<<
>>

БОЛОТНЫЕ ГЕОСИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ МЕЩЕРЫ И ИХВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПРИЛЕГАЮЩИМИ ТЕРРИТОРИЯМИ

  А.И. Иванов

МГУ, географический факультет

Болотные геосистемы (ГС) являются неотъемлимой частью ландшафтов Центральной (Озерной) Мещеры. На территории Центрально-Мещерского полигона кафедры физической географии и ландшафтоведения, где с 1977 г, проводятся полустационарные исследования, заболоченность достигает 40%.

На рассматриваемой территории выявлено семь видов болотных ГС: олиго- трофные а) древнетермокарстовые котловины с редколесными сфагновыми сосняками; мезотрофные б) древнетермокарстовые западины с сосново-березовыми редколесьями травяно-сфагновыми; в) западины в днищах ложбин стока с сабельниково-осоково-сфагновьши сообществами, закустарен- ньши ивой; евтрофные г) западины с черноолынаниками крупнотравными; д) с березово-ивняковыми болотнотравными мелколесьями; е) древнеозерные западины с осоковыми сообществами; ж) озерные равнины (поймы) с сабельниково-осоковыми и березово-ивняковыми сообществами.

Взаимодействие болотных ГС с прилегающими территориями представляет одну из интереснейших и вместе с тем недостаточно разработанных задач современной науки. Судя по имеющимся в литературе данным, господствующей тенденцией в бореальном поясе в голоцене является прогрес- сйруюшее развитие болот и расширение их площадей. Наряду с этим известны случаи регрессии болотных массивов вследствие изменений климата, поднятия территории, усиления эрозионных процессов, самоосушения и др в наших исследованиях мы исходили из того, что рассматриваемый 20- летний хроноинтервал недостаточен для выявления непосредственных результатов взаимодействия болот с прилегающими территориями, но в ряде случаев может выявить тенденции развития. Наряду со стационарными наблюдениями в реальном времени, использовались и другие методы: экологофлористический анализ подроста и древостоя и их состояние, степень разложения подстилки, соотношение процессов подзолообразования и торфо- накопления, видовой состав фитоценозов и др.

Исследования проводились в контактных зонах разных видов болот, охарактеризованных ранее.

В контактной зоне «лес-болото» анализировалось 12 площадок. На пяти из них за рассматриваемый хроноинтервал зафиксированы изменения, которые можно интерпретировать как усиление процессов заболачивания. К ним относятся выраженная многолетняя тенденция уменьшения разницы между УГВ на болоте и в лесном приболотье (этот процесс особенно выражен с начала 90-х гг. и связан с общим поднятием УГВ на полигоне в этот период ), увеличение в составе фитоценозов доли сфагновых мхов и специфических болотных видов трав (тростник, осока черная и др.), ухудшении состояния подроста и т.д. На трех площадках изменения выражены слабее (в пределах точности наблюдений). На четырех площадках изменения в структуре ГС не зафиксированы. При этом, граница между лесом и болотом на всех площадках оставалась неизменной.

В контактной зоне «луг-болото» анализировалось четыре площадки. Исследовались луга низкого уровня, непосредственно окаймляющие болотные массивы. В качестве основного индикатора процессов в контактной зоне «луг-болото» использовалась экологическая шкала увлажнения Л.Г. Раменского. Все луга представляют собой щучники с различными содоминантами. На трех луговых площадках, окаймляющих евтрофные осоковые болота, динамика значений шкалы увлажнения носит флуктуационный характер, без направленных изменений. На одной из площадок, находящейся в нижней части древней ложбины стока, также начиная с 1990 г. прослеживается явно выраженная тенденция увеличения влагообеспеченности (среднемноголетнее значение шкалы увлажнения 79,5, за 1991-97 гг. — 84,5). Одновременно здесь произошло усложнение горизонтальной структуры растительности: на месте исходной калганово-щучковой ассоциации образовалось четыре с преобладанием осоки черной, сабельника болотного и таволги вязолистной. Совокупность изменений свидетельствуют о тенденции к заболачиванию.

Специфика взаимоотношений болот с прилегающими территориями во многом определяется ландшафтной структурой.

Наиболее динамичны распространенные во всех ландшафтах неглубокие древнетермокарстовые западины с сосново-березовыми травяно-сфагновыми редколесьями, где чаще всего фиксировались случаи наступления болот на прилегающие территории. В зандровых ландшафтах, где олиготрофные болота находятся преимущественно в древнетермокарстовых котловинах, процесс горизонтального роста болот имеет место, но лимитируется относительно большим углом падения болотных впадин и поэтому носит характер языков. В озерно- зандровых ландшафтах с преобладанием евтрофных осоковых и березовоивняковых болот на древнеозерных и озерных равнинах границы менцу болотными массивами и прилегающими территориями относительно стабильны. В долинно-зандровых, где преобладают мезотрофные болота по днищам ложбин стока, этот процесс, вероятно, носит колебательный характер и определяется водоудерживающим потенциалом ландшафтов.

Главным фактором, определяющим многолетнюю динамику в условиях Центральной Мещеры, является изменение влагообеспеченности ГС. зависящее от количества осадков и водоудерживающего потенциала ландшафтов. Последний в основном регулируется болотами. Основной природной тенденцией в регионе является заболачивание территории, фиксируемое как непосредственно стационарными исследованиями, так и косвенными методами. В более длительном хроноинтервале основные природные тенденции развития будут определяться изменением увлажненности территории вследствие климатических изменений.

<< | >>
Источник: С.Э. Вомперский. Болота и заболоченные леса в свете задач устойчивого природопользования. Материалы совещания. 1999

Еще по теме БОЛОТНЫЕ ГЕОСИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ МЕЩЕРЫ И ИХВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПРИЛЕГАЮЩИМИ ТЕРРИТОРИЯМИ:

  1. ОХРАНЯЕМЫЕ БОЛОТНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И БИОРАЗНООБРАЗИЕБОЛОТ БЕЛАРУСИ
  2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛОТНЫХ МИКРОБОЦЕНОЗОВНА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕЙ СИБИРИ С.              Н. Сырцов
  3. ЗАПАСЫ СЫРЬЯ БАГУЛЬНИКА БОЛОТНОГО НА ТЕРРИТОРИИ ГАССИНСКОГО МОДЕЛЬНОГО ЛЕСА (ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ)
  4. 5-7. Центральный тезис вместо «центральной догмы»
  5. ЛИШАЙНИКИ ЗАБОЛОЧЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОКСКОГОЗАПОВЕДНИКА
  6. Использование территории
  7. Под редакцией Л. И. Малышева и Г. А. Пешковой. Флора центральной сибири, 1979
  8. Почвы нерекультивируемых территорий
  9. Почвы рекультивируемых территорий
  10. Растительность Центральной Европы
  11. ВЕЩЕСТВА, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ (АНАЛЕПТИКИ)
  12. Интоксикация препаратами, возбуждающими центральную нервную систему
  13. Специфика факторов почвообразования на газоносных территориях
  14. Основные особенности распространения по территории
  15. Токсины растений, действующие на центральную нервную и другие системы