Божество у индейцев

У индейцев — мы об этом уже много говорили в предыдущих книгах—существовала (очевидно, суще-ствует и теперь) вера в животных-предков — тотемизм. Тотемизм возник давно, задолго до появления в Западном полушарии лошадей, поэтому животные-предки у индейцев были исконно американские: бизоны, вороны, кондоры и так далее.

Но как можно было пройти мимо лошади?

Да, поначалу она устрашала. Но умные и проницательные индейцы скоро поняли, какое это великолепное и благородное животное. И очень скоро включили его в круг почитаемых животных. Некоторые племена все-таки сделали его своим тотемом, стали называть себя "люди-кони" и очень удачно исполнять "пляски коня", прекрасно подражая движениям этого животного.

У других племен лошадь сделалась духом-покровителем, она стала покровителем так называемых тай-ных союзов — обществ, создаваемых индейцами для охраны родовых и племенных традиций. Союзы часто назывались именами животных, и среди них было немало "союзов коня".

Любопытное братство знахарей-врачевателей и ветеринаров существовало среди племен индейцев, живших на равнинах Америки. Их покровителем был конь. Он якобы являлся во сне посвященному в этот союз и обучал его искусству врачевания, рассказывал о целебных травах, учил магической "пляске коня".

Кочевые индейские племена поклонялись лошадям и хоронили их вместе с покойниками — приносили лошадей в жертву богам, причем лошадей перед этим украшали перьями, надевали на них лучшую сбрую или упряжь.

Культ лошади был и у южноамериканских индейцев. Ему предшествовал трагикомический случай, связанный с завоеванием испанцами материка.

Во время одного из походов любимый конь Кортеса серьезно повредил себе ногу. Предводитель испан-цев оставил его в городе Тайясале на попечение правителя города, взяв с него клятвенное обещание, что о коне будут заботиться и оберегать его.

Индейцы сдержали слово: лошади отвели самое лучшее в городе помещение — роскошный храм и стали ее усиленно кормить и ублажать. Но так как индейцы лошадей не знали, но считали их знатными особами, то, естественно, засыпали храм благоухающими цветами, а саму лошадь стали кормить отборным мясом.

В результате такой заботы конь умер от голода.

Испуганный правитель города приказал изготовить из камня копию лошади и вымаливать у нее проще-ние. Лошадь была изготовлена и получила имя Цимин Чак, что означало "Громовой Тапир" (тапиров индейцы хорошо знали, но конского ржания никогда не слышали, поэтому решили, что гром вызывается ржанием этого необычного животного).

С тех пор уже прошло более четырех веков, уже забыта история "рождения" этого божества, но многие племена индейцев продолжают поклоняться лошади, точнее, Цимин Чаку, которого считают вторым по значению богом после бога дождя.

Однако, конечно же, не в Америке начался культ лошади — здесь мы просто упомянули о нем, поскольку это связано с "возвращением лошади" в Америку и появлением у индейцев новых божеств. А началось почитание лошади задолго до того, как была открыта Америка, и совсем в другом месте.

Первые сведения о культе лошади относятся к концу IV или началу III тысячелетия до нашей эры. На правом берегу Днепра, недалеко от Кременчуга, было обнаружено первое, как считается, поселение древних коневодов.

Издавна в этих местах жили люди — носители так называемой ямной культуры. (Своих покойников они хоронили в глубоких ямах под курганами — отсюда и термин в археологии.) Носители ямной культуры были первыми в мире коневодами — наряду с крупным и мелким рогатым скотом они выращивали коней, используя мясо и молоко кобылиц. В стадах этих племен лошади иногда составляли шестьдесят, а то и восемьдесят процентов. И естественно, что лошадь занимала в жизни людей большое место, и естественно, что она почиталась. И вот в одном из поселений древних коневодов было найдено самое древнее ритуальное захоронение коня.

Со временем коня начинают почитать все больше и больше — он становится воплощением богов и вместе с тем покровителем вождей, символом их могущества. Кони дают вождям физическую силу и способность возрождаться после смерти. И не случайно, конечно, в могилах (ямах) вождей находят каменные скипетры с головами коня — символа власти умершего.

| >>
Источник: Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Лошадь как божество. 2010

Еще по теме Божество у индейцев:

  1. "ВОЗВРАЩЕНИЕ ЭОГИППУСА (предка лошадей)" И ПОЯВЛЕНИЕ БОЖЕСТВА
  2. Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Лошадь как божество, 2010
  3. Современные ученые считают, что культ животных в Египте развился на тотемической основе.
  4. Появление и уничтожение одичавших лошадей
  5. Военные походы с древними лошадьми…
  6. ПОСУДА, ОДЕЖДА И ОБУВЬ ИЗ РАСТЕНИЙ
  7. Гигантские гари в Бразилии
  8. ЧУДАЧЕСТВА МИРА ЦВЕТКОВ
  9. Собака занимала огромное место и в жизни и в сознании большинства народов мира уже в очень отдаленные времена
  10. Была ли эволюция человека постепенной или прерывистой?
  11. Культ быка у различных народов
  12. Большими почестями и уважением пользовалась собака у народов Востока…
  13. КАКТУС — ДРУГ ЧЕЛОВЕКА
  14. 7. Диалектика отбора. Дарвинизм по Дарвину
  15. СЕМЕНА И ПЛОДЫ НЕОБЫКНОВЕННОГО ВИДА