1-7. Изменчивость, отбор и законы познания
Аристотель был уверен в существовании самозарождения, т.е. в том, что организмы могут возникать помимо процесса размножения (как, по Анаксимандру, возникли в жидкой грязи первые животные). Естественно, что, признавая самозарождение любых животных и растений, нет нужды задумываться, возможно ли преобразование одних в другие.
Удивляться господству идеи самозарождения не приходится: с одной стороны, сам процесс размножения был известен плохо, а с другой, господствовал такой взгляд на строение веществ, который прямо-таки подталкивал к этой идее. А именно, все тела мыслились состоящими всего из четырех стихий, т.е превоэлементов (земля, вода, воздух и огонь), причем тече
ние процессов (в том числе и жизненных) осуществлялось, согласно древней науке, всего двумя парами оппозиций (противоположных качеств) среды парой тепло-холод и парой сухое-влажное. При таком понимании мира легко было допустить, что в почве могут рождаться сами собой любые организмы. Другими словами, в такой науке о живом принцип наследственности не был обязательным.
После Анаксагора прежнее представление о мужском и женском семени, смесь которых определяет и пол ребенка, и его свойства, можно было конкретизировать: каждая часть тела посылает свою частичку в половой орган, где они вместе и образуют “семенную жидкость”. Все свойства ребенка, в том числе и пол, можно было теперь трактовать просто: от кого из родителей данная семенная частичка попала в зародыш, на того ребенок и похож данным свойством.
Эту мысль высказывали многие, а наиболее четко - великий врач Гиппократ (около -400 г.). При этом взаимоподгонку частичек в единый зародыш можно было понимать как итог эмпедокпова принципа любви. При этом очень слабое у Эмпедокла место - «из... земли родились отдельные члены, затем они срослись» - теперь заменялось на гораздо более сильное: соединяться должны не органы, а крохотные частицы живых тел, ответственные за передачу свойств.
Как ни странно, такое понимание наследственности, важное достижение античной «генетики», Аристотель подверг убийственной критике. Сделать это было нетрудно - опровергающие примеры лежат на поверхности. Однако при этом была упущена одна глубокая мысль: наследственные частицы могут по-разному сочетаться, поэтому наследстванность носит комбинаторный характер. Будучи отвергнуто авторитетом Аристотеля, это мнение, хотя и было известно из трудов Гиппократа, прозябало на задворках науки вплоть до XVIII века.
У Гиппократа есть интересное описание изменчивости, точнее, того, что в наше время назвали наследованием приобретенного свойства (ЫПС): обычай спеленывать головы младенцам, известный у одного народа, привел к появлению голов характерной формы, которая несколько поколений сохранялась после отмирания обычая спеленывать (это пример длительной модификации - см. п. 6-10*). Однако никому тогда не пришло в голову счесть всё это материалом для появления новых форм организмов, как приходит нам. Зато таковой материал при желании можно увидеть у Эмпедокла в его «смешении» частей, при котором сила Любви случайным образом соединяет порознь выросшие члены. Эмпедокл (лет за 60-70 до Гиппократа) писал:
Множество стало рождаться двуликих существ и двугрудых,
Твари бычачьей породы с лицом человека являлись...
Женской природы мужчины, с бесплодными членами твари.
Эмпедокл понимал, что одной любви мало, что даже прекрасно собран
ное ею может оказаться ни на что не годным. И он объявил: ни на что не годные гибли, а годные оставались жить, т.е. происходил (если использовать нынешний термин) их отбор. Эдакий античный дарвинизм.
Первый смутный намек на отбор мы видим уже в самом древнем тексте в упомянутом выше трактате «О седмицах». Безвестный милетец (гепта- дор) писал о частях человека:
«При благоразумии они существуют без страданий; и те, которые всё делают надлежащим образом, те в течение всей жизни бывают здоровы, полны бодрости и живут достаточно. А те, что плохо составлены по ошибкам заботящегося (curantis), наталкиваются на такие тяжкие страдания и такие испытания своих сил, каких не ожидали», и умирают.
В дни Анаксимандра на другом берегу Эгейского моря, в Merape (к северо-западу от Афин) жил другой “дарвинист” - поэт-аристократ Феогнид. Смена власти аристократов на власть демократов привела его к уверенности в безнадежной порче человеческой природы - за счет необдуманных браков лучших с худшими. Вот место из «Элегий» Феогнида:
...Выбираем себе лошадей мы, ослов и баранов Доброй породы, следим, чтобы давали приплод Лучшие пары.
Женщина также охотно выходит за низкого мужа,
Был бы богат! Для нее это важнее всего. (...)
Полипаид, не дивись же тому, что порода сограждан Всё ухудшается: кровь перемешалася в ней.
Через 200 лет именно эту мысль Платон решил обернуть к пользе общества. В утопических мечтах об идеальном государстве он много внимания уделял вопросу создания и сохранения прослойки избранных, которые могли бы достойно управлять всеми остальными людьми. В диалоге «Государство» он прямо заявлял, что
«лучшие мужчины должны большей частью соединяться с лучшими женщинами, а худшие, напротив, с самыми худшими и что потомство лучших... следует воспитывать, а потомство худших - нет, раз наше стадо должно быть отборным».
В XX веке, когда родилась евгеника (идеология улучшения людей с помощью искусственного отбора), Платона признали первым ее теоретиком, и многие считают до сих пор. Мы вернемся к этому в пп. 4-4 и 10-1, а здесь отмечу: античная евгеника показывает, сколь хорошо греки владели селекцией животных; а из мифов видно, что им также был хорошо известен инцест (браки братьев с сестрами и родителей с детьми), резко осуждаемый среди людей, но почему-то обычный среди богов (см. п. 9-16*).
Лучше всего наследственность была изучена на домашних растениях. «Отцом ботаники» признан Теофраст, знаменитый ученик Аристотеля. У него есть много описаний изменений растений под влиянием заботы человека
или перемены климата, а также взятых у учителя примеров резких изменений животных (для нас они, по большей части, наивны: например, уверение, что ястреб-перепелятник на лето превращается в кукушку). В «Исследовании растений» (его тоже часто переводят: «История растений») Теофраст сравнил их с превращением личинки в насекомое, но, в отличие от Анаксимандра, не увидал тут эволюции. И все-таки Теофраст занял достойное место в истории эволюционизма - как увидим, через 1500 лет его примеры были переосмыслены в догадки о происхождении видов.
1-7* Ранние стоики
Во время старости Теофраста, после -300 года, в Афинах открылась последняя из знаменитых философских школ - школа стоиков. В изучении природы она дала мало нового и для нашей темы важна своим интересом к познанию и творчеству. Основатель ее Зенон Китийский[5] учил, что
“есть два вида огня: нетворческий (атэхнон), который превращает в себя свою пищу, и творческий (тэхншон), который умножает и сберегает все, присутствует в растениях и животных и, таким образом, является природой и душой”; что “бог пронизывает все вещество и на одном уровне выступает как ум, на другом - как душа, на третьем - как природа, на четвертом - как структурное единство” [Столяров, с. 61. 72].
Творческий огонь стоики называли также пневмой. Зенон ввел еще понятие сперматический логос для переосмысления того, что Анаксагор называл «семенами всех вещей»: новое понятие обозначало не саму материю, а «порождающую способность всякой первичной пневматической структуры». «Начало всего, по Зенону, природный и божественный закон» [Столяров, с. 52, 73].
Эволюции организмов у стоиков нет, но есть нечто более общее. Так, Кпеанф, ученик Зенона, видел причиной всего напряжение:
“заключенное в мировом веществе напряжение (тонос) того начала, которое вечно творит это круговращение и этот распорядок, никогда не прекращается. Подобно тому как все части чего-то одного в надлежащее время рождаются из семени, так и части мироздания, к которым относятся существующие животные и растения, вырастают в надлежащее время” [Столяров, с. 174].
Здесь нам важна параллель сил, порождающих мироздание и организм. Ранние стоики прославились еще тем, что ввели понятие: каталепсис - интуитивное ухватывание новой мысли как чего-то целостного [Столяров, с. 25-40]. И тонос, и каталепсис суть разные формы активности, которая тут впервые выступает в качества порождающей способности. Ее результатом являются наблюдаемые в мире уровни упорядоченности.
Дарвинизм чужд всему этому кругу мыслей, но для ламаркизма она исходна, хотя сам Ламарк и не мог знать идей стоиков, поскольку их воззрения
были открыты историками науки позже
Итак, диалектика Платона и логика Аристотеля (общеизвестные основы западной философии) были дополнены интуицией (что, к сожалению, оставалось почти неизвестным до конца XIX века). Нам это понадобится при анализе эволюционного способа мышления в п. 3-7.
Еще по теме 1-7. Изменчивость, отбор и законы познания:
- ЭВОЛЮЦИОНИЗМ В ПОЗНАНИИ
- ЗАКОНЫ И ОБЪЯСНЕНИЯ
- Биогенетический закон
- Различные интерпретации «Лесного Закона»
- Открытие Г. Менделем законов наследования
- Закон Харли - Вайнберга
- 1-15. Морфология и законы эволюции
- 4.6.1. Понятие об «эмпирических законах» и элементарной логической задаче
- Второй закон. Локализация события
- 5. Законы наследования. Дарвинизм по Уоллесу
- 13.2. СООТНОШЕНИЕ ОНТО- И ФИЛОГЕНЕЗА 13.2.1. Закон зародышевого сходства
- Для организма следует ожидать новых законов
- Физические законы основаны на атомной статистике и поэтому только приблизительны
- Гомологическая изменчивость