<<
>>

2. Экосистема села

Ветеринарная экология является частью экосистемы села, города и планеты, подчиняется тем же законам природы и требует понимания и бережного отношения к себе.

Всеобщее беспокойство о кризисном состоянии природы звучит на различных международных форумах, на которых развивается позиция «мыслить глобально», воплощается в конкретных делах в области экологического образования - реализуется идея «действовать локально».

Правительственными структурами, творческими коллективами и отдельными энтузиастами создаются программы экологического образования и воспитания детей, учащихся, студентов и взрослых, повышающих свою профессиональную квалификацию. Реализация программ на практике меняет мышление людей, их взгляд на природу, на взаимодействие каждого и всего общества с ней, ведет к пониманию идеи устойчивого развития на планете.

О              теоретических подходах к экологическому образованию, которые реализуются в конкретных программах экологов США, можно судить по материалам статьи П. Блейз Коркорана и Э. Сиверза, преподавателей Суор- тморского колледжа с экологическим направлением (штат Пенсильвания, США). В ней представлена методологическая значимость пяти направлений образования людей в области окружающей среды.

Первое направление - глубинная экология. Она помогает людям обрести биоцентрический взгляд на жизнь, понимание ее ценности независимо от ее формы. Глубинная экология утверждает: человек - это неотъемлемая часть всего живого, и поэтому он не более ценен, чем все другие виды жизни. Выживаемость, а не размер мозга или сознание, является единственным критерием в эволюционном процессе - достойны жизни и ее сохранения все, кто сумел выжить на Земле. Глубинная экология противостоит традиционной западной идее о привилегированности человека.

Второе направление - биология сохранения, возникшая в среде биологов, уже в 1970-е годы наблюдавших быстрое вымирание видов в результате интенсивной антропогенной деятельности.

Биология сохранения в 1990-е годы превратилась во влиятельную научную дисциплину, которая исповедует следующее: биологическое разнообразие - важнейшая ценность на планете. На практике это направление воплощается в различные мероприятия, которые сочетают в себе теорию биоразнообразия и практические действия.

Третье направление - биорегионализм - концентрируется в непосредственном природном и культурном окружении, на богатстве и ограниченности каждого конкретного места. Такой подход учит понимать возможности природных систем, частью которых являются люди; сближению человека с природой, в которой проживает, почтительному отношению к ней, учету ее возможностей. Биорегиональное направление призывает людей вникнуть во взгляды аборигенов на природу, их гармоничное взаимоотношение с ней в прошлом. Практическое воплощение учебного плана позволяет учащимся увидеть связи в природе, связь деятельности человека с природными циклами, что заставляет переосмыслить свое место в существующей реальности.

Экофеминизм - четвертое направление образования в области окружающей среды - соотносит жизненные проявления Земли с организмом женщины. Земля, так же как и женщина, является продолжательницей рода, естественные ритмы женского организма синхронны ритмам Земли. Экофеминизм прославляет роль матери, восхищается интуитивными способностя

ми женщины, помогает освободиться от мужского доминирования в экологическом образовании, помогает обрести ответственность за здоровье природы.

Последнее направление - социально-критический анализ - вскрывает важный, объективно существующий пробел в мировоззрении людей, большинство из которых (и даже экологов) принимают существующий социальноэкономический строй как данность, не видит в нем причину, которая порождает экологические проблемы. Обозначенное направление экологического образования выдвигает необходимость критики социальной системы развитого капитализма, идеологии расточительной экономики и расточительного бытия. 

<< | >>
Источник: М.Н. Аргунов, B.C. Бузлама, М.И. Редкий, С.В. Середа, С.В. Шабунин. ВЕТЕРИНАРНАЯ ТОКСИКОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ. 2005

Еще по теме 2. Экосистема села:

  1. Аномалии экосистемы села
  2. ГЛАВА 4. НАСЕКОМЫЕ В ЭКОСИСТЕМАХ
  3. 6. Биогеоценоз и экосистема
  4. Экосистема и ее структура
  5. ВОДООБМЕН В БОЛОТНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ
  6. Потребности и взаимодействия в экосистемах
  7. БИОГЕОХИМИЧЕСКИЙ КРУГОВОРОТ В БОЛОТНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ[2]Н. П. Косых, Н. П. Миронычева-Токарева, Е. К. Вишнякова
  8. ВЗАИМОСВЯЗИ В ЭКОСИСТЕМАХ
  9. 6. АНТРОПОГЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ
  10. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭКОСИСТЕМАХ
  11. БИОЦЕНОЗЫ.БИОГЕОЦЕНОЗЫ. ЭКОСИСТЕМЫ
  12. Методологические подходы к изучениюструктурно-функциональной организации микробныхсообществ в наземных экосистемах
  13. ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОСИСТЕМАХ
  14. РОЛЬ ПОДЗЕМНЫХ ОРГАНОВ В КРУГОВОРОТЕ УГЛЕРОДАВ БОЛОТНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ А. А. Титлянова
  15. КОСВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ ЖИВОТНЫХ НА КРУГОВОРОТ ЭЛЕМЕНТОВ В НАЗЕМНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ
  16. ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ВОДНОГО РЕЖИМА ОЛИГОТРОФНЫХ БОЛОТ НА ИХ ЭКОСИСТЕМЫ К. Д. Романюк