7. Ученики Четверикова: Балкашина и гомеозис
Если у насекомого оторвать усик, на этом месте может вырасти беспомощная лапка. Такая же лапка сама вырастала на месте аристы (ветвистого стерженька на конце усика) у потомства одной из кавказских дрозофил, изученных четвериковцами. Среди них была замечательная исследовательница Елизавета Ивановна Балкашина (1899-1981), и она взялась за анализ этого явления. Она назвала данную мутацию термином aristopedia, подчеркнув этим направление замены - аристы на ножку.
Появление одного органа на месте другого именуют гетероморфозом или гомеозисом. Гетероморфоз по-гречески значит иначе сформированный, а гомеозис (термин ввел Вильям Бэтсон, один из основателей генетики, в 1894 г.) - уподобление. Как видим, оно может быть и прижизненным, и наследственно обусловленным. Исследуя развитие органа, Балкашина установила, что в обоих случаях формирование идет сходно. Явление оказа
лось общим у членистоногих. Балкашина суммировала литературу почти за сто лет, так что в 1928 году смогла резюмировать:
«Ряд гомеозисов, возникших вследствие изменения наследственной субстанции и развивающихся в организме в течение его эмбриональной жизни, является параллельным ряду совершенно аналогичных гомеотических изменений, происшедших путем регенерации». Таким образом, «силы в организме, определяющие развитие органа, действуют одинаково как при внешнем воздействии (экстирпация [вырывание - Ю.Ч] органа), так и при внутреннем воздействии (генотипическая изменчивость)» (цит. по [Бабков, с. 86]).
Иными словами, отмечен параллелизм между прижизненными и наследственными изменениями. В сущности, это - продолжение той вековечной идеи, которой мы касались в главе 2 в связи с именами Вольфа, Киль- мейера и других и которая привела Геккеля (уже в дни Дарвина) к «биогенетическому закону». Только речь у Балкашиной шла не о том, что потомок невесть зачем и почему повторяет своим зародышем историю взрослых предков (по Геккелю), а о единстве законов формообразования (по Киль- мейеру). Впервые было показано, как именно мутация меняет строение организма: в данном случае она переключает онтогенез с одного пути на другой, притом - на уже существующий в том смысле, что для него у организма есть программа.
Результат сам по себе замечательный, но Балкашина сделала больше: она определила место гена, чья мутация вызывает данный гомеозис, на хромосоме и заметила, что там же в тесном соседстве располагаются три другие (все известные тогда у дрозофил) гомеозисных гена, в том числе и исследованный Астауровым ген, давший мутацию tetraptera. Открытые позже другие гомеозисные гены оказались там же. Стало понятно, что тут кроется какой-то эволюционный смысл.
Гольдшмидт быстро оценил эти открытия и положил их в основу своей теории эволюции путем системных мутаций. Теория (опубликованная им в 1940 г. в США, после эмиграции из фашистской Германии) постулировала, что виды и другие таксоны образуются скачком (сальтационно), причем отличие от де-Фриза состояло в конкретизации путей: системная мутация меняет хромосому как целое и в особенности - гомеозисную область. Как мы узнаем далее (п. 5-5*), он оказался целиком прав.
Формируемый таким путем новый организм Гольдшмидт нарек обнадеживающим уродом (hopeful monster), подчеркнув этим, что вопрос о его будущем решает отбор в понимании де-Фриза, т.е. как апробация готовой целостности (но не в понимании Дарвина).
Развитием идей Балкашиной сделали себе имя и некоторые другие биологи, забыв ее саму. Зато ее не обошли вниманием советские органы: она была, как почти все четвериковцы, арестована. Сосланная в Восточный Казахстан, жила там с дочерью до конца дней. Работала энтомологом на санэпидстанции, но в науку не вернулась. С другими обошлись куда хуже.
(Это и многое другое мне любезно сообщил историк науки В.В. Бабков.) Всё это было еще до начала лысенковщины, так что корень бед надо искать не в ней. Наоборот, сама лысенковщина выросла из того глубокого корня, что повсюду подымал выдвиженцев (п. 4-4), губя специалистов.
Еще по теме 7. Ученики Четверикова: Балкашина и гомеозис:
- 5. Ученики Четверикова: мутации без отбора
- 6. Ученики Четверикова: творческая роль отбора - что такое?
- 8. Ученики Четверикова: Николай Беляев и генетика чудес
- 5-11* Физиологический стресс (эвстресс)
- 2.5.3. Исследования поведения и психики приматов в СССР
- ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
- 7-3. Вода и гель. Тезис Воейкова
- 12* Происхождение цветковых и гамогетеротопия
- 9. Ряды и номогенез. Вклад Вавилова
- ОПЫТ БИОХИМИЧЕСКОГО ОТБОРА КАПУСТЫ НА ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ К BOTRYTIS CIУ ЕЛЕ А PERS.
- Численность особей в популяции
- Современный синтез знаний о причинах эволюции на основе дарвинизма
- Математические модели в генетике популяций и в теории эволюции
- Встречаемость мутаций в природных популяциях