<<
>>

13** Форма и функция

Мейен придумал рефренные таблицы, изучая морфологический материал. Он полагал, что на их языке можно рассуждать и о физиологии, и об экологии, но это верно лишь отчасти: да, рефрены для эко- и физиониш рисовать можно, но суть дела при этом обычно остается за кадром.

Американский эколог Роберт Уиттекер, будучи далек от веры в универсальность схемы древ для форм, решительно возражал против попыток описать эволюцию сообществ на языке эволюции форм и таксонов:

«1. Настоящее и прошлое сообществ не упорядочиваются экологами в эволюционные древа так, как в некоторых случаях удается распределить существующие и вымершие виды. 2. Эволюция сообществ не может быть положена в основу... их классификации, как она положена (насколько это возможно) в основу таксономии организмов. 3. Сообщества не отбираются как целые с их видами... 4. Необходима осторожность при обсуждении эволюции признаков сообществ как процесса, обособленного от эволюции их видов» (Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. М., Прогресс, 1980, с. 319).

Это вызвано тем, что в экосистеме

«Объединения одних видов с другими по преимуществу слабы и изменчивы; эволюция сообщества подобна сетке в том смысле, что в ходе эволюции виды различным образом комбинируются... в сообществах» (там же, с. 324). Уиттекер еще не знал, что данный феномен (блочность эволюции, п. 6- 3*) уже обсуждается и в связи с эволюцией форм, но он был прав в том, что видам гораздо проще, чем органам, поменять связи друг с другом. А это значит, что сами связи упорядочиваются плохо и потому не могут дать хороших рефренов. Однако яркие параллели известны и тут (например, роль бабочек и птичек колибри в опылении цветов). Еще ярче параллели в организации внутривидовых сообществ. Таково похожее на термитник сообщество особей у грызуна по имени «голый землекоп» (п. 6-5).

Любищев и Мейен считали форму самодовлеющей сущностью, для физиологов Аршавского и Зусмановского форма задается функцией, а математик Том дал нечто примиряющее [Том, с. 154-155]:

“главное в генетическом обеспечении животного заключается не в его морфологии — большинство анатомических деталей второстепенны — но скорее в механике гомеостаза, физиологической регуляции.

Именно благодаря этим механизмам животное может противостоять неизбежным изменениям среды... Мы придерживаемся здесь ламарковского взгляда... что функция создает орган или, точнее, что образование органа является результатом конфликта между элементарным функциональным полем и первичной органической материей, которая ему противостоит и навязывает ему генетически предопределенные способы осуществления”; “наследуются на самом деле верхние ограничения вариаций физиологической активности взрослой особи”.

В наших терминах это значит: функция создает орган не тем, что творит его сама, а лишь тем, что задает процедуру давления нормы, чем вводит в оборот новые клетки диасети; а уж они определят новые формы.

Пример: трава дает место ее поедателю, но им могут стать и птица, и зверь, и тля, и улитка, и гриб, причем форма каждого может быть выбрана лишь из вариантов, задаваемых его местом в диасети. He лист, а диасеть определяет, что зверь будет жевать его зубами, птица - перетирать камнями в желудке, а улитка и гриб - переваривать наружно. И уж явно не лист задает форму позвоночного, резко отличную от формы улитки.

Словом, форма и функция не сводятся друг к другу, хоть и зависят друг от друга, поскольку являются двумя сторонами одной реальности - целостности всякой системы. Иногда эта целостность очевидна (клетка, организм, экосистема), но иногда загадочна: что побуждает виды самых разных таксонов вести себя согласованно? Листорасположения разных видов выстраиваются в ряд Фибоначчи, термиты приспособлены для почти полного их поедания, класс птиц согласованно охотится за классом насекомых и т.д. Этот ряд загадок мы сильно удлиним в п. 6-15. 

<< | >>
Источник: Чайковский Ю.В. Наука о развитии жизни. Опыт теории эволюции.. 2006

Еще по теме 13** Форма и функция:

  1. О ПОНЯТИИ «ЖИЗНЕННАЯ ФОРМА»
  2. ГЛУБИНА И ФОРМА ПРУДА
  3. ГЛАВА 12. ФОРМА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ В ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬ
  4. Популяции как форма существования вилов живых организмов
  5. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНДОСПЕРМА У ОРХИДНЫХ (ЧЕТВЕРТАЯ ФОРМА ПАРАЗИТИЗМА)
  6. Форма тела в связи с условиями обитания и характером движений рыбы
  7. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ У РАСТЕНИЙ С ТРЕТЬЕЙ ФОРМОЙ ПАРАЗИТИЗМА (ФОРМА «PYROLACEAE»)
  8. I. ПРИРОДА ЗУБОВ, ОБЩЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ, ДЕЛЕНИЕ, ЧИСЛО И ЗУБНЫЕ ФОРМУЛЫ, ФОРМА
  9. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЗАРОДЫШЕЙ У РАСТЕНИЙ CO ВТОРОЙ ФОРМОЙ ПАРАЗИТИЗМА (ФОРМА «CUSCUTACEAE»)
  10. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЗАРОДЫШЕЙ У РАСТЕНИЙ С ЧЕТВЕРТОЙ ФОРМОЙ ПАРАЗИТИЗМА (ФОРМА «ORCHIDACEAE»)]
  11. Структура и функция
  12. Способы преобразования органов и функций
  13. СТИМУЛЯЦИЯ ПОЛОВОЙ ФУНКЦИИ