ГЛАВА ШЕСТАЯ Пути, по которым кровь проходит из полой вены вартерииили из правогоже л удочка в левый
Мне представляется вероятным, что причина ошибок у анатомов по этому вопросу кроется в незнании соотношений сердца и легких. Вина этих анатомов состоит в том, что, желая познать органы животных, они изучали их исключительно на человеке и притом на трупе.
(Они уподобляются тем, которые, желая начертать общую политическую систему, изучают устройство лишь одного государства, или тем, которые, ознакомясь с природой одного поля, претендуют на знание всего земледелия). Обманчиво стремиться вывести общее заключение на основании одного частного положения.Конечно, если бы они имели навык в вивисекциях низших животных и знали анатомию человека, то очень легко могли бы найти разрешение этого вопроса, который всех держал в нерешительности.
Это положение ясно выступает из наблюдений на рыбах, у которых имеется один лишь желудочек и совсем нет легких. Мешочек у основания сердца, несомненно аналогичный предсердию, посылает кровь в сердце; затем сердце проталкивает кровь по сосуду, будь это артерия или аналогичный ей сосуд. В этих фактах легко можно удостовериться наблюдением или разрезав эту артерию: кровь, будет с силой бить из разреза при каждом сокращении сердца.
То же происходит у всех животных, имеющих один желудочек (или, повидимому, один). Эти наблюдения легко сделать на жабах, лягушках, змеях и ящерицах. Они обладают легкими, ибо они обладают способностью производить звуки. (Об удивительном механизме их легких и органов, к ним относящихся, я собрал огромное количество наблюдений, но об этом я не буду здесь говорить). Тем не менее мои вивисекции ясно доказали, что у этих животных кровь
тоже изгоняется из вен в артерии вследствие сокращения сердца. Дорога широко открыта, и нет ни затруднений, ни повода к колебанию. У этих животных дело обстоит так, как было бы у человека, если бы проколоть сердечную перегородку: тогда оказался бы один желудочек из двух и, я думаю, никто не мог бы сомневаться относительно пути, каким кровь (тогда) попадет из вен в артерии.
Большинство животных не имеет легких, а (точно также) преобладающее количество животных имеют только один желудочек, вместо двух, отсюда мы склонны заключить, как вывод, основанный на большинстве фактов, что большинство животных имеет открытый путь, который позволяет крови проходить из вен в артерии через полости сердца.
Я кроме того заметил, что тот же факт наблюдается у зародышей животных, обладающих легкими.
У зародышей существуют 4 сосуда, ведущие к сердцу (полая вена, артериальная вена, венозная артерия и аорта, или большая артерия). Все анатомы прекрасно знают, что^ эти сосуды у взрослых изменяют свои соотношения. У зародыша начало соединения полой вены с легочной артерией представляет собой боковой анастомоз; он имеет место несколько выше той точки, где она выходит из печени. Это боковое соединение имеет форму широкого овального отверстия, которое способствует сообщению полой вены с легочной. Таким образом кровь, проходя как бы по одному сосуду из полой вены в венозную артерию, может литься полной волной через предсердие в левый желудочек. Над этим овальным отверстием со стороны венозной артерии свешивается тонкая твердая перепонка, похожая на крышечку, несколько большая, чем отверстие. У взрослого животного покрышка, прилегая со всех сторон, совершенно загораживает и закрывает отверстие. У зародыша эта перепонка устроена таким образом, что при спадении она предоставляет свободный путь для крови и кровь проходит в сердце и легкие из полой вены, а обратный ток она преграждает.
Также следует полагать, что у зародыша кровь непременно должна проходить через это отверстие из полой вены в венозную артерию, а оттуда в левое предсердие; пройдя этот путь, она не может вернуться назад.
Другое соединение артериальной вены происходит в том месте, где артерия, выходя из правого желудочка, разделяется на две ветви. К этим двум разветвлениям присоединяется третье— я бы назвал его артериальным каналом; он наискось направляется к аорте, в которую и вливается.
Итак, у зародыша существуют как бы две аорты, или два больших сосуда, через которые аорта берет свое начало из сердца. У взрослого артериальный канал уменьшается, атрофируется, окончательно иссушается и совершенно исчезает наподобие пупочной вены.В артериальном канале совершенно нет внутренней перепонки, которая могла бы мешать свободному проходу крови в любом направлении, в устье же артериальной вены, отростком которой является этот канал, находятся три сигмообразных клапана, которые обращены внутрь и легко поддаются при проходе крови из правого желудочка в аорту,
и, наоборот, они мешают всякому обратному течению из легких или аорты в правый желудочек. Вполне основательно можно вывести заключение, что сердце зародыша, сокращаясь, беспрерывно гонит кровь из правого желудочка в аорту этим самым путем.
Общепринято мнение, что эти два соединения, такие важные и столь очевидные, предназначаются исключительно для питания эмбрионального роста легких; у взрослого они совершенно исчезают, срастаясь, между тем как теплота и движение легких у взрослых должны бы требовать более значительной пищи. Все же это предположение неправильно и неразумно, и ошибочно думать, что сердце зародыша остается совершенно праздным — без действия и движения — и что природа для питания легких должна была создать для крови эти два прохода. Мы видим, наоборот, что
б яйцах из-под наседки и в зародыше, вынутом из матки животного, сердце так же сокращается, как и у взрослых. Следовательно природа не имела никакой потребности в этих анастомозах. Прежде всего движение сердца у зародыша обнаруживают наши глаза, это подтверждается и Аристотелем; он говорит: * «В природе сердца есть способность биться с самого начала жизни; это подтверждается и при вивисекциях и при изучении цыплят в яйце». Кроме того, мы можем наблюдать, что эти пути (у человека и у других животных) свободны и открыты не только во время утробной жизни (как уже заметили анатомы), но и в продолжение нескольких месяцев, у некоторых в течение нескольких лет, если не в продолжение всей жизни, как это есть у гуся, других птиц и у большинства мелких животных.
Это явление, должно быть, и заставило Боталлия [2i] предположить, что он открыл новый проход крови из полой вены в левый желудочек. Признаюсь, я сам был недалек от этой мысли, найдя такое вполне определенное соединение у большой взрослой крысы.Из этих фактов мы можем понять, каким образом у зародышей человека и животных, у которых эти сообщения не разрушены, сокращение сердца посылает кровь из полой вены в аорту сразу через 2 желудочка. Правый желудочек, получив кровь из предсердия, гонит ее через артериальную вену и ее отросток, названный артериальным каналом, в аорту. В то же самое время левый желудочек получает кровь через левое предсердие (а в левое предсердие кровь попадает через овальное отверстие из полой вены). Левый желудочек своим сокращением проводит кровь в аорту.
Таким образом, у зародышей, у которых легкие не действуют и как будто совсем не существуют, природа для создания циркуляции и распределения крови пользуется De spiritu, cap. 4. 4 гарвсй
двумя желудочками, как одним. Это явление в эмбриональ- ¦ ной жизни у животных, имеющих легкие, но ими не пользующихся, происходит так же, как у животных, которые' совсем не имеют легких.
Это ясно доказывает, что сокращение сердца у зародыша заставляет циркулировать кровь из полой вены в аорту по открытым и широким путям так же, как и у взрослого человека, у которого перегородка была бы снята и оба желудочка не могли бы сообщаться. У большинства животных постоянно — и у всех животных в определенное время — очень широко открыты те проходные каналы, которые служат для циркуляции крови через сердце. Остается рассмотреть, почему у некоторых теплокровных животных (как, например, у человека) во взрослом состоянии не признают, чтобы через легкие происходило то, что производит природа у зародыша по особым путям тогда, когда он не пользуется легкими; очевидно природа должна была создать эти пути, так как не было прохода через легкие. Иначе говоря, почему служит к усовершенствованию то (а природа создает всегда то, что лучше), что закрывает этот проход у взрослых, а у зародышей и других животных он свободно функционирует? Почему природа вместо того, чтобы открыть какой-либо другой сосуд для прохода крови, совершенно устранила этот проход у взрослого? Вот мы и пришли к тому, что только посредством вивисекции и можно правильным путем дойти до установления истины относительно того, через какие сосуды у человека проходит кровь из полой вены в левый желудочек и в венозную артерию.
Является вопрос, почему природа сделала так, что у совершенно сформировавшегося животного кровь проходит через легочные клетки, а не через эти широкие анастомозы, ибо иного какого-либо пути нельзя допустить? Может быть, происходит это оттого, что у более крупных взрослых живот- • ных, обладающих горячей кровью, теплота ее могла бы испепелить и задушить их.Вот поэтому кровь проходит и фильтруется через легкие для охлаждения от вдыхаемого воздуха и для предупреждения индивидуума от перегревания, удушия и тому подобного. Но чтобы ясно определить эти функции и обосновать их, другого ничего не требуется, как исследовать, для чего созданы легкие. Хотя мною собраны многочисленные данные из наблюдений над дыханием, потребностью воздуха и прочими явлениями этого рода у разных животных, но я не хочу отвлекаться здесь от намеченного исследования о движении сердца, чтобы не нарушать этой работы и не уклоняться от разрешения данной задачи.
А в будущем намереваюсь в отдельном трактате изложить мои мысли на этот предмет; здесь же возвращаюсь к доказательствам основного моего тезиса. Я утверждаю, что у высших теплокровных животных в зрелом возрасте кровь проходит из правого желудочка по артериальной вене в легкие, оттуда по венозной артерии в левое предсердие и наконец в левый желудочек. Сперва я покажу, что это возможно, а потом, — что это действительно так и есть.
Еще по теме ГЛАВА ШЕСТАЯ Пути, по которым кровь проходит из полой вены вартерииили из правогоже л удочка в левый:
- ГЛАВА СЕДЬМАЯ Кровь проходит из правого желудочка через паренхиму легких в легочную вену и левый желудочек
- ГЛАВА ШЕСТАЯ ЗЕМЛЯ В ЛЕДЯНОМ ПЛЕНУ
- ГЛАВА ШЕСТАЯ О ЗУБАХ И О РАСПОЗНАВАНИИ ВОЗРАСТА БАРАНА И КОЗЫ
- ГЛАВА ВТОРАЯ СИСТЕМА, БЕЗ КОТОРОЙ НАМ НЕ ЖИТЬ
- Глава 10 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АГРОХИМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ. ПУТИ ВОЗМОЖНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ УДОБРЕНИЯМИ
- ГОРЯЧАЯ КРОВЬ
- Шестая динамика. Материя " пространство, энергия и время
- ПОВТОРЕНИЕ ПУТИ
- Основные пути и способы видообразования
- ЛИСИЦЫ, КОТОРЫЕ ЛЕТАЮТ
- ЗАМЫСЛОВАТЫЕ ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ
- 5.5. ПУТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОРГАНИЗМАМИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
- МОЩЬ, КОТОРАЯ ГУБИТ
- Начало научного пути
- Тернистые пути к новой философии биологии
- Два пути возникновения упорядоченности
- ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ АГРОТЕХНОЛОГИЙ
- Основные пути биологического прогресса
- ЗВЕРИ, У КОТОРЫХ «ЛИНЯЮТ» РОГА