<<
>>

СОСТОЯНИЕ РЕЛИКТОВОГО ЛУПИШКИНСКОГО БОЛОТАВ ЛЕСОСТЕПНОЙ ЗОНЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОХРАНЕНИЯ М. Я. Войтехов

  Талдомская администрация особо охраняемых природных территорий

Московская область, г. Талдом. lice@orc.ru

Дано описание состояния деградирующего в результате осушения реликтового болота в лесостепной зоне, включавшего флористические элементы разных природных зон.

Рассмотрены факторы, влияющие на современное состояние растительности.

Болотные массивы, включающие обширные площади сфагновых ценозов, обычных для таёжной зоны, в лесостепи и степи являются реликтовыми. В лесостепной части Тульской области таким является Лупишкинское болото площадью 196 га в верхней пойме Дона [1]. В центре болота имеется памятник природы регионального значения геологического профиля: «Карстовые озёра «Бездонное» и «Бездонье»», площадью 10 га. Выходы сильноминерализованных напорных вод (до 2,7 г/л [2]) на дне озёр обеспечивают относительно стабильный уровень грунтовых вод болота.

Своеобразие гидрогеологических условий обусловило формирование уникальной по разнообразию растительных комплексов болотной экосистемы северной лесостепи - от болотно-солончакового до бореально-борового. Последний, наиболее азональный - наиболее ценный для обеспечения биоразнообразия региона. Первые сведения о растительности этого болота опубликованы в 1851 году П. П. Семёновым, отметившим произрастание в непосредственной близости от озёр многих бореально-боровых видов, в том числе полного набора болотных кустарничков (Ericaceae) [3]. В последующие годы болото изучалось многими авторами. Обобщённый флористический список Лупишкин- ского болота насчитывает 322 вида растений, из них 32 вида нуждаются в охране на территории Тульской области [2].

До середины XX в. антропогенные воздействия на болото не приводили к катастрофическим изменениям и являлись обратимыми. Добыча торфа велась крестьянами индивидуально с 1891 г. В 1908 г. А. Ф. Флёров встретил бореально-боровые виды лишь «на уцелевших местами остатках нетронутаго при выработке торфа» [4], но в 1948 г.

по свидетельству А. К. Скворцова наиболее обводнённая часть болота (местный топоним - «Бор») севернее оз. Бездонье включала участки открытой воды (хотя канавы дренировали карстовые озёра), заходящий в воду пояс высоких трав (Cladium mariscus (L.) Pohl., Phrag- mites australis L.); пояс низких трав (Carexpanicea L., С. capillaris L., С. flava L., С. Buxbaumii Whib., Heleocharis pauciflora Light., Triglochin palustris L. и др.); олиготрофные элементы: сфагновые мхи, Empetrum nigrum L., Eriophorum vaginatum L., Drosera rotundifolia L., Ledum palustre L., Oxycoccus microcarpa Turcz., O. palustris Pers., Vaccinium uliginosum L., V. vitis idaea L., микроповышения с Вetula pubescens Ehrh, В. verrucosa Ehrh., Populus tremula L. [5].

Промышленная добыча торфа колхозами на Лупишкинском болоте на удобрения началась в 1963 г., а с 1971 г. торф стали добывать бульдозером [1]. До 90-х гг. ХХ в. значительная часть болота использовалась как пастбище и луг. В настоящее время главную угрозу сохранению экосистемы болота представляет вторичный фактор, являющийся следствием осушения - травяные палы, приводящие к выгоранию положительных элементов микрорельефа торфяника. По словам жителей дер. Лупишки, пожары приобрели катастрофический характер вследствие прекращения утилизации высокотравья после ликвидации в начале 90-х годов молочной фермы.

В изданной в 2007 г. Красной книге Тульской области, в главе, посвящённой ООПТ «Карстовые озёра «Бездонное» и «Бездонье»», в частности, указано, что оз. Бездонье расположено на краю молодого берёзового леса [2]. Однако в настоящее время леса как такового уже нет. Севернее этого озера (видимо, это то место, которое описал А. К. Скворцов - см. выше) на площади около 4 га сохранилось лишь 28 живых берёз, но многочисленны погибшие берёзы. Вследствие увлажнения торфяной залежи напорными водами торфяные пожары не приобретают характера глубинных, однако в результате локального заглубления очагов горения микрорельеф болота сменился с кочкарного на западинный и кочкарно-западинный, в торфе многочисленны депрессии площадью от 2 до 70 м2 и глубиной до 0,6 м.

Результаты исследований последних лет свидетельствуют о резком снижении, по сравнению с данными XIX - середины XX вв., разнообразия сосудистых растений и сфагновых мхов. В настоящее время от бореально-борового комплекса в менее пострадавшей от пожаров южной его части - у оз. Бездонного (по мнению А. К. Скворцова, эта часть «Бора» деградировала к середине ХХ в. [5]) только на семи кочках пересохшего фаг- нового торфа сохранились Ledum palustre L., Oxycoccus palustris Pers., Vaccinium uliginosum L., V. vites-idaea L. Все найденные растения указанных видов представлены однолетними побегами, отрастающими от подземных органов либо от выступающих из торфа на высоту до 1 см оснований стеблей предыдущих лет, причём от этих оснований торчат мёртвые прошлогодние побеги. В 2008-2009 годах прирост багульника и голубики составил 15-25 см, клюквы - до 20 см, брусники - до 15 см. Только единичные найденные на 2 кочках Sphagnum capilifolium Hedw. дали прирост от верхушек прошлогодних побегов - в этом случае он составлял до 5 мм, большинство побегов мха имели мёртвые верхушки, а годовой прирост боковых побегов не превышал 2 мм. Следы огня на древесно-кустарниковой растительности и обилие на некоторых кочках мха Funaria hydrometrica (L.) Sibth., известного как индикатор пирогенно-нарушенных местообитаний, дают основание предположить, что причиной отпада прироста кустарничков предыдущих лет и снижения жизненности сфагнов является повреждение травяными палами.

Представление о современном состоянии окрестностей оз. Бездонного дают описания естественных выделов растительности по 3 катенам (табл. 1-3) от озера до мезоповы- шений, на которых сохранились берёзы высотой до 15-17 м (обилие трав, кустарников и подроста берёзы высотой до 1 м оценивалось как единый ярус по шкале Друде-Уранова, исходя из удобства привязки выделов к расстоянию от озера, катены описывались снизу вверх).

Несмотря на изменчивость видового состава (в каждой катене сменяются все виды, кроме тростника), различия по экологическим шкалам Д.

Н. Цыганова [6] между крайними выделами (минеротрофного и омбротрофного питания) по диагностируемым признакам невелики, что объясняется, в частности, преобладанием во всех выделах видов, имеющих очень широкие экологические амплитуды.

В целом, фитоиндикация показывает бедность местообитаний азотом - только первые выделы катен 2 и 3 являются «довольно обеспеченными азотом» (это может быть связано с тем, что в участках с переменным уровнем грунтовых вод, где торф сильнее гумифицирован, ниже активность азотофиксирующей микробиоты, а в более проточных участках торфяников в десятки и сотни раз возрастает потребление микробиотой азота, это снижает его доступность для растений [7]), а по солевому питанию все выделы находятся в диапазоне «довольно богатых» [6].

Виды

Характеристика выдела, расстояние от уреза воды

топкий край истока, 0-1,5 м

между топью и берёзами, 2-15 м

между берёз

№ выдела

1,1

1,2

1,3

Agrostis canina L.

4

-

-

Betula pubescens Ehrh.

-

3

-

Briza media L.

-

-

+

Calamagrostis epigeios (L.) Roth

-

2

2

Carex nigra (L.) Reichard

-

1

-

Carex riparia Curtis

5

-

-

Epipactis palustris (L.) Crantz

-

3-4

1

Eupatorium cannabinum L.

-

1

-

Galium aparine L.

-

1

-

Lysimachia vulgaris L.

3

-

-

Molinia caerulea (L.) Moench

-

-

5

Parnassia palustris L.

3

-

-

Pedicularis palustris L.

3-4

-

-

Phragmites australis (Cav.) Trin. ex Steud.

4

4

4

Potentilla erecta (L.) Raeusch.

-

3

2

Salix aurita L.

-

2

-

Salix myrtilloides L.

-

1

1-2

Sanguisorba officinalis L.

-

-

2

Typha angustifolia L.

1

-

-

Vicia cracca L.

-

3

2

Vicia pisiformis L.

-

-

+

Проективное покрытие

30-40 %

8-10 %

10-12 %

Очевидно, условия в наиболее минеротрофных выделах экстремальны по факторам, не диагностируемым экологическими шкалами, созданными для подзоны хвойношироколиственных лесов. Косвенно это подтверждается тем, что многие виды представлены угнетёнными экземплярами. Невысокий фитонидикационный индекс солевого богатства низинного торфа может быть связан с дисбалансом минерального питания - избытком кальция и магния, затрудняющим усвоение калия: у растений по краям вторичных озёр, покрытых отложениями туфа, отмечен характерный признак дефицита калия, образно именуемый в агрономической диагностике «краевым ожогом листьев» [8].

С другой стороны, деградация омбротрофных элементов мезорельефа привела к инвазии зональных видов: голубика и подорожник степной растут на одной кочке.

/>

Характеристика

выдела, расстояние от уреза воды

топкий край озера,

между топью и берёзами,

между берёз

Виды

0-7 м

7-30 м

№ выдела

2,1

2,2

2,3

Achillea millefolium L.

-

+

-

Agrostis canina L.

3

4

-

Agrostis stolonifera L.

3

-

-

Calamagrostis epigeios (L.) Roth

-

1

-

Carex dioica L.

2

-

-

Carex vaginata Tausch

+

-

-

Centaurea jacea L.

-

-

2

Epipactis palustris (L.) Crantz

-

-

2

Eupatorium cannabinum L.

2

-

-

Festuca rubra L.

3

-

-

Filipendula ulmaria (L.) Maxim.

2

3

-

Galium aparine L.

3

-

-

Galium boreale L.

-

-

2

Geum rivale L.

-

+

-

Inula britannica L.

-

-

1

Juncus articulatus L.

1

-

-

Lysimachia vulgaris L.

1

-

-

Lythrum salicaria L.

+

-

-

Molinia caerulea (L.) Moench

-

2

5

Parnassia palustris L.

3-4

-

-

Pedicularis palustris L.

2-3

-

-

Phragmites australis (Cav.) Trin. ex Steud.

4

5

3

Poa pratensis L.

+

-

-

Potentilla anserina L.

1

-

-

Potentilla erecta (L.) Raeusch.

1

-

-

Ranunculus acris L.

1

-

-

Rhinanthus minor L.

1

-

-

Salix myrtilloides L.

1

-

1

Sanguisorba officinalis L.

-

-

2

Sonchus palustris L.

-

2

-

Thalictrum flavum L.

-

-

1

Typha angustifolia L.

1

-

-

Vicia cracca L.

-

3

4

Проективное покрытие

3-4 %

30-40 %

6-8 %

/>

Виды

Характеристика выдела, расстояние от уреза воды

топкий край озера, 0-5 м

5-20 м от озера

20-40м от озера

40-50 м от озера

между

берёз

№ выдела

3,1

3,2

3,3

3,4

3,5

Betula pubescens Ehrh.

-

-

-

1

-

Briza media L.

-

-

2

1

2

Calamagrostis epigeios (L.) Roth

-

-

1

-

-

Carex lasiocarpa Ehrh.

-

+

1

-

-

Carex riparia Curtis

2

-

-

-

-

Epipactis palustris (L.) Crantz

-

2

2

3

1

Eupatorium cannabinum L.

+

-

-

-

-

Festuca rubra L.

-

1

-

-

-

Galium aparine L.

1

-

1

-

-

Lysimachia vulgaris L.

2

1

-

-

-

Lythrum salicaria L.

-

-

-

-

+

Molinia caerulea (L.) Moench

-

5

5

5

5

Oxycoccus palustris Pers.

-

-

-

-

Parnassia palustris L.

-

2

-

-

-

Pedicularis palustris L.

-

1

-

-

-

Rhinanthus minor L.

-

1

-

-

-

Phragmites australis (Cav.) Trin. ex Steud.

5

4

4

4

3

Plantago urvillei Opiz in Bercht.

-

-

-

-

1

Potentilla erecta (L.) Raeusch.

-

-

2

-

3

Ranunculus acris L.

-

1

-

-

-

Salix aurita L.

-

2

-

-

-

Salix myrtilloides L.

-

-

1

+

+

Sanguisorba officinalis L.

-

1

+

2

2

Sonchus palustris L.

-

-

-

-

1

Thalictrum flavum L.

-

-

-

1

1

/>Vaccinium uliginosum L.

-

-

-

-

Vicia cracca L.

-

2

2

2

1

Проективное покрытие

20 %

6-8 %

4-5 %

10-12 %

4-5 %

Таблица 4

Фитоиндикация по шкалам Д. Н. Цыганова (метод средневзвешенной середины интервала)

№ выдела

Tm

Kn

Om

Hd

Tr

Nt

Rc

fH

1.1

8.08

8.60

8.02

15.18

7.45

4.45

7.10

5.39

1.2

7.77

8.46

8.52

13.59

6.76

4.96

6.77

6.00

1.3

8.37

8.27

8.26

13.37

7.35

4.44

7.25

5.83

2.1

7.73

8.49

8.09

13.46

7.62

5.67

6.41

5.71

2.2

8.10

8.28

8.06

13.86

7.57

5.17

6.57

5.75

2.3

7.95

8.59

8.12

13.76

7.58

4.55

7.45

5.80

3.1

8.97

8.60

8.00

13.97

8.63

6.17

7.87

7.67

3.2

8.07

8.39

8.20

14.67

6.79

4.14

6.75

5.24

3.3

8.08

8.33

8.38

13.67

6.83

4.47

6.64

5.44

3.4

8.09

8.46

8.28

14.38

6.74

4.18

7.11

5.61

3.5

8.01

8.44

8.45

13.72

6.82

4.20

6.99

5.33

Несмотря на существенные потери, Лупишкинское болото остаётся важным центром сохранения биоразнообразия региона. Надо отметить, что внесённые в Красную книгу РФ естественно редкие по всему ареалу корневищные или клубнекорневищные обитатели увлажнённых эвтрофных местообитаний (Cladium mariscus (L.) Pohl., Orchis militaris L. и др.) относительно мало, по сравнению с боровыми видами, страдают от травяных палов.

Сохранение и восстановление уникального для лесостепной зоны болотного комплекса возможно при условии придания всему Лупишкинскому болоту статуса ООПТ комплексного профиля и целенаправленных мероприятий, которые можно разделить на срочные - по предотвращению дальнейшей деградации уцелевших фрагментов бореально-борового компонента комплекса (предупредление пирогенных повреждений боровых видов; для преодоления диаспорического субклимакса [9] - реинтродукция Sphagnum teres, являющегося пионером сфагнового комплекса и образующего переходный слой между низинными и переходными торфами на болотах лесостепной зоны и др.), и долгосрочные - по восстановлению гидрорежима, необходимого для существования азональных в лесостепи биогеоценозов (определение допустимого, исключающего подтопление сохранившихся бореально-боровых фрагментов, повышение уровня грунтовых вод в южной части болота возможно только после составления гипсометрической карты).

Литература Волкова Е.М. О развитии некоторых болот бассейна Верхнего Дона // Верхнее Подонье: Природа. Археология. История. Вып. 2.: Сб. статей: в 2 т. Т. 1. Природа. Археология. - Тула.: Гос. музей-заповедник «Куликово поле», 2007. - С. 40-45. Красная книга. Особо охраняемые природные территории Тульской области. - Тула: Гриф и К, 2007. - 316 с. Семёнов П. П. Придонская флора в её отношениях с географическим распределением растений в Европейской России. Рассуждение, написанное для получения степени магистра. - Спб.: Типография Эдуарда Веймара, 1851. - 148 с. Флёров. А. Ф. К флоре долины Дона // Изв. СПб. бот. сада. - Т. 9. - 1909. - С. 1-9. Скворцов А. К. О растительности реликтового болота близ г. Епифани // Бюлл. МОИП, Отд. биол. - Т. 54. - Вып. 4. - М., 1949. - С. 101-104. Цыганов Д. Н. Фитоиндикация экологических режимов в подзоне хвойношироколиственных лесов. - М., 1983. - 197 с. Wray H. E., Bayley S. E. Nitrogen dynamics in floating and non-floating peatlands in the Western Boreal Plain. // Can. J. Soil Sci. 2008. V. 88. P 697-708. Справочная книга по химизации сельского хозяйства. / Под ред. В.М. Борисова. - М.: Колос, 1969. - 656 с. Разумовский С.М. Закономерности динамики биоценозов. - М.: Наука, 1981. - 231 с.

THE CONDITION OF THE RELICT MIRE LUPISHKINSKOE IN FOREST-STEPPE

ZONE AND THE PROBLEMS OF CONSERVATION OF THIS MIRE

M. Ya. Voytehov

It is the description of a condition of the forest-steppe-zone relict mire, which was including floristic elements of different natural zones and now is degrading as a result of drainage. The factors which are influencing on a modern condition of vegetation are considered.

УДК 551.89

<< | >>
Источник: Л. И. Инишева. Болота и биосфера : материалы VII Всероссийской с международным участием научной школы. 2010

Еще по теме СОСТОЯНИЕ РЕЛИКТОВОГО ЛУПИШКИНСКОГО БОЛОТАВ ЛЕСОСТЕПНОЙ ЗОНЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОХРАНЕНИЯ М. Я. Войтехов:

  1. 6-12* Нынешнее состояние проблемы
  2. СОСТОЯНИЕ И ЗАДАЧИ ОХРАНЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ БОЛОТ В СВЯЗИС ПРОБЛЕМОЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
  3. Ф. Р. Зайдельман, А. С. Никифорова. Генезис и диагностическое значение новообразований почв лесной и лесостепной зон, 2001
  4. ПРОДУЦИРОВАНИЕ С02 ТОРФЯНОЙ ПОЧВОЙСЛАБО ОСУШЕННОГО МЕЗОТРОФНОГО БОЛОТАВ СВЯЗИ С ГИДРОТЕРМИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ СЕЗОНА
  5. НЕОБХОДИМОСТЬ СОХРАНЕНИЯ РАЗНООБРАЗИЯ ФОРМ МЛЕКОПИТАЮЩИХ
  6. РОЛЬ ЗООПАРКОВ В СОХРАНЕНИИ РЕДКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ
  7. В ОПАСНОЙ ЗОНЕ
  8. В опасной зоне
  9. 3.5. Закон сохранения материи и энергии
  10. ОБ ИЗУЧЕНИИ ДИНАМИКИ БОЛОТООБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА В ТАЕЖНОЙ ЗОНЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
  11. О РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И СОХРАНЕНИИ БОЛОТИ ЗАБОЛОЧЕННЫХ ЛЕСОВ КАМЧАТКИ В XXI ВЕКЕ
  12. ПРОДУКТЫ ВЫВЕТРИВАНИЯ И ПОЧВООБРАЗОВАНИЯНА МАТЕРИКАХ И В ШЕЛЬФОВОЙ ЗОНЕ
  13. 3.4.2.2. Механизмы сохранения нуклеогидной последовательности ДНК. Химическая стабильность. Репликация. Репарация
  14. Щеглов А.И.. Биогеохимия техногенных радионуклидов в лесных экосистемах: По материалам 10-летних исследований в зоне влияния аварии на ЧАЭС., 2000
  15. Оценка гибридов и популяции кукурузы разной спелости по показателям зерновой продуктивности Структура урожая зерна в зоне достаточного увлажнения
  16. Этика. Состояния
  17. Нерешенные проблемы
  18. Проблемы современной биоастронавтики
  19. Глава 15. ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ САЙГАКОВ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД ,