Подготовка к формированию умений
Процесс обучения школьников не может быть сведен только к накоплению знаний. Если последние не применяются на практике, то они носят формальный характер и лежат мертвым грузом. Готовность к сознательным и точным действиям по применению знаний реализуется в умениях. Перечень умений, которыми владеет тот или иной ученик, определяет такое качество знаний, как действенность
Несмотря на большое разнообразие общенаучных и практических (специальных) умений, в процессе их формирования можно выделить ряд общих этапов: объяснение значения умения и постановка цели овладения им; 2) ознакомление с перечнем действий, входящих в состав умения, показ учителем образца выполнения действий; 3) разъяснение сущности выполняемых действий, теоретическое обоснование их, предупреждение о возможных ошибках; 4) пробные упражнения под руководством учителя; 5) самостоятельные систематические упражнения.
Упражнение — это многократное выполнение системы определенных действий, которое сопровождается сознательным контролем и корректировкой. Последовательность их определяется устной или письменной инструкцией. Число упражнений для каждого ученика индивидуально, но в среднем для выработки умения требуется около десяти повторений. Желательно, чтобы они носили не однотипный характер и по возможности включали элемент творчества.
Для того чтобы научить школьников учиться, нужно прежде всего сформировать у них комплекс умений пользоваться учебником, а это значит: 1) знать его структуру (текст, иллюстрации, аппарат организации, аппарат ориентировки) и уметь ею пользоваться; достаточно быстро читать текст и понимать прочитанное; 3) выделять в нем главное и излагать его своими словами.
Каждое из этих умений носит сложный характер и не может быть сформировано даже в рамках какой-либо одной ступени обучения. Работать с учебником учат от первого до десятого класса, постепенно усложняя применяемые действия и упражняя учеников в их выполнении. Сейчас разрабатывают рекомендации, в которых указывают, какому возрасту учащихся соответствует определенный уровень умения работать с книгой [61].
В данном перечне на фоне работы с книгой представлены другие общеучебные умения: анализировать, сравнивать, выделять главное и делать выводы, составлять план, схему и т. п. Это является подтверждением того, что отдельные умения формируются не изолированно, а в комплексе. Отработка их обычно идет не в специальное время на уроке, а одновременно с усвоением содержания. Учебник должен использоваться не только для подготовки дома, но и на всех этапах урока. При этом следует иметь в виду, что работа с ним не должна занимать весь урок, а разумно сочетаться с другими видами учебной работы. Для этого тщательно планируют действия учеников: что читать, с какой целью, на какие вопросы ответить, какие части озаглавить, какие выполнить упражнения после чтения параграфа и т. п.
Обучение приемам работы с учебником начинают с первых уроков биологии. Учеников знакомят с памяткой, отражающей основные этапы работы: 1. Прочти заглавие параграфа и вдумайся в его смысл. Оно отражает главную мысль. 2. Прочти весь текст, внимательно рассмотри рисунки. 3. Выясни смысл новых слов и выражений. Запомни их и научись правильно произносить. 4. Найди в тексте ответы на вопросы, помещенные в конце параграфа. 5. Пользуясь ими к@к планом, перескажи содержание параграфа. В случае затруднения прочти текст еще раз.
После того как ученики научатся составлять план текста, в памятку вносят изменения: 5. Раздели текст параграфа на отдельные смысловые части. 6. К каждой подбери название (составь план). 7. Используя план, перескажи изученное, стараясь связать отдельные смысловые части в единое целое.
Такая памятка поможет ученикам выделять главное, находить в тексте ответы на вопросы, работать с терминами, составлять план и т. п.
Наблюдение отдельных фактов дается ученикам сравнительно легко. Но они испытывают серьезные затруднения при попытке объяснить цели опыта и сформулировать результаты его, выводы. Чаще всего их ответы сводятся к описанию опыта, пересказу последовательности проводимых ими операций.
Для того чтобы устранить эти трудности, Т. С. Сухова предлагает обучать учащихся выполнению опытов в определенной последовательности [62].
Прежде всего учеников знакомят с планом проведения опыта: 1. Цель (что хотим выяснить?). 2. Ход (что для этого делаем?). 3. Результаты (что получили?). 4. Выводы (что выяснили?).
План помогает приучить учащихся уже в V классе к определенной последовательности проведения опыта. Им указывают, что планом они должны пользоваться при выполнении всех последующих работ экспериментального характера, в том числе и в старших классах.
Чтобы приучить учащихся мыслить в предложенной планом логике, сначала привлекают их к обсуждению демонстрационного эксперимента по выяснению условий, необходимых для прорастания семян.
Учитель совместно с учениками формулирует цель опыта: выяснить условия, необходимые для прорастания семян. При этом необходимо добиться от учащихся понимания того, что опыт — это наблюдение в специально созданных условиях по выяснению действия отдельных факторов.
Затем учитель демонстрирует опыт, заложенный в соответствии с указаниями учебника (с. 37—38). Ученикам предлагают назвать условие, по которому отличается эксперимент в двух демонстрируемых стаканах. В стакане 2 ученики выделяют одно из условий опыта — «вода», отмечают, что в стакане 1 она отсутствует. В тетрадях и на доске делают запись: результат — в стакане 1 семена не проросли, а в стакане 2 проросли; вывод — для прорастания семян необходима вода. Эти логические операции учащиеся проводят под руководством учителя.
На следующем этапе работы демонстрируют стаканы 2 и 3, в каждом из которых одинаковое количество семян залито разным количеством воды. Ученикам предлагают вопрос «Какое условие отличает опыт, заложенный в этих двух стаканах?». Ученики отмечают, что в стакане 2 воды немного, она лишь смачивает семена, а в стакане 3 — целиком покрывает их. Результаты — в стакане 2 семена проросли, а в третьем — нет.
Внимание учеников обращают на кажущееся противоречие: вода необходима для прорастания семян и препятствует их прорастанию. Решение этого противоречия позволяет сделать вывод: для прорастания семян, кроме воды, нужен воздух. Результаты опыта записывают в виде таблицы.
Номер стакана |
Условия опыта |
Результат |
|
вода |
воздух |
||
1 |
Нет |
Есть |
Не проросли |
2 |
Есть |
Есть |
Проросли |
3 |
Есть |
Нет |
Не проросли |
Вывод: для прорастания семян необходимы вода и воздух.
Далее выясняют необходимость третьего условия — тепла и делают общий вывод, в котором называют все три условия прорастания семян.
Обсуждение опыта заканчивается разработкой требований к обработке почвы, чтобы обеспечить семенам необходимые условия. Требования записывают на доске и в тетради: почву нужно рыхлить (воздух), поливать (вода), сеять только в прогретую почву (тепло).
Систематические упражнения такого плана способствуют пониманию сути опытов. v
Постепенно учитель предоставляет школьникам возможность самостоятельно обдумать опыт, спланировать его, определить область практического применения обнаруженных закономерностей.
В X классе учащиеся уже обладают способностью к более глубокому анализу теоретических вопросов и обобщению. Эксперименты «Ферментативное расщепление пероксида водорода» они проводят самостоятельно, находя подтверждение уже известным теоретическим положениям.
Ученикам дают задание: 1. Нанесите несколько капель пероксида водорода на кусочки сырого и вареного картофеля. 2. Наблюдайте результат. 3. Продумайте ответы на вопросы: почему реакция происходит в пробирке только с сырым картофелем? Почему использовали именно пероксид водорода? Какое значение в жизни клеток имеет наблюдаемое явление? 4. Результаты эксперимента изложите в последовательности: цель, ход (изобразите с помощью схематического рисунка), результаты (дайте комментарий с учетом поставленных в п. 3 вопросов), выводы.
Опыт работы показывает, что постепенное увеличение доли самостоятельности при выполнении биологического эксперимента способствует выработке у школьников умения анализировать его ход и результаты.
А это в свою очередь помогает лучше усвоить изучаемый материал.
Умение считается усвоенным, если ученик знает: где его можно применить; последовательность действий (план работы); практически пользуется им в любой учебной ситуации.
<< | >>
Еще по теме Подготовка к формированию умений:
- ПРЕДПОСЕВНАЯ ПОДГОТОВКА СЕМЯН
- Подготовка семян к посеву
- ПОДГОТОВКА ПЧЕЛ К ЗИМОВКЕ
- Подготовка кадров высшей квалификации.
- Педагогическая работа и подготовка кадров.
- Подготовки почвы к игрохимическому анализу
- Подготовка почвы
- 3.3.2. формирование «установки на обучение»
- ФОРМИРОВАНИЕ НАСАЖДЕНИЯ
- ПОДГОТОВКА ПОСУДЫ К АНАЛИЗАМ
- Подготовка питательных сред
- Примеры формирования ценотических систем
- ГЛАВА2 . ПОДГОТОВКА ПОСУДЫ И РЕАКТИВОВ
- ПОДГОТОВКА К ОКАЗАНИЮ АКУШЕРСКОЙ ПОМОЩИ
- ПОДГОТОВКА К ОКАЗАНИЮ АКУШЕРСКОЙ ПОМОЩИ
- Подготовка рассады к высадке в грунт
- Формирование и эволюция городских почв
- ОТБОР И ПОДГОТОВКА ОБРАЗЦОВ КРОВИ К АНАЛИЗУ
- ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ И ПОДГОТОВКА К РОДАМ
- ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ И ПОДГОТОВКА К РОДАМ