<<
>>

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЛЕСНОЙ И БОЛОТНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ  ЗА ПОСЛЕДНИЕ 9500 ЛЕТ СРЕДНЕТАЕЖНОЙ ЧАСТИПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ

 

Л.В. Карпенко

Институт леса им. В.Н. Сукачева СО РАН, Красноярск

Представлены результаты палинологического и стратиграфического анализов 7 торфяных разрезов, мощность торфа которых 4,0-5,0 м, заложенных в среднетаежной части Приенисейской Сибири (междуречье Сыма и Дубче- са.

левых притоков Енисея). Реконструированы сукцессии растительного покрова болот и окружающих их суходолов в изученном регионе на протяжении голоцена — 9500 лет назад.

Первые пять разрезов, условные названия которых «Хойба». «Лебединое-1». «Лебединое-2», «Никулино-1», «Никулино-2», находятся в северной части исследованного района, в междуречье Нижней и Дубчеса, левых притоков Енисея (в Тугуланской котловине). Болота образуют здесь единую систему, покрывая сплошным плащом надпойменные террасы Енисея. Центральная часть котловины занята в основном сильно обводненными грядово-мочажинными и грядово-мочажинно-озерными комплексами. Песчаные островки среди болот покрыты лишайниковыми борами олиготроф- ного ряда. Следующие два разреза («Мочажина» и «Бугор») заложены на верховом болотном массиве, находящемся в южной части района исследований (в долине Енисея) у пос. Кривляк. Болото покрыто олиготрофными кустарничково-сфагновыми рямами и грядово-мочажинными комплексами.

Благодаря комплексному анализу стратиграфии торфяной залежи, спорово-пыльцевым спектрам и датированию торфяников по 14С, удалось реконструировать следующие сукцессии растительного покрова болот и окружающих их суходолов в изученном регионе на протяжении голоцена.

Предбореальный период отмечен в разрезе «Хойба». В первой его половине были развиты елово-лиственничные и березовые редколесья с полынно-разнотравными группировками растительности. Во второй — сосново- березово-еловые леса с папоротниково-хвощово-разнотрав-ным напочвенным покровом. Период формирования елово-лиственничных лесов совпадает с большой обводненностью болотных массивов.

Образование их началось с евтрофной стадии. Ботанический состав торфа и спектр пыльцы трав указывают на преобладание во флоре болот Equisetum palustre, Menyanthes trifoliata, Carex chordorrhiza, C. diandra, C. caespitosa и др., а также Thy pa latifolia, Calla palustris, Comarum palustre, Naumburgia thyrsijlora.

Бореальный период выделен в разрезах «Хойба», «Лебединое-2», «Бугор», «Никулино-2». В начале периода на суходолах, окружающих болотные массивы, были развиты березовые и березово-еловые леса, в напочвенном покрове которых господствовали осоки, вересковые кустарнички, сфагновые и гипновые мхи. Еловые и пихтовые зеленомошные леса были сконцентрированы, вероятно, в речных долинах и на склонах водоразделов, преимущественно теплых экспозиций. Судя по возрастанию участия древесной пыльцы, во второй половине периода увеличилась полнота автоморф- ных лесов. Значительная доля появившегося в спектре кедра, а также ели и сосны свидетельствует о начале формирования тайги. Болота этого периода — преимущественно грунтового питания. Во болотной флоре первой половины периода продолжали господствовать растительные группировки из хвоща, вейника. осок, гипновых и евтрофных сфагновых мхов. В конце периода почти повсеместно происходит смена этих группировок мезотрофны- ми. Растительный покров болот образовывали Scheuchzeria palustris, Eriophorum vaginatum, Carex lasiocarpa, C. injlata, C. limosa. а также сфагновые мхи Sphagnum apiculatum, S. magellanicum, S. Dusenii и др.

В первой половине атлантического периода, как свидетельствует состав спорово-пыльцевого спектра всех исследованных разрезов, доминировали березовые леса с примесью ели, сосны, и незначительным участием пихты.

Вторая половина периода характеризуется значительным сокращением пыльцы березы в составе спектров и значительным увеличением содержания пыльцы кедра и сосны. Содержание пыльцы пихты составляет ее максимум. Следовательно, березовые лесные формации уступили место соснякам и кедровникам.

Происходит заметное увеличение роли пихты, которая, возможно, образовывала чистые насаждения. Ель и пихта могли входить в состав кедровых насаждений, которые были распространены не только в речных долинах, но и на междуречьях. В напочвенном покрове — господство осок, разнотравья, хвощей и папоротников. Гидрологический режим болот был грунтово-атмосферным, что вызвало смену растительного покрова на них. Доминирующими растительными группировками этого времени были мезотрофные травяно-сфагновые, шейхцериево-сфагновые, сосново- кустарничково-сфагновые и сосново-шейхцериево-пушицево-сфагновые.

Спорово-пыльцевые спектры суббореального периода всех разрезов свидетельствуют о господстве на плакорах темнохвойной тайги с преобладанием кедра. Ель, береза и пихта имеют второстепенное значение в лесообразо- вании. В напочвенном покрове были развиты вересковые кустарнички, злаки, разнотравье, сфагновые и гипновые мхи.

В субатлантическом периоде уже сформировались ландшафты, близкие современным. Для пыльцевого спектра древесных характерно вытеснение пыльцы березы с лидирующих позиций, преобладание пыльцы сосны и кедра, что свидетельствует о господстве сосновых и кедровых суходольных и заболоченных лесов. Темнохвойные леса из ели и пихты не имели прежнего распространения. Повышенные участки рельефа с суглинистыми почвами были заняты березовыми травяно-зеленомошными лесами. В понижениях рельефа были распространены березовые заболоченные (осоковые и осоково-сфагновые леса). Болота перешли в олиготрофную фазу своего развития (свидетельством чему является стратиграфия торфяной залежи всех разрезов), началось формирование бугорково-мочажинных и грядово-моча- жинных комплексов. Растительность их была представлена Betula папа, Chamaedaphne calyculata, Eriophorum vaginatum, Scheuchzeria palustris, Carex limosa, а также сфагновых и зеленых мхов — Sphagnum fuscum, S. cuspidatum, S. balticum, Pleurozium Schreberi, Polytrichum srtictum.

<< | >>
Источник: С.Э. Вомперский. Болота и заболоченные леса в свете задач устойчивого природопользования. Материалы совещания. 1999

Еще по теме РЕКОНСТРУКЦИЯ ЛЕСНОЙ И БОЛОТНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ  ЗА ПОСЛЕДНИЕ 9500 ЛЕТ СРЕДНЕТАЕЖНОЙ ЧАСТИПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ:

  1. Реконструкция развития болотных систем в голоцене
  2. ДВЕСТИ ЛЕТ БОЛОТНОЙ МЕЛИОРАЦИИБ. С. Маслов
  3. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА БОЛОТНОГО ПОКРОВА ВПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ
  4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛОТНЫХ МИКРОБОЦЕНОЗОВНА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕЙ СИБИРИ С.              Н. Сырцов
  5. Под ред. В. Б. Куваева. Болотные системы Западной Сибири и их природоохранное значение, 2001
  6. ГОЛОЦЕНОВАЯ ИСТОРИЯ, ФАКТОРЫ И СКОРОСТИЗАБОЛАЧИВАНИЯ СРЕДНЕТАЕЖНОГО СТРУКТУРНО-ЭРОЗИОННО-ЛЕДНИКОВОГО ЛАНДШАФТА (ЮГ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)
  7. 0.5. Как проверяют реконструкции археологов
  8. Методы реконструкции филогенеза
  9. ПОСЛЕДНИЕ ИЗ МОГИКАН
  10. ПОСЛЕДНИЕ ТУРЫ И ПЕРВЫЕ КОРОВЫ