ПОЖИРАЮЩИЕ ЖИВЬЕМ
В гастрономе их, не задумываясь, считают* рыбой. Просто потому что они живут в воде а похожи на некоторых настоящих рыб — му-* рен и угрей. Но от рыб они отличаются не меньше, чем дельфины. Миноги и миксинЫ принадлежат к отдельному классу позвоноч* ных, классу бесчелюстных.
Тот, кто сказал впервые «скользкий, как угорь», вероятно никогда не пытался поймать руками миногу. Такая же длинная и гибкая* покрытая слоем слизи, она даст сто очков впе- ред любому угрю. В России миног ловят, в ос.*»
новном, в Неве, когда они идут из Балтики вверх по реке на нерест. Идущая на нерест минога не питается, кишечник у нее абсолютно пуст, желчного пузыря нет, кожа у всех миног голая и пойманную миногу можно не потрошить, не чистить, а сразу, отмыв от слизи, кидать на сковородку. Поскольку у нее нет и костей, то и кушать ее можно тоже целиком. Крупная минога достигает метра в длину и пары килограммов веса, так что там есть, что поесть. Поднявшись в верховья, на участках с чистой водой и быстрым течением самец и самка роют ямку для гнезда, откладывают икру и вскоре погибают. Среди миног есть виды морские, есть озерные, есть речные, но все они поднимаются для нереста верх по ручьям и рекам и все размножаются только раз в жизни.
Вылупившаяся из яйца личинка похожа на червячка и по образу жизни удивительно напоминает своего дальнего родственника — ланцетника. Зарывшись в песок, она фильтрует во-
Пескоройка ручьевой миноги
ду и выуживает из нее всякую съедобную мелочь. Даже эндостиль у личинки есть, даже усики вокруг рта. На взрослую миногу личинка совсем не похожа, и местные жители называют ее пескоройкой, часто даже не подозревая, что это детеныш миноги.
У взрослой миноги способ питания совсем другой. Челюстей у нее нет, но полость круглого рта имеет мускулистые стенки, а вход в глотку окружен острыми роговыми зубцами. Такие же зубцы имеются на языке. Присосавшись ртом к крупной рыбе, минога буквально выгрызает на ее теле глубокие круглые раны. Некоторые виды вообще Ротовая воронка миноги можно считать парази-
тами, они держаться на рыбе много дней, высасывая кровь и ткани, полупереваренные миножьей слюной. Правда, далеко не все миноги хищники. Многие после метаморфоза вообще не питаются, их главная задача — расселение и производство на свет нового поколения.
Миксины в своей прожорливости превосходят миног. Напав на рыбу, миксина не просто выгрызает в ней дыры, она въедается внутрь рыбьего тела и через некоторое время от жертвы остается только обтянутый кожей скелет. Глаза у миксины скрыты под кожей, плавник имеется только на хвосте, на кончике безглазой морды розетка из шести коротких треугольных щупалец. В общем, миксина очень похожа на крупного червя. Кровеносная система у миксин незамкнута, значительную часть пути кровь проходит не по сосудам, а по системе полостей между органами. Для позвоночных, согласитесь, это несколько необычно. Зато, чтобы обеспечить интенсивный кровоток, миксина имеет аж четыре независимых
сердца. Одно подгоняет медленно текущую кровь в голове, другое проталкивает ее через жабры, третье через печень, а четвертое обслуживает хвостовую часть.
Еще по теме ПОЖИРАЮЩИЕ ЖИВЬЕМ:
- Методологическое значение решения проблемы органической целесообразности
- Уж и гадюка
- Ядовитые зубы гадюки
- ВВЕДЕНИЕ
- КРАЙ ГИГАНТСКИХ ФОРМ
- Потребители сестона
- Метастронгилез
- БЫВАЮТ ЛИ ДЕРЕВЬЯ-ЛЮДОЕДЫ?
- Значение количества пищи
- Убийство
- Внутривидовые отношения
- ОРЕХИ С ДАЛЕКИХ ОСТРОВОВ
- Охота
- Животные из легенды