6.2. Исследование способности животных к символизации (на примере «счета») с помощью лабораторных тестов
Для изучения этой когнитивной функции у приматов и птиц применяют достаточно разнообразные экспериментальные приемы.
Один из них связан с проблемой «счета» у животных. Известно, что животные способны к разным формам оценок количественных параметров среды (см. 2.8; 4.8.3; 5.5.3), включая формирование довербального понятия о «числе» (см. 5.5.4). На следующем этапе анализа выясняют, могут ли животные связывать это понятие с символами (арабскими цифрами), т.е. существуют ли у них зачатки способности к «истинному счету» с помощью числительных, которым в полном объеме владеет только человек.Вопрос о наличии зачатков «истинного счета» у животных и критериях, которым они должны удовлетворять, составляет предмет острых дискуссий (см.: Davis, Perusse, 1988; Gallistel, 1993). Р. Гельман и К. Гал-листель (Gelman, Gallistel, 1978) предложили ряд критериев, которые необходимо учитывать при оценке способности животных использовать символы для маркировки множеств. Наиболее важные из них:
* соответствие «один к одному» — каждому пересчитываемому элементу должен соответствовать особый символ (маркер);
» «ординальность» (упорядоченность) — символы должны в стабильном порядке соответствовать пересчитываемым элементам;
• «кардинальность» —символ, соответствующий последнему элементу, должен описывать общее число элементов в множестве.
Чтобы выяснить, способны ли животные к символизации и удовлетворяет ли их поведение указанным критериям, необходимо ответить на следующие вопросы:
1) способны ли они устанавливать тождество между исходно индифферентными для них знаками (например, арабскими цифрами) и обобщенной информацией о числе элементов в множествах разной природы;
2) способны ли они оперировать усвоенными цифрами как символами (например, выполнять операции, аналогичные арифметическим);
3) способны ли они использовать усвоенные символы для нумерации (пересчета) элементов множеств и выполнять число действий в соответствии с предъявленной цифрой?
197
Еще по теме 6.2. Исследование способности животных к символизации (на примере «счета») с помощью лабораторных тестов:
- СПОСОБНОСТЬ ЖИВОТНЫХ К СИМВОЛИЗАЦИИ
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И КЛИНИЧЕСКИХ ТЕСТОВ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
- 6.2.2. Способность к символизации у птиц семейства врановых
- 6.2.1. Способность к символизации у приматов
- 9 ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ РАССУДОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЖИВОТНЫХ
- 8.4. Сопоставление способности к экстраполяции и к обучению. Роль экологических факторов в успешности решения тестов
- 4.4. Классификация тестов, применяемых для изучения рассудочной деятельности (мышления) животных
- ГЛАВА 3 ЛАБОРАТОРНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРОВИ
- 3 ГИГИЕНА ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ
- 9.5. Генетические исследования способности к обучению
- Исследование способности к разложению фосфатову штаммов псевдомонад и азотобактера
- Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Пять чувств и способности животных, 2010
- АДЕНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ ОБЕЗЬЯН И ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ
- 9.1. Индивидуальные различия в проявлении когнитивных способностей животных
- ГЛАВА 19 ГИГИЕНА СОДЕРЖАНИЯ СОБАК, КОШЕК И ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ
- СТРОЕНИЕ ХОРДОВОГО ЖИВОТНОГО НА ПРИМЕРЕ РЫБЫ
- 7.3. Самоузнавание и использование другой информации, полученной с помощью зеркала, у животных других видов
- ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ФИКСАЦИИ ЖИВОТНЫХ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ