2. Экосистема села
Ветеринарная экология является частью экосистемы села, города и планеты, подчиняется тем же законам природы и требует понимания и бережного отношения к себе.
Всеобщее беспокойство о кризисном состоянии природы звучит на различных международных форумах, на которых развивается позиция «мыслить глобально», воплощается в конкретных делах в области экологического образования - реализуется идея «действовать локально».
Правительственными структурами, творческими коллективами и отдельными энтузиастами создаются программы экологического образования и воспитания детей, учащихся, студентов и взрослых, повышающих свою профессиональную квалификацию. Реализация программ на практике меняет мышление людей, их взгляд на природу, на взаимодействие каждого и всего общества с ней, ведет к пониманию идеи устойчивого развития на планете.О теоретических подходах к экологическому образованию, которые реализуются в конкретных программах экологов США, можно судить по материалам статьи П. Блейз Коркорана и Э. Сиверза, преподавателей Суор- тморского колледжа с экологическим направлением (штат Пенсильвания, США). В ней представлена методологическая значимость пяти направлений образования людей в области окружающей среды.
Первое направление - глубинная экология. Она помогает людям обрести биоцентрический взгляд на жизнь, понимание ее ценности независимо от ее формы. Глубинная экология утверждает: человек - это неотъемлемая часть всего живого, и поэтому он не более ценен, чем все другие виды жизни. Выживаемость, а не размер мозга или сознание, является единственным критерием в эволюционном процессе - достойны жизни и ее сохранения все, кто сумел выжить на Земле. Глубинная экология противостоит традиционной западной идее о привилегированности человека.
Второе направление - биология сохранения, возникшая в среде биологов, уже в 1970-е годы наблюдавших быстрое вымирание видов в результате интенсивной антропогенной деятельности.
Биология сохранения в 1990-е годы превратилась во влиятельную научную дисциплину, которая исповедует следующее: биологическое разнообразие - важнейшая ценность на планете. На практике это направление воплощается в различные мероприятия, которые сочетают в себе теорию биоразнообразия и практические действия.Третье направление - биорегионализм - концентрируется в непосредственном природном и культурном окружении, на богатстве и ограниченности каждого конкретного места. Такой подход учит понимать возможности природных систем, частью которых являются люди; сближению человека с природой, в которой проживает, почтительному отношению к ней, учету ее возможностей. Биорегиональное направление призывает людей вникнуть во взгляды аборигенов на природу, их гармоничное взаимоотношение с ней в прошлом. Практическое воплощение учебного плана позволяет учащимся увидеть связи в природе, связь деятельности человека с природными циклами, что заставляет переосмыслить свое место в существующей реальности.
Экофеминизм - четвертое направление образования в области окружающей среды - соотносит жизненные проявления Земли с организмом женщины. Земля, так же как и женщина, является продолжательницей рода, естественные ритмы женского организма синхронны ритмам Земли. Экофеминизм прославляет роль матери, восхищается интуитивными способностя
ми женщины, помогает освободиться от мужского доминирования в экологическом образовании, помогает обрести ответственность за здоровье природы.
Последнее направление - социально-критический анализ - вскрывает важный, объективно существующий пробел в мировоззрении людей, большинство из которых (и даже экологов) принимают существующий социальноэкономический строй как данность, не видит в нем причину, которая порождает экологические проблемы. Обозначенное направление экологического образования выдвигает необходимость критики социальной системы развитого капитализма, идеологии расточительной экономики и расточительного бытия.
Еще по теме 2. Экосистема села:
- Аномалии экосистемы села
- ГЛАВА 4. НАСЕКОМЫЕ В ЭКОСИСТЕМАХ
- 6. Биогеоценоз и экосистема
- Экосистема и ее структура
- ВОДООБМЕН В БОЛОТНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ
- Потребности и взаимодействия в экосистемах
- БИОГЕОХИМИЧЕСКИЙ КРУГОВОРОТ В БОЛОТНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ[2]Н. П. Косых, Н. П. Миронычева-Токарева, Е. К. Вишнякова
- ВЗАИМОСВЯЗИ В ЭКОСИСТЕМАХ
- 6. АНТРОПОГЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ
- РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭКОСИСТЕМАХ
- БИОЦЕНОЗЫ.БИОГЕОЦЕНОЗЫ. ЭКОСИСТЕМЫ
- Методологические подходы к изучениюструктурно-функциональной организации микробныхсообществ в наземных экосистемах
- ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОСИСТЕМАХ
- РОЛЬ ПОДЗЕМНЫХ ОРГАНОВ В КРУГОВОРОТЕ УГЛЕРОДАВ БОЛОТНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ А. А. Титлянова
- КОСВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ ЖИВОТНЫХ НА КРУГОВОРОТ ЭЛЕМЕНТОВ В НАЗЕМНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ
- ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ВОДНОГО РЕЖИМА ОЛИГОТРОФНЫХ БОЛОТ НА ИХ ЭКОСИСТЕМЫ К. Д. Романюк