<<
>>

§2. Сложные формы поведения 2.1. Процесс научения и способность к умозаключениям у высших животных

Способностью к научению обладают главным образом виды, далеко продвинувшиеся в эволюционном развитии. С помощью научения они получают возможность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться таким образом к изменяющейся среде.
Чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, тем больше стереотипное поведение сменяется поведением приобретенным. Чем же выгоднее для вида приобретенные формы поведения? Следует заметить, что инстинктивное поведение обеспечивает максимальную приспособленность животного к обычной для него среде в обычных обстоятельствах. Оптимальное поведение животного записано в генах, снабжено соответствующими врожденными пусковыми механизмами. Однако в реальности внешняя среда постоянно меняется, меняются и условия жизни. Животное, зависящее от врожденных программ, не сможет адекватно перестроиться и выжить даже в слегка изменившихся условиях существования (например, пчела, увезенная за 1000 км от родного улья). Только представители видов, у которых выражена способность к обучению и выработке навыков, могут справиться с новыми ситуациями и сформировать новые поведенческие акты, которые позволят им адаптироваться.

По Г. Темброку существует две формы научения: облигатное и факультативное. Облигатное научение очень напоминает инстинктивное поведение, но все-таки является результатом накопления индивидуального опыта. Это опыт, который необходим всем представителям данного вида для выживания независимо от различия условной жизни. Факультативное научение включает в себя все формы приспособления индивидуальной особи к конкретным условиям ее жизни. Многие владельцы домашних животных обучают своих питомцев факультативным формам поведения, например, кошки у одних хозяев могут не пить молоко, а пить, например, пепси-колу и есть огурцы, что явно не является видоспецифичной формой поведения, а представляет собой приспособление животных к особенностям внешней среды (в данном случае прихоти своих владельцев).

Факультативное обучение может формироваться с помощью выработки условных рефлексов, путем проб и ошибок, с помощью формирования навыка, методом подражания.

Навык - центральная форма факультативного обучения, многие исследователи называют навыком вообще все формы научения.

Особенность навыка заключается в том, что он формируется в результате упражнения и нуждается для своего дальнейшего сохранения в тренировке. При тренировке навыки совершенствуются, при ее отсутствии - угасают.

Обучение с помощью условного рефлекса. Например, дрессировка животных. Правильное действие (та форма поведения, которую мы хотим выработать) тренируется с помощью положительного подкрепления (например, пищевого), неправильные действия гасятся с помощью отрицательного подкрепления - удара током. В быту этим методом большинство владельцев собак обучают своих животных подавать лапу или лаять на команду «голос».

Обучение путем проб и ошибок. В эксперименте таким образом животное (как правило, мышь, крыса) обучается проходить лабиринт. Голодное животное выпускается в лабиринт. Его цель - найти выход из лабиринта, на выходе его ждёт пищевое подкрепление. В первом эксперименте животное мечется по лабиринту, забегая во все тупики, наконец, добравшись до приманки; в дальнейшем оно находит еду все быстрее и быстрее, в конце концов, научаясь находить самый короткий путь.

Обучение методом подражания. Научение путем подражания - это формирование у животного новых форм поведения, путем лишь одного непосредственного восприятия действий других животных. Например, некоторые высшие животные: крысы, кошки, собаки, приматы - могут решить экспериментальную задачу в результате одного лишь созерцания действий другого животного, решающего эту задачу.

Способность к умозаключениям - способность, присущая высшим приматам и особого развития достигающая у человека. Она позволяет решать проблемы, возникающие в повседневной жизни, просто путем мысленного установления связи между различными элементами данной ситуации, причем это не требует предварительного научения.

Большинство навыков чаще всего формируется путем подражания или выработки условных рефлексов. У высших млекопитающих, обезьян и человека, благодаря высокому уровню развития коры головного мозга, появляются новые способности, позволяющие решать задачи без предварительных пробных манипуляций.

Способность к умозаключениям человек использует практически в любых ситуациях жизни, именно эта способность позволила ему достигнуть огромного эволюционного прогресса.

Способность к умозаключениям присуща высшим обезьянам. Известен такой эксперимент (по Ж. Годфруа). Голодную собаку помещают в клетку, на некотором расстоянии от нее кладут кусок мяса, обвязанный веревкой, свободный конец которой находится около собаки. Собаке достаточно было бы ухватить конец веревки зубами, чтобы притянуть мясо к себе. Однако она в эксперименте была не способна установить связи между этими двумя элементами, и часами скулила, не умея решить задачу. Но если в клетку посадить шимпанзе, а к веревочке привязать банан, то не пройдет и минуты, как, потянув за веревку, она завладеет бананом. 2.2.

<< | >>
Источник: Ермаков В.А.. ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. - 98 с.. 2008

Еще по теме §2. Сложные формы поведения 2.1. Процесс научения и способность к умозаключениям у высших животных:

  1. §1. Простейшие формы поведения 1.1. Таксисы
  2. 3.3.3. Другие формы токсического процесса
  3. Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Пять чувств и способности животных, 2010
  4. Формы проявления токсического процесса на разных уровнях организации жизни
  5. 8.1. «Сложное обучение» и уровень развития животных
  6. 9.1. Индивидуальные различия в проявлении когнитивных способностей животных
  7. 9.6. Психогенетика человека и генетика поведения животных
  8. СПОСОБНОСТЬ ЖИВОТНЫХ К СИМВОЛИЗАЦИИ
  9. §1. Понятие о социальном поведении животных
  10. 7.4. Способность животных к оценке знаний и намерений других особей {^theory of mind»)
  11. 10.3. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СРЕДЫ НА ПОВЕДЕНИЕ И АДАПТАЦИЮ ЖИВОТНЫХ
  12. 6.2. Исследование способности животных к символизации (на примере «счета») с помощью лабораторных тестов
  13. Глава IV ЭВОЛЮЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
  14. 5 ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ЖИВОТНЫХ К ОБОБЩЕНИЮ И АБСТРАГИРОВАНИЮ
  15. 1.1. Основные направления науки о поведении животных
  16. 4.6.3. Методики изучения способности животных к оперированию пространственно-геометрическими признаками предметов
  17. Суточные ритмы поведения животных
  18. Основные местообитания и жизненные формы водных животных.