Анализ логической структуры темы


Отдельно взятый урок не может решить все задачи обучения. Поэтому нужно отказаться от рассмотрения урока как самостоятельной, законченной единицы учебного процесса. Ею может быть только система уроков по теме. «Одно из достижений недавнего времени — полное осознание мысли, что готовиться надо не только к отдельно взятому уроку, но и к системе уроков по данной теме» [24]. Центр тяжести в работе учителя постепенно переносится с подготовки к конкретному уроку на подготовку к изучению темы.
Работа по созданию системы уроков по учебной теме является продолжением работы, начатой при подготовке к учебному году. Начинают с детального анализа компонентов содержания темы по программе и учебнику (с. 17—25). Затем проводят логический анализ темы. Сущность этой работы заключается в разбивке учебного материала на логически законченные части, число которых примерно соответствует числу уроков на изучение темы, и определении последовательности их изучения.
Перечень того, что ученики должны знать и уметь в результате изучения той или иной темы, установлен программой, и учитель ограничен в возможностях что- либо добавлять или изымать из него. Но объяснительная записка к программе предусматривает возможность изменять последовательность изучения вопросов в теме.
Определение последовательности изложения фактического материала и введения основных биологических понятий является одним из важнейших способов управления процессом обучения. Эффективность усвоения учебного материала школьниками в значительной степени зависит от порядка его изложения. Оптимальным является такое, при котором каждое последующее понятие логически связано с предыдущими и базируется на них.
Большинство тем, изучаемых в средних классах, имеют уже устоявшуюся логическую структуру, не вызывающую особых возражений. Например, при изучении темы «Класс Рыбы» сначала рассматривают среду обитания и внешнее строение рыб, затем переходят к изучению внутреннего строения, поведения, размножения и развития, многообразия, хозяйственного значения и рационального использования рыбных богатств. Но есть темы, особенно в разделе общей биологии, где логическая структура темы не так очевидна.
Число различных способов построения учебного материала настолько велико, что не может быть и речи об экспериментальной проверке даже сколько-нибудь значительной их части. Следовательно, необходим метод, позволяющий оценивать дидактические качества различных способов изложения до (или без) их практического использования. Для этих целей пригодны методы графов и матриц25.
В качестве примера проследим механизм использования этих методов применительно к изучению темы «Эволюционное учение». В новой программе принята такая последовательность основных вопросов темы: основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина; 2) вид, популяция-—единицы эволюции; 3) наследственность, изменчивость; 4) борьба за существо- [25]

вание, естественный отбор; 5) искусственный отбор; 6) возникновение приспособлений; 7) видообразование; 8) использование теории эволюции в сельскохозяйственной практике и деле охраны природы.

Между этими элементами содержания необходимо установить причинно-следственные связи. Так, основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина являются базой для изучения всех остальных вопросов темы. Этой ситуации соответствуют причинные связи 1 —gt;- 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Проблемы видообразования и практического использования эволюционной теории базируются на знаниях о виде и популяции, что соответствует связям 2 -gt; 7, 8. Подобным образом можно установить и другие связи между отдельными элементами содержания данной темы (см. табл. 3).
Иногда в ходе установления связей уточняется основная идея содержания и появляются новые его элементы или, наоборот, некоторые из них отбрасываются как отвлеченные и несущественные.
:Все взаимосвязи между элементами содержания наглядно можно представить в виде матрицы (см. табл. 4). В ней число и нумерация столбцов и строк соответствуют этим же данным в перечне элементов содержания темы. Каждую связь обозначают единицей на пересечении соответствующих строк и столбцов. Единицы в строках имеют смысл связей следствия. В столбцах единицы означают связи причин. Например, единица в первой строке и втором столбце соответствует связи 1 -*¦ 2 и показывает, что изучение элемента 2 базируется на знании элемента 1 и т. д.

Когда матрица заполнена, выбирают столбец, не имеющий единиц. Это означает, что данный элемент
Таблица 3
Связи элементов содержания Число связей
1— 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 7
2— 7, 8 2
3— 2, 4, 5, 6, 7, 8 6
4— 2, 6, 7, 8 4
5— 2, 4, 6, 7, 8 5
6— 2, 7, 8 3
7— 8 1
8— 0




содержания не опирается ни на один из приведенных в таблице и поэтому он может быть изучен первым. В нашей матрице из одних нулей состоит столбец 1. Сокращаем матрицу, вычеркивая из нее не только пустой столбец, но и строку с тем же номером. В оставшейся матрице из одних нулей состоит столбец 3, вычеркиваем столбец и строку 3. Продолжая таким образом урезать матрицу, находим оптимальную последовательность изучения элементов содержания темы: 1, 3, 5, 4, 6, 2, 7, 8.
Проведенное графологическое исследование показывает, что в противоположность принятому в программе и учебнике порядку изучения материала темы понятия «вид» и «популяция» целесообразно рассматривать после понятий «естественный отбор» и «возникновение приспособлений». Изменяется и место урока по изучению искусственного отбора.
<< | >>
Источник: Конюшко В. С.. Как подготовить урок биологии: Пособие дляучителя. 1988

Еще по теме Анализ логической структуры темы:

  1. 4.6.1. Понятие об «эмпирических законах» и элементарной логической задаче
  2. АНАТОМО-ФИЗИО ЛОГИЧЕСКИЕ ОСОВЕННОСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ. СИНДРОМЫ
  3. Актуальность темы.
  4. Темы рефератов 1.
  5. Глава 17 Две темы
  6. Основные темы и герои
  7. Основные понятия структурного популяционного анализа
  8. Анализ ситуаций
  9. Анализ по С.П. Мартынову
  10. 14.3.6. Корреляционный анализ растительности