<<
>>

Внешние факторы

Однако не все виды поведения у животных вызываются только какими-то изменениями в их внутренней среде. Некоторые формы поведенческой активности включаются как собственной ритмикой, так и какими-то внешними процессами (например, изменениями продолжительности светового дня, повышением или уменьшением температуры).
Согласно концепции «пусковых крючков», такие инстинктивные движения заблокированы специальной системой «пусковых механизмов», которые представляют собой совокупность нейросен- сорных систем, обеспечивающих зависимость поведенческих актов от биологически адекватных условий внешней среды. Как только животное оказывается в подходящей ситуации, соответствующий врожденный пусковой механизм обеспечивает распознавание специфических раздражителей, снятие «блокировки» и активизацию соответствующего поведения. Вероятно, одновременно происходит и активация соответствующих нервных центров и снижение порогов их раздражимости.

Рассмотрим в качестве примера инстинктивного поведения со множеством «пусковых крючков» миграцию лососевых рыб. Как известно, молодь лосося вылупляется ранней весной из икринок, отложенных самками в верховьях пресных рек Сибири и Канады. Мальки лососей обитают в пресных водах от 2 до 7 лет в зависимости от широты, пока не превратятся в молодых лососей (пестряток). Где-то в это время действует сильный «пусковой крючок», включающий новую форму инстинктивного поведения, и молодые рыбы устремляются в океан. Самцы и самки обитают в открытом море (океане) около 2-3 лет до достижения половой зрелости. После чего срабатывает новый «пусковой крючок» и включается новая инстинктивная программа - лососи начинают обратное путешествие на нерестилище. Рыбы проходят по 50-100 км в день, чтобы найти устье своей родной реки, т.е. то место, где они появились на свет. Из множества рек, впадающих в океан, они безошибочно выбирают ту, по которой приплыли сами.

Проблема миграции лососевых рыб до сих пор не решена. Не понятно, как рыба определяет тот ручей, где она вылупилась из икринки, и почему она возвращается именно в родной ручей, а не, например, соседний. 1.4.

Импринтинг

Импринтинг (запечатление) - особый вид поведения, промежуточный между инстинктивным поведением и научением, присущ некоторым видам животных. Суть импринтинга в том, что у детенышей возникает глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, с которым они встречаются.

Явление импринтинга было открыто австрийским этологом К. Лоренцом. Лоренц занимался изучением поведения гусей, вылупившихся в инкубаторе. В природе первым движущимся объектом, с которым встречаются гусята, является их биологическая мать. В инкубаторе таким движущимся объектом оказался ученый. Произошла удивительная вещь: вместо того, чтобы присоединиться к стаду гусей, подобно остальным, экспериментальные гусята следовали повсюду за Лоренцом, как будто он был их матерью. Оказавшись в присутствии своей биологической матери, гусята не обращали на нее никакого внимания, продолжая следовать за ученым.

Другие исследователи, продолжая изучать явление им- принтинга, установили, что в условиях эксперимента запе- чатление может быть вызвано к любому движущемуся объекту - катящемуся мячику, картонной коробке и т.д.

Механизм импринтинга важен для выживания вида. В естественных условиях среды у новорожденных гусят просто нет времени на условно-рефлекторное обучение, поскольку уже с момента рождения они должны следовать за матерью, ибо это наилучший способ поведения, дающий максимальную возможность выжить.

Явление импринтинга характерно главным образом для выводковых птиц. Однако доказано, что запечатление играет также большую роль в жизни некоторых видов рыб и млекопитающих. Импринтинг в определенных формах присутствует и у птенцовых птиц.

<< | >>
Источник: Ермаков В.А.. ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. - 98 с.. 2008

Еще по теме Внешние факторы:

  1. Индукция диапаузы внешними факторами
  2. Биотоп: местообитание и факторы внешней среды Местообитание и местопроизрастание
  3. ДЕЗИНВАЗИЯ ОБЪЕКТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
  4. Роль внешней среды в формировании адаптаций
  5. Внешний осмотр тела птицы
  6. ГЛАВА 1. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ
  7. 2.5. ТЕПЛООБМЕН МЕЖДУ ОРГАНИЗМОМ И ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ 2.5.1. ТЕПЛОПРОДУКЦИЯ Й ТЕПЛОПОТЕРИ ОТ ТЕШН№АТ5ЛРЪ?ЛРЕДЫ
  8. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ
  9. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА УСЛОВИЯ ПИТАНИЯ РАСТЕНИЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УДОБРЕНИЙ
  10. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ НА СПЕРМИЕВ ВНЕ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНОГО
  11. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ НА СПЕРМИЕВ ВНЕ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНОГО