<<
>>

Творческая роль естественного отбора

Оппоненты теории естественного отбора иногда говорят о тавтологичности этой концепции: «выживают наиболее приспособленные, так как они наилучше приспособлены», отбор «выискивает» в популяциях уже приспособленных и их-то и оставляет для размножения, т.
е. играет роль механического сита. Такая постановка вопроса искажает механизм действия отбора. На самом деле признаки (адаптации) никогда не появляются в готовом виде. Естественный отбор ответствен за суммирование мелких отклонений. Согласно такому мнению, от-бор не создает, а лишь «сортирует» имею-щиеся в популяциях изменения. Подобные суждения об отборе основаны на учете лишь элиминирующей его функции. Определение отбора как дифференциального размножения особей с разными генотипами тесно связано с признанием его творческой роли. Один и тот же материал (наследственная изменчивость) в зависимости от условий и направления отбора может привести к различным адаптациям. В этом отношении действие отбора по праву сравнивают с деятельностью скульптора. Как он из бесформенной глыбы гранита создает чу-десные творения, «лишь» отсекая ненуж-ное, так и отбор, складывая бесчисленные изменения, создает приспособления и виды, устраняя от размножения «лишь» менее удачные особи. Аналогия со скульптором, конечно, неполная: у человека-творца всег-да есть план будущего творения, и, отсекая те или иные куски от глыбы гранита, он идет к осуществлению цели. У отбора такой цели нет, направленность в действии отбора возникает стихийно. Ho у отбора есть прак-тически неограниченное время действия (миллионы и миллиарды лет) и огромное разнообразие материала для работы. Предположим, что из большой выборки вырезанных букв алфавита, представленных в равном числе, предстоит сложить слово «кот». Для этого можно извлечь буквы по 2 и 3 и практически никогда не получить нужного сочетания. Ho если из множества вынутых букв вернуть в ящик К, О и T (со временем в ящике останутся только эти буквы), то это повысит вероятность получения нужного сочетания букв. Изменим еще одно условие: некоторые из вынутых букв вернем в ящик попарно (КО, КТ, ОТ), а другие оставим одиночными. Такие комбинации из двух букв легко могут быть дополнены третьей недостающей буквой и приведут к получению слова «кот». Хотя мы и не создали букв, но добились их смыслового сочетания. Точно так же и признаки (приспособления) могут «складываться» под влиянием отбора в результате сочетания разных генов. К этому следует добавить, что каждый ген отбирается и накапливается не сам по себе, а в системе с другими генами в целостном генотипе, как буквы в словах и слова в предложениях. Отбор формирует признаки и свойства путем интегрирования отдельных случайных уклонений с незначительной адаптивной ценностью. 10.7.
<< | >>
Источник: Яблоков А.В.. Эволюционное учение: Учеб. для биол. спец. вузов. 2006

Еще по теме Творческая роль естественного отбора:

  1. 6. Ученики Четверикова: творческая роль отбора - что такое?
  2. 11.4. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
  3. Примеры действия естественного отбора
  4. 12.2.5. Естественный отбор
  5. Глава 5 Естественный отбор
  6. Формы естественного отбора
  7. Исследования естественного отбора
  8. Предпосылки естественного отбора
  9. Механизм действия естественного отбора
  10. Основные формы естественного отбора
  11. Сходство и различие в действии естественного и искусственного отбора