ГЛАВА СЕДЬМАЯ Кровь проходит из правого желудочка через паренхиму легких в легочную вену и левый желудочек
Что это может происходить именно так и что нет никакой причины, препятствующей этому, будет очевидно, если мы обратим внимание на то, каким образом вода, проходя через землю, дает начало ручьям и источникам; или если мы вдумаемся в то, как пот проходит сквозь кожу или моча просачивается через паренхиму почек.
Заметим также, что кислые и серные воды и газообразные напитки, принимаемые некоторыми в Спа [25] в Падуйской долине (эту воду называют богородичной водой), возвращаются целиком в моче4*
по прошествии одного или двух часов. Эти вещества следовательно требуют некоторого времени для своего прохождения по пищеварительному каналу: они должны пройти через печень (которая, как все признают, по меньшей мере дважды в день производит из введенной в нее пищи хилус), оттуда они проходят в вены, в почечные поры и в мочеточники и таким образом достигают мочевого пузыря.
Я знаю, что некоторые авторы отрицают то, что кровь или вся кровяная масса могла бы пройти через легкие так же, как пищевой хилус через печень. Как будто это невозможно и совершенно невероятно? Эти люди (скажем словами поэта) считают легко возможным то, что им нравится; наоборот, того, чего они не хотят, не допускают ни в каком случае: они боятся допустить достоверность там, где это необходимо, а где вовсе нет надобности, там не боятся утверждать.
Ткань печени и почки значительно плотнее ткани легких. У печени отсутствует проталкивающая сила, которая могла бы заставить кровь пройти через нее, между тем как кровь, устремляясь в легкие вследствие сокращения правого желудочка, расширяет сосуды и поры легких. Кроме того, при дыхании легкие подымаются и опускаются.[§§] Это движение заставляет закрывать и открывать поры и сосуды наподобие губки: так происходит во всех губчатых органах, когда они сжимаются и расширяются. А печень всегда неподвижна, и у нее никогда не замечалось этих очередных сужений и расширений.
Все согласны с тем, что у человека, быка и больших животных сок перевариваемой пищи проходит через печень в полую вену. Раз питание совершается, необходимо, чтобы пища проникала в вены и оттуда в печень. Другого пути нет. Почему же не согласиться с такими же соображениями о прохождении крови у взрослых животных через легкие?
Почему не согласиться с Колумбом, ученым и искусным анатомом, который говорит, что вследствие расширения и устройства легочных сосудов, всегда наполненных кровью из вен, надо допустить, что она достигает левого желудочка через легкие? Он и я считаем это доказанным нашими опытами и наблюдениями, изложенными раньше.
Тем, которые признают лишь авторитеты, мы можем сказать, что слова самого Галена подтверждают эту истину, а именно, что прохождение крови из артериальной вены в венозную артерию и оттуда в левый желудочек сердца и в артерии обязано постоянным сокращениям сердца и дыхательным движениям легких.
При отверстии артериальной вены имеются 3 сигмообразных, или полулунных, клапана, которые препятствуют возврату крови, прошедшей в эту артерию, обратно в сердце. Это — хорошо известный факт, а Гален таким образом разъясняет функции и употребление этих клапанов.[***] «Во всем теле, — говорит он,— наблюдается попеременное прищепле- ние и раскрывание прохода артерий и вен и обмен воздухом и кровью по невидимым чрезвычайно тонким путям. Если бы большое отверстие артериальной вены всегда было одинаково открыто и природа не озаботилась поочередно его открывать и закрывать, то в таком случае кровь при сокращении грудной полости никогда бы не могла проникнуть в артерии через невидимые и узкие отверстия. Разные вещества притягиваются и выбрасываются при неодинаковых условиях. Легкое вещество притягивается легче, чем тяжелое, расширением органов и выбрасывается сокращением их. Точно так же при более широком проходе вещество протекает быстрее, чем при узком. При сокращении грудной полости венозные артерии, находящиеся в легких, с силой сдавливаемые и сжимаемые со всех сторон, сейчас же выпускают содержащийся в них воздух, а в обмен впитывают
в себя через свои узкие проходы частицы крови, что, конечно, было бы невозможно при обратном возвращении крови через большое отверстие (существующее в артериальной вене) со стороны сердца.
Когда для крови, сжатой со всех сторон, нет выхода через большое отверстие, то она проникает тонкими струйками в артерии через эти узкие проходы». И в следующей главе Гален говорит: «Чем больше грудь сокращается для того, чтобы изгнать кровь, тем плотнее перепонки [т. е. сигмообразные клапаны] закрываются и не дают возвращаться крови». И в той же самой X главе немного раньше он говорит: «Если бы не существовало клапанов, происходило бы крайнее неудобство. Прежде всего кровь должна была бы совершать бесполезное длинное путешествие, в момент расширения легкого кровь заполняла бы все вены, а во время сокращения легкого происходил бы непереставаемый отлив, подобный волнам Евбей- ского пролива, который давал бы крови совершенно неблагоприятное движение взад и вперед. Это неудобство само по себе могло бы быть и не страшным, но то ослабление дыхания, которое от этого произойдет, может быть немаловажным». И немного дальше он добавляет: «Третье неудобство в том, что кровь при вдыхании текла бы обратно,
если бы наш творец не создал перепончатых отростков».
Из этого он заключает в XI главе: «Для всех клапанов существует общая цель, которая состоит в противодействии возврату вещества, а каждый клапан в частности приносит специальную пользу — одни не допускают обратного тока крови в сердце, другие препятствуют утечке крови из сердца. Природа не пожелала предоставить сердцу бесполезную работу, обрекая его посылать кровь туда, откуда было бы лучше ее извлечь, и наоборот». «Существует 4 отверстия по два в каждом желудочке, каждое из первых двух вводит и каждое из остальных выводит». И немного дальше он говорит: «Сосуд, входящий в сердце, имеет (как известно) одну оболочку, сосуд выходящий имеет двойную оболочку.
[Гален предполагал правый желудочек, но для этой дели я подразумеваю левый желудочек]. В месте их соединения .должна образоваться полость».
Это рассуждение Галена о прохождении крови из полой вены в легкие через правый желудочек можно с ббль- шим еще основанием применить к проходу крови из вен в артерии через сердце. Слова Галена, этого божественного отца медицины, нас ясно поучают, что проход крови через -легкие из артериальной вены в разветвление венозной артерии происходит столько же от сокращения сердца, сколько и от движения легких и груди. Желудочки сердца наподобие резервуаров получают кровь, чтобы затем разнести ее по всему телу. Для этой цели существует 4 клапана: 2 для получения крови и 2 для выбрасывания. Если не признать этого, надо допустить бессмысленное движение крови взад и вперед, подобное водам Еврипа, возврат ее туда, откуда ее надо было бы оттянуть, и отсутствие ее в тех частях, где в ней есть нужда,[†††] и таким образом сердце истощалось бы в бесплодной работе и являлось помехой для работы легких.
Наконец наша теория оправдана: кровь беспрестанно и всецело проходит через легочные поры из правого желудочка в левый и из полой вены в аорту. Действительно, •если кровь беспрестанно проходит из правого желудочка в легкие через артериальную вену и так же беспрестанно всасывается из легких в левый желудочек (как это ясно •из сказанного о расположении клапанов), то необходимо признать, что это происходит указанным путем.
Невозможно не предположить постоянного потока крови из полой вены -в аорту также и потому, что кровь беспрерывно вливается в правый желудочек и выливается из левого, -.как это указано выше.
Таким образом ясно, что у животных, пока они не сформировались, циркуляция происходит через широкие отверстия сосудов; об этом говорил Гален, об этом говорил выше и я.
Несмотря на то, что одного левого желудочка могло бы хватить для распространения крови по всему телу и для извлечения ее из полой вены, как это и происходит у животных, не имеющих легких, тем не менее природа, заставляя кровь проходить сквозь легкие, прибавила еще правый желудочек, который, заменяя левый желудочек, посылает своим сокращением в легкие кровь из полой вены: вот почему правый желудочек способствует проходу крови через легкие, а не питанию легких. Поэтому было бы несообразно утверждать, что легкие имеют большую нужду в подвозе более обильной и чистой пищи и богатой жизненной силой крови, попадающих в них непосредственно из желудочков, чем столь совершенная нервная субстанция или так удивительно конструированное глазное яблоко или даже само сердце, которое питается из коронарной артерии.
Еще по теме ГЛАВА СЕДЬМАЯ Кровь проходит из правого желудочка через паренхиму легких в легочную вену и левый желудочек:
- ГЛАВА ШЕСТАЯ Пути, по которым кровь проходит из полой вены вартерииили из правогоже л удочка в левый
- БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ ГИПЕРЕМИЯ И ОТЕК ЛЕГКИХ - HYPERAEMIA ET OEDEMA PULMONUM
- ГЛАВА СЕДЬМАЯ ЕСЛИ НЕ СОЛНЦЕ, ТО ЧТО?
- ГЛАВА СЕДЬМАЯ ЗУБЫ ВЕРБЛЮДА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО ВОЗРАСТА
- ГЛАВА ВОСЬМАЯ О количестве крови, проходящей через сердце из вен в артерии, и о круговом движении крови
- ЛЕГОЧНЫЙ АДЕНОМАТОЗ ОВЕЦ
- Отек легких.
- Рыбы с легочным дыханнем
- ГОРЯЧАЯ КРОВЬ
- Эмфизема легких
- ЭМФИЗЕМА ЛЕГКИХ - EMPHYSEMA PULMONUM
- РИНГ СЕДЬМОЙ — ЛАЙКИ
- ШЕСТОЕ, СЕДЬМОЕ И ДРУГИЕ!..
- ИЗМЕРЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ЛЕГКИХ, СРЕДНИХ и ТЯЖЕЛЫХ АЭРОИОНОВ
- БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ Бронхит (Bronchitis)
- Резорбция через легкие
- Проникновение токсикантов через плаценту.
- МИГРАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПОПУЛЯЦИИ САПРОФАГОВ
- Резорбция через кожу