Философские воззрения и аргументация эволюционных взглядов Ж-Б. Ламарка неоднократно служили предметом справедливой критики. Его взгляды основаны на деизме (от лат. deus — бог) — материя первична и сама по себе пассивна, а развитие ее определяется «творцом всего сущего».
Ув-лекшись идеей о постепенном и всеобщем изменении видов и превращении их в другие виды, Ламарк стал отрицать реальность су-ществования видов в природе. Ему казалось, что достаточно изгнать из биологии понятие «вид», как автоматически прекратится спор между креационизмом и трансформизмом. При несомненной прогрессивности взглядов Ламарка его концепция понимания причин эволюции была ошибочной, по существу натурфилософской, с выраженными элементами идеализма (внутреннее стремление к прогрессу, изначальная целесообразность любой реакции на измененные условия). Тем не менее мы долж-ны отдать должное этому выдающемуся мыслителю, предложившему первую цело-стную концепцию эволюции органического мира. Эволюционные взгляды Ламарка были слабо аргументированы фактическим мате-риалом и не получили широкого распро-странения среди современников. Однако впоследствии (в конце XIX— начале XX в.) некоторые его взгляды нашли новое рас-пространение в гипотезах наследования приобретаемых свойств или адекватной из-менчивости («неоламаркизм»). 1.1.