1-13. ... и мимо
От Хэйла шли дорожки и мимо Дарвина. Прежде всего, Дарвину была совсем чужда мысль проводить эволюционную идею через всю историю мироздания, как делали это многие, начиная с Анаксимандра. Вопрос о происхождении жизни тоже не занимал его. Если сравнивать с предшественниками, то эволюционизм Дарвина более похож на взгляды Рэя, признававшего «трансмутацию» то ли в рамках рода, то ли вида.
Утверждение эволюционной идеи в умах было невозможно без указания места, занимаемого историей жизни в истории мира, и младшие современники Хэйла активно этим занимались. Гук, например, в 1667 году выступал в Лондоне с лекциями «О землетрясениях», в которых учил, что Земля, подобно организму, стареет, и рассматривал переходы между видами в качестве следствия эволюции природы как целого.
Существенной тут была мысль Гука о медленных, незаметных наблюдателю, изменениях в течении многих веков, усвоенная впоследствии и ламаркизмом, и дарвинизмом. Наоборот, рассмотрение Земли как организма выглядело фантазией и прошло незамеченным. К этой теме мы еще вернемся в части 2.
Столь же мало внимания привлекло высказывание английского священника Томаса Бернета, описавшего (1681) декартову космогонию и сделавшего вот какой вывод: жизнь должна была зародиться, при содействии солнечного света, на границе загрязненного (вулканами) воздуха, воды и плававшей в ней «жирной материи» (мы бы ныне сказали - на границе трех фаз; как мы узнаем в гл. 7, эта мысль оказалась очень глубокой). Наземные же организмы, как считал Вернет, появились после частичного высыхания вод. Если бы не жуткое для нашего глаза название его книги («Священная история Земли»), его имя, надо полагать, украшало бы все книги по истории эволюции.
А помните цитату об архетипах в начале п. 10? И у Роли, и у Хэйла под архетипами понимались те виды, которые были сотворены Богом прямо при создании мира. Сколько их было и каких именно? Для ответа предстояло развить научную дисциплину, которая получила имя сравнительной анатомии. Начало ее восходит к Аристотелю, а в Новое время первым ее опытом было «Исследование природы птиц с их описанием и простодушными рисунками, взятыми с натуры». Ее написал французский зоолог Пьер Белон
(1555). Один из этих «простодушных» (naifs) рисунков предлагаю читателю разглядеть: тут впервые дано детальное сравнение скелетов человека и птицы (рис. 3).
Рис. 3. Из книги ‘‘Исследование птиц” (Belon, 1555). Гомологичные кости обозначены одинаковыми буквами и притом почти всюду верно
Разумеется, в те времена никому в голову прийти не могло, что данное сходство можно истолковать как происхождение людей и птиц от общего предка. Сходство трактовалось как единство божественного замысла. Через 90 лет единый замысел видели уже в строении всех животных. Так, итальянский анатом Аврелий Северино, изучавший самых различных животных (позвоночных, насекомых, моллюсков), в 1645 году писал:
«Прототип, лежащий в основе всех сотворенных животных, настолько очевиден.
Читая это, можно даже подумать, что автор действительно сравнивал планы строения очень различных животных и находил в них важное сходство, но это не совсем так. Его познания в строении позвоночных (этого термина еще не существовало) были ниже, чем у Белона, о котором он вряд ли знал. А единый прототип он понимал по Платону: образцом творения служил человек, другие оценивались сравнением с ним, и черты сходств анатом искал не столько в строении, сколько в поведении; лиса, например, была образцом коварства, осел - глупости и т.д.
Зато Северино первым сравнил разные члены, служащие сходной цели: легкие и жабры, руку и хобот, рожки улитки и глаза позвоночных. Позже такие сходства назвали аналогиями. Отметил и сходства, впоследствии получившие название гомологий', между шерстью зверей и перьями птиц, между конечностями зверей и человека, между рукой и ногой.
Заметим кстати, что в Италии говорить всё это было накладно - хотя Северино и заявлял об отличии анатомии человека от анатомии животных, ему пришлось однажды иметь дело с инквизицией.
Впоследствии, в дарвинизме, аналогии были истолкованы как независимые приспособления к одной и той же функции, а гомологии - как следствие происхождения от общего предка. Другие эволюционные теории отказываются от столь простого деления всех сходств; наиболее из них известен упомянутый выше номогенез.
В 1672 году в Англии мысли о единстве плана строения развил знаменитый врач и натурфилософ Томас Виллис. Анатомируя омара, он пришел к выводу, что у ракообразных «не кости покрыты мясом, но мясо покрыто костями». Назвав панцырь наружным скелетом, Виллис стал искать и находить такие же вывернутые сходства с позвоночными во всём, в том числе и в передвижении - потому, мол, рак и пятится назад.
Вот сколько сказано до Хэйла об архетипах. Хэйл видел их как первично созданные виды, но другие видели их иначе. В 1678 году в Англии был напечатан труд немецкого ботаника, математика и философа Иоахима Юнга, где архетип понят иначе, по Филону: идея архетипа есть идея поиска единого во многом. Данный ход мысли имел многих последователей, а в наше время лёг в основу диатропики (см. гл. 6).
Тем самым, Юнг положил начало тому, что через 160 лет после его смерти поэт и натурфилософ Иоганн Вольфганг Гёте назвал морфологией общей наукой о форме. Морфологию и сравнительную анатомию часто рассматривают как синоноимы, но это не совсем точно - первая есть теоретический итог второй. Задача морфологии, науки о фундаментальных сходствах, в некотором смысле противоположна задаче систематики - той части биологии, что изучает различия организмов. Подробно этот вопрос будет рассмотрен в главе 6, в том числе в п. 6-11 будет дано более точное понимание морфологии по Гёте.
Еще по теме 1-13. ... и мимо:
- Гпава 12. Практические рекомендации
- ДЕЙСТВИЕ УНИПОЛЯРНЫХ АЭРОИОНОВ НА ЭЛЕКТРОГУМОРАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
- Косоглазие (Strabismus).
- Место, где разрушается пространство и врем
- Общение
- ДОЛГОЖИТЕЛИ
- Но сначала — факты...
- Божество у индейцев
- ЗАПОВЕДНИК ДЛЯ НАСЕКОМЫХ
- Случаи с гостя ми-охотника ми и браконьерами
- Часто приписывают определенные математические способности птицам...
- Неудобица «Кусачие черви» — мой первый участок