Изучение учащихся
Готовясь к работе в новом классе, учителю важно выяснить, умеют ли школьники работать самостоятельно, с книгой, приучены ли они к выполнению проблемных заданий, выявить учеников, работающих в замедленном темпе, и т. п.
Для сбора таких сведений используют наблюдения за учащимися во время посещения уроков, беседы с отдельными учениками, знакомство с их личными делами, просмотр рабочих тетрадей ребят и классного журнала.
В опыте работы некоторых школ используется доступная программа изучения школьников [20]. Она включает следующие пункты: 1) общественная и трудовая активность ученика; 2) нравственная воспитанность; отношение к учению; 4) сформированность навыков учебно-познавательной деятельности (умение выделять главное, планировать ответ, осуществлять самоконтроль в учебе и т. п.); 5) настойчивость в учебе; G) физическое развитие; 7) воспитательное влияние семьи.
По этим пунктам учителям не надо составлять письменных характеристик. Достаточно в таблице против фамилии каждого ученика под соответствующими графами поставить условный знак. Например, если сформированность данного качества личности нуждается в значительном улучшении, ставят знак минус. Графы с нормальным развитием соответствующих качеств личности остаются незаполненными. Это дает возможность видеть слабые звенья и принять соответствующие меры.
Изучение учащихся по этой программе организуется не специально, а в ходе обычного общения. Составление подобных схем-характеристик позволяет видеть не только особенности отдельных учеников, но и класса. Обсуждение схем-характеристик проводят на педагогических консилиумах, которые помогают более объективно оценить качества личности отдельных учеников, обеспечивают единый подход к учащимся в работе с данным классом, позволяют более конкретно планировать цели предстоящих уроков и воспитательных мероприятий.
Учителю не всегда удается учитывать на уроке индивидуальные особенности всех учеников класса. Поэтому на первых порах полезно выделить несколько сходных по особенностям подготовки и развития групп учащихся и применительно к ним планировать дифференцированный подход[21]. Осуществляя его, по сути дела уменьшают количество учеников, нуждающихся в индивидуальном подходе. Таким образом, дифференцированный подход к группам учащихся можно рассматривать как промежуточный этап на пути к индивидуализации обучения.
Кроме перечисленных условий предстоящей работы, немаловажное значение имеет изучение программ и учебников смежных предметов, установление деловых контактов с учителями, которые будут работать в этом же классе, и др.
Годовое планирование
Анализ условий предстоящей работы является основой для планирования учебно-воспитательного процесса. Различают перспективные н поурочные планы. Перспективные планы (годовые и тематические) позволяют обзорно, в виде крупных блоков, представить раздел или тему. Это один из вариантов работы учителя по выделению главного и созданию системы элементов обучения предмету. Со временем эти планы будут развиваться и детализироваться.
Годовой план позволяет равномерно распределить материал программы в течение учебного года, предусмотреть заблаговременную закладку опытов, носяйщх длительный характер, спланировать проведение важнейших внеклассных мероприятий. В простейшем случае учитель может ограничиться внесением карандашных пометок на полях программы, указывающих время изучения каждой темы и сроки закладки демонстрационных опытов. Размеченная таким образом программа будет служить годовым планом.
Начинающему учителю полезно составлять годовой план по традиционной схеме: тема, часы, сроки, повторение, экскурсии, внеклассные занятия [22].
* * *
В предварительной подготовке учителя к уроку особое место занимает рациональное использование пос- леотпускного времени. Вот как описывает свою работу в этот период опытная учительница: «Выхожу на работу 18—19 августа. Мой рабочий день в это время 5—6 ч. За это время я успеваю основательно подготовиться к учебному году. Начинаю с просмотра личной библиотеки. Отбираю все, что относится к тем классам, в которых буду преподавать. Выставляю все пособия в определенном порядке по мере прохождения тем, от- иодя каждому классу место. Просматриваю методические журналы, газеты, вышедшие за лето, отбираю и перечитываю интересующие меня статьи, новые пособия, делаю разноску статей по темам. Затем внимательно читаю объяснительную записку программы. После основательного знакомства с пей составляю список необходимых наглядных пособий. Те, которые имеются у меня дома или в кабинете, отмечаю синими чернилами, которых нет,— красными. Затем отбираю их, сортирую по классам и темам, откладываю те, которые требуют ремонта или устарели. Договариваюсь об изготовлении новых пособий с учащимися, родителями, преподавателями труда. За это же время я успеваю составить тематический план одной-двух тем» [23].
Еще по теме Изучение учащихся:
- Матюшин Г. Н.. Три миллиона лет до нашей эры: Кн. для учащихся, 1986
- Лебедев В. И., Билаш Н. Г.. Биология медоносной пчелы. - М.: Агропромиздат. - 239 с.: ил. (Учебники и учеб. пособия для учащихся техникумов)., 1991
- Методы изучения бентоса
- Изучение фотосинтезирующих бактерий
- 15.2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
- Изучение структуры сообществ
- Необходимость комплексного подхода к изучению эволюции
- 6.4.3. Методы изучения генетики человека
- 6.7. Основы методики изучения структуры популяций
- ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ ГАЛОИДФЕНОКСИКИСЛОТ
- Методы изучения эволюции экосистем
- Физико-химическое изучение клетки
- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ У БАБОЧЕК
- Методы изучения конкуренции
- МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОХИМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЖИВОТНЫХ
- БИОХИМИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЗРЕВАНИЯ ПЛОДОВ
- Изучение возбуждения и торможения
- Главная особенность изучения микроэволюции