11-2* Возникновение нового
В ходе эволюции несомненно появление новых сущностей, т.е. совсем нового, того, чему прежде и зачатков не было. Может ли теория это описать? Луэс, введя понятие «эмердженты» (п. 3-10), как бы ответил положительно, но за истекшие 130 лет сути явления раскрыть не удалось.
Почти все эволюционисты просто не замечают проблемы эмерджент- ности (п. 10-4), простодушно полагая, что новое возникает тем же способом, каким улучшается старое. Поэтому они избегают и главного вопроса: как произошла жизнь? Этим вопросом (биопоэзом) занимается узкий круг ученых, почти или вовсе равнодушный к остальным проблемам эволюции.
Данная книга написана с иной позиции (см. начало гл. 7). А именно:
биопоэз есть главный эмержбнтный акт эволюции, и от того, как его
понимает данная теория, зависит ее содержательность в отношении описания последующих актов эволюции.
В частности, приняв, как Воейков, что в биопоэзе первым источником энергии были АФК (но не АТФ), мы задаём понимание эволюции энергетики; приняв концепцию прогеноты Дарнела и Дулитла, мы отказываемся искать организм-предок и признаём правоту Вернадского; приняв, с геологами, что жизнь возникла практически вместе с условиями для нее, мы отказываемся от принципа ожидания редких событий; а приняв, вслед за Скулачевым, что фотосинтез возник еще до аппарата наследственности и был ультрафиолетовым, но позже, в бактериях, стал работать от видимого света, мы принимаем принцип реализации прежней идеи на новом материальном носителе и тем самым допускаем платонизм как способ рассуждения.
Наоборот, если принять модель Опарина (в «первичном бульоне» само собою накапливалось всё, что нужно для возникновения жизни - вот она и возникла), то такой “принцип слонопотама” (пп. 7-2*, 7-7*) неминуемо перейдет в остальную теорию эволюции - это и будет дарвинизм. Кстати, хотя дарвинисты избегают говорить про биопоэз, однако если говорят, то всегда выплывает нечто мутное, в стиле опаринского «бульона».
Обычная уловка, высказанная еще Луэсом (новое всегда составлено из элементов старого, например, из тех же атомов), очень слаба: элементов слишком много, сборка идет слишком регулярно, а значит, для объяснения эмерджентности нужен особый принцип. На него указывали многие, в том числе Поппер: будучи рациональным мыслителем, он всё же отметил, что «иррационалисты, которые говорили о “креативной” или об “эмерджентной” эволюции, смогли разглядеть Нечто важное» (Потер К.
Ближе всех к сути этой проблемы подходили те, кто видел в эволюции таксонов хопогению (или трансиндивидуальный онтогенез, п. 4-13): ведь онтогенез тоже создает новую сущность (живую особь с новой душой).
Новая эволюционная сущность мыслится при этом как принципиальное изменение онтогенеза: новизна в эволюции следует из новизны очередных особей, но не при их рождении, а при их зародышевом развитии. Это естественно: в силу общности диасети оказываются общими и эмерджентные акты - онтогенеза и эволюции. Поясню: в ходе онтогенеза происходит движение зародыша вдоль диасети, причем реализацию новой строки рефренной таблицы (например, закладку сердца) следует считать эмерджентным актом данного онтогенеза; но сходная строка когда-то появилась впервые (появление организмов с сердцем) - то был эмерджентный акт эволюции.
Можно ли эту параллель признать решением проблемы? Стороники хо- логенеза отвечали положительно. Ныне можно добавить: эмерджентность, как сказано в п. 5-2*, - это смена формы активности за счет фазового перехода, а ее сохранение в одной эволюционной линии при различии ее от линии к линии - это принцип компенсации (п. 8-10): в одной линии жизненный порыв тратится, в основном, на увеличение численности, в другой - на усложнение прежних конструкций, в третьей - на создание новизны.
В качестве абстрактного механизма новизны в пп. 6-7** и 6-8 были предложены фрактальная турбулентность и блочный системогенез. Хотя конкретное описание на этом языке - дело будущего, но уже сейчас можно (вспомнив Второй тезис), высказать Четвертый тезис будущей теории:
Новое рождается в каждом онтогенезе, но без свободы выбора. Акт эволю- ционной новизны состоит в изменении онтогенеза, причем выбор свободен.
Вот, вроде бы, и стержень теории. И если мы не удивляемся, когда в голову приходит совсем новая мысль, то, согласно этой идеологии, не надо удивляться и тому, что в эволюции появляются совсем новые формы.
Ho тут читатель-скептик, думаю, почувствует обман: вместо понимания эволюции дается ссылка на непонятость мышления. Да, это так, но такова сама проблема, и нет оснований ожидать, что мышление и эмерджентность могут быть поняты по отдельности. Cm. Дополнение 9.
Тот факт, что сходные уровни развития, в том числе и сходная принципиальная новизна, достижимы в разных линиях эволюции, также говорит о единой диасети живого. Вместе с формами активности эта фрактальная диасеть образует пространство жизни. В данном пространстве (а не в наблюдаемом трехмерном) и течет эволюция (по Янчу, п. 6-12).
Еще по теме 11-2* Возникновение нового:
- ОСВОЕНИЕ НОВОГО ЖИЛИЩА
- Механизм возникновения адаптаций
- 1.6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МНОГОКЛЕТОЧНОСТИ
- Возникновение экологической паразитологии
- Возникновение предбиологических систем
- Возникновение теории эволюции
- Возникновение космической биологии
- 13.3.3. Возникновение и исчезновение биологических структур в филогенезе
- Предпосылки и этапы возникновения жизни
- Возникновение Морской организации
- ГЛАВА 3 Возникновение дарвинизм
- Предпосылки возникновения дарвинизма
- Видообразование — источник возникновения 13.2. многообразия в живой природе
- ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛЕТА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИМАГО И ЛИЧИНОК
- Предпосылки возникновения внутрипопуляиионного разнообразия особей
- Возникновение и эволюция рифовых сообществ
- Два пути возникновения упорядоченности