§2. Сложные формы поведения 2.1. Процесс научения и способность к умозаключениям у высших животных
По Г. Темброку существует две формы научения: облигатное и факультативное. Облигатное научение очень напоминает инстинктивное поведение, но все-таки является результатом накопления индивидуального опыта. Это опыт, который необходим всем представителям данного вида для выживания независимо от различия условной жизни. Факультативное научение включает в себя все формы приспособления индивидуальной особи к конкретным условиям ее жизни. Многие владельцы домашних животных обучают своих питомцев факультативным формам поведения, например, кошки у одних хозяев могут не пить молоко, а пить, например, пепси-колу и есть огурцы, что явно не является видоспецифичной формой поведения, а представляет собой приспособление животных к особенностям внешней среды (в данном случае прихоти своих владельцев).
Факультативное обучение может формироваться с помощью выработки условных рефлексов, путем проб и ошибок, с помощью формирования навыка, методом подражания.
Навык - центральная форма факультативного обучения, многие исследователи называют навыком вообще все формы научения.
Особенность навыка заключается в том, что он формируется в результате упражнения и нуждается для своего дальнейшего сохранения в тренировке. При тренировке навыки совершенствуются, при ее отсутствии - угасают.Обучение с помощью условного рефлекса. Например, дрессировка животных. Правильное действие (та форма поведения, которую мы хотим выработать) тренируется с помощью положительного подкрепления (например, пищевого), неправильные действия гасятся с помощью отрицательного подкрепления - удара током. В быту этим методом большинство владельцев собак обучают своих животных подавать лапу или лаять на команду «голос».
Обучение путем проб и ошибок. В эксперименте таким образом животное (как правило, мышь, крыса) обучается проходить лабиринт. Голодное животное выпускается в лабиринт. Его цель - найти выход из лабиринта, на выходе его ждёт пищевое подкрепление. В первом эксперименте животное мечется по лабиринту, забегая во все тупики, наконец, добравшись до приманки; в дальнейшем оно находит еду все быстрее и быстрее, в конце концов, научаясь находить самый короткий путь.
Обучение методом подражания. Научение путем подражания - это формирование у животного новых форм поведения, путем лишь одного непосредственного восприятия действий других животных. Например, некоторые высшие животные: крысы, кошки, собаки, приматы - могут решить экспериментальную задачу в результате одного лишь созерцания действий другого животного, решающего эту задачу.
Способность к умозаключениям - способность, присущая высшим приматам и особого развития достигающая у человека. Она позволяет решать проблемы, возникающие в повседневной жизни, просто путем мысленного установления связи между различными элементами данной ситуации, причем это не требует предварительного научения.
Большинство навыков чаще всего формируется путем подражания или выработки условных рефлексов. У высших млекопитающих, обезьян и человека, благодаря высокому уровню развития коры головного мозга, появляются новые способности, позволяющие решать задачи без предварительных пробных манипуляций.
Способность к умозаключениям человек использует практически в любых ситуациях жизни, именно эта способность позволила ему достигнуть огромного эволюционного прогресса.
Способность к умозаключениям присуща высшим обезьянам. Известен такой эксперимент (по Ж. Годфруа). Голодную собаку помещают в клетку, на некотором расстоянии от нее кладут кусок мяса, обвязанный веревкой, свободный конец которой находится около собаки. Собаке достаточно было бы ухватить конец веревки зубами, чтобы притянуть мясо к себе. Однако она в эксперименте была не способна установить связи между этими двумя элементами, и часами скулила, не умея решить задачу. Но если в клетку посадить шимпанзе, а к веревочке привязать банан, то не пройдет и минуты, как, потянув за веревку, она завладеет бананом. 2.2.
Еще по теме §2. Сложные формы поведения 2.1. Процесс научения и способность к умозаключениям у высших животных:
- §1. Простейшие формы поведения 1.1. Таксисы
- 3.3.3. Другие формы токсического процесса
- Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Пять чувств и способности животных, 2010
- Формы проявления токсического процесса на разных уровнях организации жизни
- 8.1. «Сложное обучение» и уровень развития животных
- 9.1. Индивидуальные различия в проявлении когнитивных способностей животных
- 9.6. Психогенетика человека и генетика поведения животных
- СПОСОБНОСТЬ ЖИВОТНЫХ К СИМВОЛИЗАЦИИ
- §1. Понятие о социальном поведении животных
- 7.4. Способность животных к оценке знаний и намерений других особей {^theory of mind»)
- 10.3. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СРЕДЫ НА ПОВЕДЕНИЕ И АДАПТАЦИЮ ЖИВОТНЫХ
- 6.2. Исследование способности животных к символизации (на примере «счета») с помощью лабораторных тестов
- Глава IV ЭВОЛЮЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
- 5 ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ЖИВОТНЫХ К ОБОБЩЕНИЮ И АБСТРАГИРОВАНИЮ
- 1.1. Основные направления науки о поведении животных
- 4.6.3. Методики изучения способности животных к оперированию пространственно-геометрическими признаками предметов
- Суточные ритмы поведения животных
- Основные местообитания и жизненные формы водных животных.