<<
>>

Рассудочная деятельность

Предположение о том, что у высших животных и птиц имеются определенные формы высшей нервной деятельности, интеллектуальной деятельности, высказывалась многими исследователями (Ерахтин, 1990; Крушинский, 1986).
Были получены экспериментальные подтверждения наличия зачатков интеллектуальных функций у приматов (Келер, 1930), у крыс (Maier, Schneirlo, 1935), у птиц (Koehler, 1960). Согласно Ладыгиной-Котс (1965), обезьяны имеют «элементарное конкретное образное мышление (интеллект), способны к элементарной абстракции и общению и эти черты приближают их психику к человеческой».

З.А. Зорина относит к проявлению интеллекта у животных следующий круг явлений: 1.

Решение задач за счет быстрого улавливания закономерности, лежащей в основе задачи. Критерий - появление правильного ответа при первой же пробе. Следует отметить, что речь идет о задачах, которые могут быть решены логическим путем на основе мысленного анализа условий и по природе своей не требуют предварительных проб и ошибок.

Один из наиболее известных и разработанных в зоопсихологии тест из этой группы на рассудочную деятельность - это задача на экстраполяцию1 движения пищевого раздражителя (Крушинский, 1986). Животному показывают движущуюся кормушку с кормом, кормушка исчезает за непрочной ширмой, животное отпускают. Признаком интеллектуальной деятельности считается умение животного сделать вывод о движении кормушки и подойти к другому концу ширмы, из- за которой она должна появиться. Если животное бросается к тому концу ширмы, за которым кормушка исчезла, и ждет еду там, то считается, что задача не решена. Опыты показали, что из млекопитающих лучше всего с задачей справляются хищные, а из птиц - врановые, тогда как грызунам и голубям она не под силу. 2.

Решение за счет быстрой реорганизации ранее усвоенных независимых навыков.

Имеется в виду не поведение, которое является простым переносом ранее усвоенных навыков в новую ситуацию, а создание нового поведения на основе переработки прежних программ.

Для исследования такой возможности используется тест, связанный с оценкой количественных параметров среды (по

З.А.

Зориной). В процессе выработки условных рефлексов, животные обычно запоминают, какое количество пищи дается им при подкреплении. В тесте у животных вырабатывали пищедо- бывательный условный рефлекс (животное приучали доставать еду из кормушки). Сами кормушки были разного цвета, в зависимости от того, сколько корма в них было. После того как животное хорошо обучалось доставать пищу из всех кормушек, в следующем опыте перед ним ставили две кормушки разного цвета, естественно, с различным количеством пищи в каждой, и проверяли, какую кормушку животное выберет.

Для решения этой задачи, животному было необходимо мысленно сопоставить ранее полученную информацию о числе единиц подкрепления, связанного с каждой из разноцветных кормушек, и на основе этого сопоставления выбрать ту, в которой пищи больше.

В экспериментах на птицах было показано, что эту задачу способны решить как представители врановых - главных интеллектуалов среди птиц, так и голуби, в общем не способные к решению многих других интеллектуальных задач. 3.

Решение на основе выявления общего алгоритма после многократного предъявления серии однотипных задач (формирование установки на обучение).

Животное обучают выбирать один из пары предметов. Потом предлагают следующую пару, потом следующую. После многих таких задач, животное обучается и при втором предъявлении следующей пары действует не наугад, а выбирает тот же предмет, что и при первом предъявлении, если он сопровождался подкреплением, или другой, если в первой пробе подкрепления не было (запоминание уже видимого предмета).

Этот тест выявил значительную разницу в интеллектуальных способностях не только между разными отрядами (грызуны, хищные, приматы), но и позволил сравнивать представителей одного отряда. Из птиц к решению этой задачи оказались склонны скворцовые и врановые. 4.

Решение на основе обобщения и абстрагирования. Мерой рассудочной деятельности служат в данном случае степень отвлеченности усвоенных понятий и способность к символизации.

Для исследования способности животных к обобщению используют два основных метода - выбор по образцу и формирование дифференцировочных условных рефлексов.

О степени отвлеченности сформированного понятия судят с помощью теста на перенос, т.е. смотрят, способно ли животное перенести навык, выработанный на одной группе стимулов, на другие стимулы.

Одним из самых интересных опытов в этом направлении были опыты Р. Футса, который изучал возможность обучения шимпанзе английскому языку. Он обучил шимпанзе английским названиям нескольких предметов. Далее обезьяны в отсутствии предметов усвоили знаки амслена (язык для глухонемых), соответствующие этим словам. Позже в тесте они правильно применили эти знаки при предъявлении предметов. Ученый сделал вывод о том, что усваиваемые шимпанзе языковые символы действительно основаны на формировании внутренних представлений о соответствующих предметах, что допускает их перенос от звуковых к зрительным раздражителям. 5.

Решение на основе операций логического вывода.

К этой группе относятся задачи на способность к построению аналогий (элементы индукции), к транзитивному заключению (элементы дедукции), а также некоторые логические задачи, моделирующие различные ситуации добывания корма. Данные задачи используются для исследования мышления антропоидов. На основе этих исследований было показано, что антропоиды обладают способностью к построению аналогий, причем используют при этом достаточно отвлеченные представления о предметах.

Для проверки способности шимпанзе к элементам индукции, Д. Гилан применил тест на транзитивное умозаключение, обычно использующийся для изучения мышления детей. Суть теста - для решения задачи необходимо на основе информации, что А > В, а В > С, сделать вывод о том, что А > С. Эксперименты показали, что шимпанзе способны к элементам индукции. Обезьян обучали выбирать из пары кормушек А и В большую - А, потом обучали выбирать большую из пары кормушек В и С - В. В следующем сочетании предлагали сделать выбор из ранее не сочетавшихся кормушек А и С. Если животное могло сопоставить информацию, полученную в предыдущих экспериментах, и сделать правильный вывод, то оно выбирало кормушку А. Это считалось подтверждением способности шимпанзе к элементам индукции. 6.

Заучивание последовательности стимулов на основе иерархической реорганизации внутренних представлений.

К этой группе относятся многочисленные «языковые» эксперименты. Например, было показано, что при обучении амслену обезьяны начинают спонтанно объединять по 3-5 знаков в последовательности, часто отвечающей правилам английской грамматики. Сделанный вывод о том, что приматы способны к пониманию синтаксиса, вызвал возражение у других исследователей.

<< | >>
Источник: Ермаков В.А.. ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. - 98 с.. 2008

Еще по теме Рассудочная деятельность:

  1. 8.3. Рассудочная деятельность и сложность строения мозга
  2. 9.2. Роль генотипа в формировании способности к рассудочной деятельности
  3. 2.9.1. Концепция А. В. Крушинского о физиолого-генетических основах рассудочной деятельности
  4. 8.3.1. «Цефализация», сложность нейронного строения и уровень рассудочной деятельности
  5. Мышление человека и рассудочная деятельность животных
  6. 4.3. Каким требованиям должны удовлетворять тесты на рассудочную деятельность
  7. 2.11.3. Значение работ ЭТОАОГОВ для оценки рассудочной деятельности животных
  8. 4 ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ИЛИ РАССУДОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЖИВОТНЫХ:
  9. 4.4. Классификация тестов, применяемых для изучения рассудочной деятельности (мышления) животных
  10. 9 ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ РАССУДОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЖИВОТНЫХ
  11. 8.2. Сравнительная характеристика уровня элементарной рассудочной деятельности (элементарного мышления) у животных разных таксономических групп
  12. Высшая нервная деятельность и поведение млекопитающих
  13. 3 ИНДИВИДУААЬНО-ПРИСПОСОБИТЕАЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ:
  14. ЗНАЧЕНИЙ РОЮЩЕЙ И ГНЕЗДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ
  15. ЛЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЧЕЛ