<<
>>

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ Доказательство циркуляции доводами разума

Не будет лишним прибавить, что необходимо и удобноименно так думать в силу некоторых общих рассуждений. Прежде всего по словам Аристотеля («De respiratione» et libri II et III «De parbibus animalium et alibi»): смерть есть- разложение, происходящее от недостатка теплоты: все живое- содержит в себе теплоту, все умирающее лишено ее.

Следовательно, необходимо иметь источник теплоты, который. являлся бы охранителем и очагом, в котором содержалась бы и заключалась естественная теплота и первозданные врожденные элементы огня. Из этого очага, должно быть,, и распространяется по всему телу теплота, а в этот очаг притекает пища, от него зависит пищеварение, питание- и все существование животного. Этим очагом является, сердце, которое и есть начало жизни, как об этом уже было сказано и в чем никто не может сомневаться.

Следовательно, кровь должна двигаться и притом таким образом, чтобы возвратиться в сердце, ибо, находясь в конечностях тела, далеко от своего источника, при остановке своего движения она тотчас свертывалась бы (Аристотель. De partibus animalium et alibi, II). От этого движения, у всех животных происходит и сохраняется теплота и жизненная сила, а если оно остановится, то теплота исчезает. Вот почему кровь, сгущенная и застывшая охлаждением конечностей тела и окружающим воздухом и лишенная, (как на трупе) жизненного духа, обязательно должна возвратиться в тот источник, из которого она проистекает, для возобновления теплоты жизненного духа и для своего оживления.

Иногда мы наблюдаем, что конечности тела — нос, руки и щеки, — замерзая от внешнего холода, становятся мертвенными, как у трупа. Кровь в них скопляется и образует синяки (как и кровь у мертвецов, которая падает согласно-

закону тяжести), и члены помертвелые, онемелые и едва движимые кажутся почти лишенными жизни. Конечно, они не могли бы с такой скоростью получить вновь свою теплоту, окраску и жизненность, если бы не были согреты притоком тепла из центрального очага.

Поистине, каким иным образом могли бы они привлечь к себе кровь, когда теплота и жизнь почти совсем исчезли? Каким образом получили бы они вновь приток питающей крови из сжатых сосудов со свернутой кровью, если бы они не смогли обратно послать ту, которую содержали в себе, одним словом, если бы не существовало сердце или подобный ему источник, содержащий жизнь и теплоту (как это находит Аристотель: «De respiratione», И)? Откуда тогда по артериям могла бы быть послана новая кровь, а охлажденная и истощенная была бы вытеснена, и каким образом в этих частях тела восстановлялась бы исчезнувшая теплота и почти угасшая жизненная сила?

Из этого следует, что если сердце здорово, то все части тела могут еще возвратиться к жизни или же восстановить здоровье. Но при охлаждении или при тяжком поражении сердца естественно должен страдать и разрушаться весь организм животного, ибо его первооснова повреждена и разрушена. Тогда (Аристотель. De partibus animalium et alibi, III) ничто не может заменить сердце и взять на себя его функции.

Вот почему, может быть, горе, любовь, зависть, заботы и все им подобное может вызывать исхудание, истощение, худосочие и различные страдания, влекущие за собой болезнь и- гибель людей. Ибо все движения души — горе, радость, надежда, волнение,— возбуждающие ум человека, отзываются на сердце и производят в нем изменения устройства и деятельности его. Не нужно удивляться, что изменение питания и ослабление сил в центральном очаге быстро порождает в членах и в теле различные неизлечимые болезни, так как все тело страдает от изменения питания центрального очага и от недостатка естественной теплоты в нем.

Кроме того, так как все животные существуют пищей, которую они перерабатывают в себе, необходимо, чтобы эта переработка и распределение были совершенны, а значит необходим и орган, где происходит эта совершенная переработка пищи и распределение по всему телу.

Этим местом является сердце. Оно является единственным из всех органов, который содержит кровь (в своих полостях, желудочках и предсердиях, которые являются резервуарами для крови всего тела) не только для своего собственного питания по артериальной и коронарной вене, но также и для общественного потребления.

Все же другие органы, напротив, имеют сосуды исключительно для себя и для своего частного потребления. Таким образом одно лишь сердце так построено и расположено, что своим сокращением рассылает кровь повсюду (сообразно объему артерий, который пропорционален питаемым ими частям) и проливает во все части тела необходимое для них количество крови (наподобие благотворного источника).

Кроме того, для этого распределения и движения крови необходим сильный импульс и такой двигатель, как сердце. Необходимость этого ясна из того, во-первых, что кровь •самопроизвольно легко концентрируется и стекает как бы к своему источнику или как часть к целому, или как капля, пролитая на столе, к общей массе (эта концентрация крови происходит от самых малых причин: от холода, страха, ужаса и т. п.); во-вторых, из того, что кровь выталкивается движениями членов и сокращениями мускулов из капиллярных вен в малые разветвления, а оттуда в большие. Таким образом она движется более легко от периферии к центру, чем наоборот (хотя клапаны не были бы тому препятствием). Значит для того, чтобы кровь вышла из своего источника и вошла в тесные и более холодные сосуды, т. е. чтобы она двигалась противно своему естественному стремлению, для этого ей необходим сильный толчок. А этот толчок может быть дан только сердцем, и только таким образом, как я указал.

<< | >>
Источник: ВИЛЬЯМ ГАРВЕЙ. АНАТОМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О ДВИЖЕНИИ СЕРДЦА И КРОВИ У ЖИВОТНЫХ. 1948

Еще по теме ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ Доказательство циркуляции доводами разума:

  1. ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ Доказательство циркуляции крови по вытекающим из этого учения последствиям
  2. ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ Подтверждение третьей предпосылки, доказывающей циркуляцию крови
  3. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Доказательство кругового движения крови, подтверждаемое первой предпосылкой
  4. ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ Подтверждение второй предпосылки, доказывающей циркуляцию крови
  5. ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ Подтверждение движения и циркуляции крови посредством- наблюдений над сердцем и посредством анатомических исследований
  6. БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ
  7. Дельфины: братья по разуму
  8. Первые поиски доказательств
  9. ЭКСПЕРТИЗА ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В СУДЕБНО-СЛЕДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
  10. Температура и циркуляция воды в Мировом океане
  11. Циркуляция воды в Мировом океане
  12. 2.1. Донаучный период накопления знаний. Представления о «разуме» и «инстинкте» животных в трудах естествоиспытателей XVIII - первой половины XIX века
  13. Телепатия: от теорий к научным доказательствам
  14. РАССТРОЙСТВО ЦИРКУЛЯЦИИ ЛИМФЫ
  15. Любопытное доказательство того, что собаки очень давно одомашнены, приводит советский ученый-языковед академик Н. Я. Марр...
  16. Успехи в изучении коферментов. Доказательство химической общности коферментов и витаминов
  17. Образование льда Вертикальная циркуляция и образование льда в пресной воде
  18. Глава V Современное положение Земли
  19. Глава IV