Система сортоиспытания направлена к отбору наиболее урожайных сортов. По разработанных в СССР системе все новые сорта, предлагаемые отечественными селекционерами, или получаемые из-за рубежа, выращивают в сравнительных посевах с районированными сортами в течение трех лет на сортоучастках, расположенных в разных зонах.
К районированию рекомендуют только те новые сорта и только в тех зонах, где они показали преимущество перед ранее районированными. В течение трех лет испытания могут не сложиться условия, благоприятные для эпифитотийного развития болезней, поэтому высокоурожайный, но восприимчивый сорт может быть рекомендован к выращиванию. Эта система приводит жесткому отбору небольшого числа наиболее урожайных сортов. Поэтому во второй половине XX в. в Великобритании на половине площадей, занятых пшеницей, выращивали всего 3 сорта, в США 60 % площадей под фасолью занимали 2 сорта, 53 % площадей под хлопчатником — 3 сорта, все площади под сорго — 3 сорта, 96 % площадей под горохом — 2 сорта. В Советском Союзе миллионы гектаров под озимой пшеницей занимали всего несколько сортов (Мироновская 808, Безостая 1), под яровой — Саратовская 29 и т. д. Селекция на вертикальную устойчивость
ВУ — во-первых, высоко экспрессивна, поэтому удобна при отборе в расщепляющемся потомстве, когда селекционер разделяет гибридную популяцию только на две группы — поразившиеся при искусственном заражении и не поразившиеся. Во-вторых, он моногенна, поэтому легко передается в процессе гибридизации. Основным приемом селекции на ВУ стали бекроссы, в ходе которых геном устойчивого сорта постепенно заменяли
геномом восприимчивого при обязательном сохранении целевого гена устойчивости путем искусственного заражения и сохранения только устойчивого потомства.
Однако метод бекросса приводил к потере генов горизонтальной устойчивости. Поскольку ВУ может быть нестабильной вследствие накопления в популяции паразитов вирулентных рас, широкое коммерческое выращивание таких сортов часто приводило к потере их устойчивости. Более того, при использовании эффективных в данной зоне генов ВУ, невозможно оценить уровень ГУ у создаваемого сорта, ибо он остается абсолютно не поражаемым в процессе многолетней селекционной работы. Но если появляется вирулентная раса, то сорт, созданный как абсолютно устойчивый, может поразиться сильнее, чем восприимчивые, но имеющие некоторый уровень ГУ сорта. Например, сорт пшеницы Кавказ был защищен от бурой ржавчины эффективным геном Lr26. Поскольку по продуктивности этот сорт превосходил другие районированные сорта, он стал вытеснять другие сорта пшеницы. В начале 70-х гг. XX в. в Краснодарском крае за 3 года площади под этим сортом выросли с 8 до 850 тыс. га, а на Украине — с 35 до 2400 тыс. га. Однако разразившаяся в 1973 г. эпифито- тия ржавчины способствовала быстрому накоплению вирулентной для сорта Кавказ расы, причем потери этого сорта были значительно более высокими, чем потери ранее поражавшегося сорта Безостая 1, ибо базовый уровень ГУ сорта Кавказ оказался чрезвычайно низким.