Глава 1 Добыча, друзья и враги первобытных охотников
В древнейшие времена жизнь людей была тесно связана с животным миром.
Художественное совершенство этой и других фресок на стенах пещер долгое время вызывало сомнение в том, что они действительно являются произведениями людей каменного века
В глубоких пещерах современные ученые находят замечательные реалистичные изображения бизонов, антилоп, мамонтов, медведей, созданные несколько десятков тысяч лет назад людьми каменного века. Их каменные орудия были еще очень несовершенными, они не умели выращивать хлеб, но, изображая животных на стенах пещер, проявляли большое мастерство и наблюдательность. Сейчас ученые, глядя на рисунки, сделанные первобытными художниками, могут определить не только вид, но и подвид животного, на нем изображенного.
Эпизод охоты на наскальном рисунке
Такое внимание к животным понятно, ведь главным источником существования наших предков была охота. От наличия животных, знаний первобытных охотников об особенностях их поведения и анатомии зависела жизнь племени. Кстати, существует теория, что расписанные изображениями животных палеолитические пещеры были не просто древними картинными галереями, не святилищами, а первобытными школами, где подростков обучали теории охоты. Знания о строении тела животного были очень важны для первобытного охотника, ведь он часто должен был вступать в единоборство с животным, которое намного крупнее и сильнее его. Поэтому важно знать все уязвимые места противника.
Группа мамонтов на пещерной фреске. Эти мохнатые слоны когда-то жили на территории Украины. В их исчезновении с лица нашей планеты повинен и человек - слишком привлекательной добычей был этот зверь: добыв одного мамонта, первобытное племя на несколько месяцев обеспечивало себя едой. Кости и кожа мамонтов широко использовались в быту, в частности для строительства и благоустройства жилья, из бивней изготавливали надежное охотничье оружие. С таким оружием, как считают некоторые современные ученые, охотники каменного века зачастую вступали в единоборство даже с самими мамонтами
Охота на диких лошадей и других копытных занимала значительное место в хозяйстве людей каменного века, поэтому эти животные часто встречаются в наскальной живописи
Первобытные ^дожники изображали преимущественно тех, на кого охотились. На стенах пещер часто можно увидеть мамонта, которого легко отличить от слона по длинной шерсти, загнутым вверх бивням и небольшому горбику на спине. Охотно изображали диких лошадей, но рисунок осла известен лишь один: в знаменитой своими росписями пещере Ласко во Франции. Очень популярным объектом первобытного искусства были бизоны, олени, носороги. Иногда изображали хищников: волков, пещерных львов и медведей. Мелкие животные: змеи, ящерицы, птицы и насекомые - привлекали внимание первобытных ^дожников значительно меньше. Таких изображений известны единицы. Среди них уникальная гравюра кузнечика, найденная в пещере Трех Братьев (Франция).
Мелкие животные не имели большого значения для первобытных охотников, поэтому этот кузнечик единственный среди других персонажей их произведений
Произведения пещерной живописи порой больше напоминают не фрески, а наглядные пособия для изучения анатомии животных. Как, например, это выполненное в так называемом «рентгеновском стиле» изображение лося
Отношение первобытных людей к животным было несколько иным, чем у современного цивилизованного человека. По крайней мере, такие выводы делают ученые, изучая мифологию и мировоззрение представителей народов, которые по каким-либо причинам долго оставались на уровне каменного века: индейцев, австралийцев, полинезийцев, некоторых народов Сибири.
Гигантские кости мамонтов служили конструктивными элементами первых
в истории человечества архитектурных сооружений. На побережье Берингова пролива ученые находят древние города, построенные из китовых костей.
Первобытный человек не выделял себя из животного мира так решительно, как человек современный. Не было и представления о каком-то особом превосходстве человека над животным. Скорее наоборот. Этнограф Л. Штернберг рассказывал, как в Сибири охотник-нивх говорил ему о медведе: «Разве он не такой же, как человек? Разве на его конечностях не такие же пять пальцев, как у тебя?» Особой категорией людей нивхи также считали тигров и называли их «тигры-люди». Нанайские охотники рассказывали этнографам, что звери - «те же люди, только рубашка у них другая».
По мнению цирковых дрессировщиков, многие животные более сообразительны, чем человек. Это было подтверждено исследованиями, в которых людям предлагалось без слов понять, чего от них хочет дрессировщик.
Органичным продолжением такого представления о единстве природы человека и животного была вера в оборотней, существ, которые могут появляться как в виде животных, так и в человеческом облике. В архаических культурах такая способность не считается чем-то чрезвычайным.
«Рентгеновское» изображение кенгуру, выполненное аборигенами, коренными жителями Австралии. Эти люди иногда и сейчас живут в условиях каменного века. Неудивительно, что произведения их искусства напоминают образцы наскальной живописи, созданные в Европе первобытными охотниками на мамонтов десятки тысяч
лет назад
Животные могут превращаться в людей, если им захочется, и являются в звериных шкурах только охотникам. Позже развилось представление об оборотнях как существах с особыми способностями, колдунах и шаманах. Происхождение магических знаний также связывают с животными. В Якутии рассказывают легенду об орле, который полюбил обычную женщину и передал ей тайные знания. Сын, который у них родился, стал первым шаманом.
Так ученые представляют себе жилище первобытных охотников, построенное с использованием костей мамонта
Легенды об оборотнях, широко известные в наше время, чаще всею носят зловещий характер. Как правило, их герои - злые колдуны, которые превращаются в волков или тигров, чтобы заниматься людоедством. Но более древние легенды об оборотнях были и другими. Так, существует эвенкийская легенда о старухе-шаманке, которая жила так долго, что ей надоело быть человеком и она решила превратиться в олених/. Часто герои старых мифов превращаются в зверей для удобства в охоте. Примером такого героя является Вольга Всеславич - персонаж, который упоминается во многих славянских былинах. Его историческим прототипом считается Олег, правитель Киева, мудрый политический деятель и знаменитый воин, который брал в осаду великий Константинополь. Вольга Всеславич превращался в волка, чтобы добыть зверя, в ястреба, чтобы добыть уток и фазанов, в щуку, чтобы поймать рыбу и таким образом накормить свое войско. Когда военная дружина Вольги подошла к вражескому городу с высокими каменными стенами, он превратил всех воинов в муравьев. Они пролезли в город через мельчайшие щели и захватили крепость изнутри.
Наряду с верой в оборотней существовала форма религии, которую ученые называют промысловым культом. В ее основу положено представление, что животное во всем подобно человеку и понимает человеческую речь. Кроме того, каждое животное имеет своего хозяина, и только с его разрешения охотник может кого-то подстрелить. Сибирский народ ханты представляют такого хозяина в виде огромного медведя, который якобы жил когда-то на небе, но за неповиновение небесным божествам был изгнан на землю. Североамериканские индейцы арапахо считают хозяином всех зверей старого волка. Важной чертой промыслового культа является вера в воскрешение животных после смерти. Такое воскрешение происходит при выполнении охотником определенных
Еще одна древняя форма религии тесно связана с животным миром и называется тотемизм. Тотемисты считают, что они (определенный род или племя людей) происходят от определенного животного, тотема данного рода или племени. Предком может быть волк, олень или орел, а может и более скромное животное, например заяц, лягушка или какая-то небольшая птичка. Иногда тотемом может быть растение. Взаимоотношения человека со своим тотемом могут быть разными. В некоторых случаях охота на животное- тотем строго запрещена, иногда она разрешается в строго ограниченный промежуток времени. Встретив представителя другого племени или рода, человек обычно называл
Изображение шамана в виде оленя на пещерной фреске. Подобные изображения - свидетельство тою, что десятки тысяч лет назад европейцы имели религиозные представления и ритуалы, в которых образы животных занимали важное место
Наверное, все вы помните старую славянскую сказку, в которой гуси-лебеди похищают из родного дома маленького мальчика. Многих, кто ее слышал, удивляет: почему лебеди, красивые белые птицы, обычно вызывающие у нас только светлые ассоциации, выступают здесь как сила зла. Одно из объяснений таково: в сказке сохранилась память о половцах, народе, воевавшем со славянами, тотемом которого был лебедь.
Австралийский абориген, изображающий страуса
С развитием человеческою общества отношение к животным понемногу начало меняться. Божества, в том числе речные и лесные хозяева, все больше стали приобретать человеческие черты. А потом животные вообще были вытеснены из пантеона, заняв более скромное место символов и спутников антропоморфных, то есть человекообразных богов. Но об этом мы подробнее расскажем в отдельном разделе.