронутой: кровь сейчас же с силой начинает выбрасываться, и очень скоро представляется удивительное зрелище! Все вены и артерии тела опоражниваются.
Итак, после всего сказанного нами становится ясным, что. артерии иначе не могут получать кровь из вен, как только, посредством сердца.
В этом невозможно сомневаться после следующего опыта:- перевязав аорту у самого выхода ее из сердца и вскрыв сонную [28] или другую какую-либо артерию, можно видеть,, что артерии опоражниваются, а вены вздуваются от. крови.
Этим объясняется большое количество крови в венах, и малое в артериях при вскрытии трупов, а также и причина нахождения в правом желудочке значительно большего* количества крови, чем в левом. Этот факт наводил на размышление древних и заставлял предполагать, что левый, желудочек при жизни наполнен лишь жизненным духом. На самом же деле, вероятно, это происходит от того, что»
кровь может пройти из вен в артерии исключительно через сердце и через легкие. У мертвого же животного, легкие которого перестали действовать, кровь не может проходить из разветвлений артериальной вены в венозную артерию и оттуда в левый желудочек сердца. (То же мы наблюдаем и у зародыша, у которого кровь не проходит через легкие: ибо у зародыша эти органы неподвижны и не в состоянии закрывать и открывать невидимые поры). Кроме того, так как сердце переживает легкие и продолжает еще некоторое время биться после прекращения их работы, то левый желудочек и артерии посылают еще кровь во все части тела и в вены, но, не получая крови из легких, они быстро опоражниваются. Это самое сильное доказательство нашей системы, ибо нельзя дать более убедительных объяснений, чем те, которые мы привели.
Из этого следует, что чем сильнее бьются артерии при кровоизлиянии, тем быстрее вытекает наружу кровь. Вот почему при обмороках, при испуге и других подобных явлениях можно успокоить и остановить всякое кровотечение, ибо при этом сердце сокращается медленнее и слабее.
По этой же причине на трупе, когда сердце перестало биться, никакое усилие не может заставить вытолкнуть хотя бы половину крови при вскрытии сонной артерии, артерии или вены голени или других сосудов. Также и мясник при убое быка, желая выпустить из него всю кровь, должен перерезать ему сонную артерию в то время, когда сердце еще сокращается.
Наконец, позволю себе сказать, что до сих пор никто- не изучил истинного местоположения и причины анастомозов вен и артерий: где они располагаются и по какой причине происходят. Я подхожу теперь к рассмотрению этого вопроса.
Еще по теме ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Доказательство кругового движения крови, подтверждаемое первой предпосылкой:
- ГЛАВА ВОСЬМАЯ О количестве крови, проходящей через сердце из вен в артерии, и о круговом движении крови
- ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Подтверждение опытами первой предпосылки о количестве переходящей из вен в артерии крови и опровержение возражений
- ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ Подтверждение второй предпосылки, доказывающей циркуляцию крови
- ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ Подтверждение третьей предпосылки, доказывающей циркуляцию крови
- ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ Доказательство циркуляции крови по вытекающим из этого учения последствиям
- ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ Подтверждение движения и циркуляции крови посредством- наблюдений над сердцем и посредством анатомических исследований
- ДВИЖЕНИЕ КРОВИ
- АНАТОМИЧЕСКОЕ ИС СЛЕДОВАНИЕ О ДВИЖЕНИИ СЕРДЦА И КРОВИ У ЖИВОТНЫХ
- ГЛАВА ДЕВЯТАЯ О ЗУБАХ И О РАСПОЗНАВАНИИ ВОЗРАСТА СОБАК
- ВИЛЬЯМ ГАРВЕЙ. АНАТОМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О ДВИЖЕНИИ СЕРДЦА И КРОВИ У ЖИВОТНЫХ, 1948
- ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Подтверждение второй предпосылки
- ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ Доказательство циркуляции доводами разума
- ГЛАВА 2. ОРГАНЫ ДВИЖЕНИЯ НОЖКИ
- ГЛАВА ПЯТАЯ О механизме и способе движений сердца