<<
>>

Порядок проведения полного судебно-ветеринарного вскрытия трупа животного.

Внутреннее исследование трупа (собственно вскрытие) при проведении судебно-ветеринарной экспертизы обязательно, за исключением тех случаев, при которых вскрытие (так же как и снятие шкуры с трупов животных) запрещено.
Трупы вместе с кожей сжигают при ботулизме, брад- зоте овец, бешенстве, злокачественном отеке, сапе, мелиоидозе (ложном сапе), эпизоотическом лимфангоите лошадей, оспе овец, коз, свиней, энтеротоксемии овец, эмфизематозном карбункуле крупного рогатого скота, прионных заболеваниях (скрепи, висна, маеди овец, губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота) и т. д.

Вскрытие полостей. При внутреннем исследовании вскрывают четыре основные полости: брюшную, грудную, тазовую и черепную. Если причина гибели животного становится ясной, то по согласованию со следственными органами можно ограничиться и неполным вскрытием, но все же лучше во избежание недоразумений произвести вскрытие всех этих полостей, так как при вскрытии черепной полости иногда могут обнаружиться новые факты, которые затем повлияют на диагноз и заключение. Так, однажды при вскрытии трупа норки во внутренних органах автор не обнаружил каких-либо строго патогномоничных изменений, достаточных для постановки диагноза и заключения. Однако при сагиттальном распиле черепа по К. Г. Болю удалось установить гнойный ринит, гайморит, фронтит и менингоэнцефалит, явившиеся основной причиной смерти норки.

С какой полости начинать вскрытие, определяет эксперт, ориентируясь на достоверность анамнеза и сообразуясь с целями вскрытия. У крупных животных рекомендуется начинать вскрытие с брюшной полости с извлечением находящихся в ней органов. В этом случае в дальнейшем будет гораздо легче произвести исследование грудной полости. Следует профилактировать только целость диафрагмы и отметить ее положение.

Методики вскрытия полостей и извлечения органов разнообразны, и выбор того или иного способа зависит от врача, производящего вскрытие.

Конечно, целесообразно в конкретных условиях избрать тот способ и тот метод, которые менее всего нарушали бы естественные анатомо-физиологические связи между органами и облегчали определение их состояния.

Следует отметить, что судебное вскрытие — очень ответственное дело, оно требует большого напряжения и внимания от эксперта и технически трудное.

Судебное вскрытие нужно проводить не спеша, хорошо продумывая каждое движение рук, каждое предложение для протокольных записей. Эксперт должен вести себя так, чтобы, взяв для исследования тот или иной объект, ту или иную часть трупа или органа и описав его состояние, он полностью бы исчерпал вопрос и больше к нему не возвращался. Не нужно думать, что техника вскрытия и ее совершенство зависят от быстроты. При поспешности врач-эксперт может допустить непоправимые упущения и лишиться ценных данных.

Вынимая органы по отдельности или комплексно, если речь идет о трупе мелкого животного, определяют и описывают их состояние и свойства, величину, цвет, форму, если она отклоняется от нормы, имеющиеся повреждения, присутствие каких-либо посторонних тел, кровоизлияний, сращений и т. д. Определяют кровенаполнение, рисунок, вид и цвет на разрезе и все отклонения от нормы.

До извлечения органов обращают внимание на их топографию и в случае отклонений описывают их.

Кстати, следует отметить, что у животных с большой подвижностью кишечника, как у лошадей, и после смерти происходят посмертные изменения в положении кишок. Если труп животного при перевозке несколько раз переворачивают, нередко происходит смещение слепой или колен ободочной кишок, а также некоторых петель тонкого кишечника. Все смещения, в том числе и посмертные, нужно фиксировать в протоколе. Затем в заключении нужно оговаривать, что отмеченные изменения были посмертными. Посмертные смещения, каковы бы они ни были, как известно, не сопровождаются расстройством кровообращения. Во время прижизненных смещений кишечника отмечаются расстройства кровообращения, что имеет решающее значение для их дифференциальной диагностики даже при отсутствии топографических нарушений.

Наличие последних следует отметить в заключении, так как посмертное «исправление» прижизненных нарушений может иметь место.

Таким образом, ко всякого рода смещениям, выпадениям, заворотам кишечника нужно всегда подходить критически и осторожно. Не пропустить их там, где они есть, определить завороты или смещения, произошедшие посмертно.

То же самое следует указать в отношении разрывов кишечника, желудка, брюшных стенок, диафрагмы и т. д. Прижизненные разрывы органов пищеварительного тракта возможны, особенно у лошадей, но иногда они происходят и посмертно при выраженных процессах разложения. Чаще это бывает в тех случаях, когда при жизни наблюдался метеоризм или острое расширение желудка. Единственным критерием в этом вопросе может служить место разрыва. Прижизненный разрыв всегда сопровождается более или менее выраженным кровоизлиянием в участке, где он происходит. Края разрыва неровные. Если это желудок или кишечник, то слизистая оболочка по краю разрыва короче, чем мышечная и серозная. По краю прижизненного разрыва можно обнаружить несмы- вающиеся остатки пищевых масс (у травоядных). Посмертные разрывы не сопровождаются кровоизлиянием в месте разрыва. Края разрыва более ровные, хотя не всегда и не везде, поэтому этот признак ненадежный. Слизистая оболочка, мышечная и серозная равны.

Итак, к вопросу о прижизненном разрыве органов пищеварительного тракта, диафрагмы, брюшных стенок нужно подходить осторожно, внимательно, тщательно обследовав место разрыва и представив себе возможную причину его. Ветеринарные врачи не должны делать поспешное заключение и заканчивать исследование, приняв посмертный разрыв за прижизненный, чтобы потом, получив дополнительные материалы следствия, указывающие на иную причину смерти животного, сожалеть о своей поспешности, приведшей к ошибке. Такие ошибки возможны, особенно в тех случаях, когда в брюшной полости обнаруживают постороннее содержимое — пищевые массы.

Несколько слов надо сказать о постороннем содержимом в брюшной и других полостях и об оценке его.

В брюшной полости в качестве постороннего содержимого могут быть газообразные, жидкие и твердые тела и организмы, например паразиты. Независимо от того, произошли они при жизни животного или возникли после смерти, наличие их необходимо отмечать в протоколе экспертизы. Однако эксперт должен правильно оценить эти посторонние вещества или организмы и знать их происхождение.

При вскрытии брюшной полости прежде всего могут быть обнаружены газы. В зависимости от того, с какой силой они выходят, говорят о большом, умеренном или небольшом количестве газов. Нужно определить запах их — зловонные или какие-то специфические. Газы, как правило, образуются в результате посмертного разложения трупа.

Жидкости как постороннее содержимое, особенно в большом количестве, имеют место как результат или воспалительного процесса, или транссудации при болезнях почек, печени, при сильных венозных застоях в пищеварительном тракте и т. д. Возможно и посмертное образование жидкостей в тех случаях, когда кровеносные сосуды органов брюшной полости сильно наполнены и кровь не подвергается свертыванию. Окрашивание жидкости в кровянисто-красный цвет, как правило, происходит посмертно, за исключением гемоперитониума и геморрагического экссудата, имеющих темно-красный цвет. В брюшной полости крупных животных в норме содержится не более 200—300 см3 прозрачной светлой жидкости. После смерти из переполненных кровеносных сосудов жидкая часть крови с выщелоченным гемоглобином диффундирует за стенку сосуда. При отеках и водянке образуется значительное количество такой жидкости. Механизмы образования ее известны.

Очень важно при вскрытии отличить транссудат от экссудата. Экссудат — результат воспалительного процесса. Он может быть посмертно окрашен, но от транссудата отличается непрозрачностью. Кроме того, нередко при воспалительном процессе удается обнаружить отдельные признаки воспаления на серозном покрове брюшной или какой-либо другой полости. Серозная оболочка в таких местах теряет свой блеск, становится набухшей, матовой, шероховатой, пятнисто покрасневшей.

Эти признаки — надежный критерий дифференциальной диагностики, например, перитонита и асцита, плеврита и гидроторакса и т.д. Именно по ним можно окончательно судить о природе жидкости, скопившейся в той или иной полости.

Что касается организованных существ, то наиболее частыми паразитами брюшной полости у лошадей являются сетарии, личинки стронгилид, у крупного рогатого скота — личиночная форма эхинококка, у овец — тенуикольные цистицерки и т. д.

Следует подчеркнуть, что в случае прижизненного разрыва пищеварительного тракта (как и другие повреждения) полезно сделать фотографии, так как они — убедительный документ, подтверждающий наличие соответствующего повреждения.

Исследование органов. После вскрытия основных полостей извлекают и исследуют органы. В первую очередь обращают внимание на состояние селезенки, так как при наличии «септической селезенки» вскрытие прекращают и повторно проводят бактериологические исследования на сибирскую язву. Если вскрытие продолжается, то далее извлекают органы желудочно-кишечного тракта, при этом целесообразно пользоваться лигатурами для их изолированного отделения. При исследовании желудка и кишечника нужно обращать внимание на их наполнение, состояние серозного покрова и брыжейки, наполнение кровеносных сосудов. Только после этого, отделив кишечную трубку от брыжейки, приступают к разрезам стенки. Разрезы желудка и кишечника производят по малой и большой кривизне. В тех случаях, когда имеется подозрение на отравление через желудочно-кишечный тракт, желудок и кишечник вскрывают разрезами по малой кривизне. В этих случаях нельзя допускать промывания желудка или кишечника, что расценивается как грубейшая недопустимая ошибка.

Паренхиматозные органы и региональные лимфоузлы исследуют после их отделения. Обращают внимание на их величину, форму, цвет, консистенцию и рисунок. В необходимых случаях для определения массы их взвешивают, а также проводят линейные измерения: определяют длину, ширину и высоту. Парные органы сравнивают друг с другом по величине, объему, цвету, кровенаполнению и рисунку разреза.

Такой орган, как легкие, исследуют на наполнение воздухом — кусочки из разных мест опускают в воду и отмечают степень их погружения.

До извлечения легких на месте осторожно вскрывают перикард. Разрезают его от верхушки сердца. Определяют количество и качество содержимого в нем, освобождают от него сердце, отмечают степень наполнения коронарных сосудов, фирму сердца и предсердий. Следует подчеркнуть, что сердце никогда не бывает свободным от крови, хотя некоторые врачи в протоколах пишут, что при обильном кровотечении отделы сердца могут быть свободными от крови. На самом деле этого никогда не бывает даже при тотальных кровопусканиях. Так, например, на мясокомбинате, где заинтересованы в наиболее полном обескровливании животных, при некоторых способах убоя парализуется дыхательный центр, а из перерезанных кровеносных сосудов, при работе сердца, вытекает максимальное количество крови, сердце останавливается в диастоле и полости его, особенно правой половины сердца, конечно, наполнены кровью. Паралич сердца при систолической фазе — явление довольно редкое. Например, автор наблюдал остановку сердца в состоянии систолы у свиней при тампонаде сердца, вызванной электрошоком при неправильно организованном в зимнее время электрообогреве свинарника, и у норки-самца во время гона. Можно утверждать, что при расширении сердца в нем всегда остается небольшое количество темно-красной несвернувшейся крови.

Также ошибочна запись в протоколе: «Сердечная мышца тем- но-красного цвета с синюшным оттенком, а коронарные вены запустевшие». Наличие выраженного синюшного оттенка говорит о том, что сердечная мышца была в состоянии венозного застоя крови, а это при запустевших венах невозможно. Запустение венозных сосудов в таких случаях связано с манипуляцией вскрывающего.

В случае вскрытия сердца перед извлечением органов грудной полости необходимо произвести лигатурную перевязку крупных кровеносных сосудов и только после этого приступить к извлечению органов. Следует подчеркнуть, что должна быть принята та методика извлечения органов, так же как и вскрытия грудной клетки, которая обеспечивает цели исследования.

Исследование включает осмотр органов переднего и заднего средостений, легких, сердца, аорты, легочных артерий и вен, пищевода и бронхов, регионарных лимфоузлов и тимуса.

Вскрытие черепной полости и позвоночного и спинномозгового каналов может быть произведено после отделения головы посредством таких инструментов, как пила, ножовка, долото и брюшистый нож, а у крупных животных посредством одного топора. Головной и спинной мозг исследуют в соответствии с запросами судебно-ветеринарной экспертизы. Обращают внимание на состояние костей черепа и позвонков, степень наполнения сосудов мозга, вид и состояние оболочек и мозгового вещества, отмечают характер и особенности их повреждений, кровоподтеков, деформаций, если таковые есть.

<< | >>
Источник: Жаров А. В.. Судебная ветеринарная медицина. — М.: Колос. — 264 с.. 2001

Еще по теме Порядок проведения полного судебно-ветеринарного вскрытия трупа животного.:

  1. СУДЕБНО-ВЕТЕРИНАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТРУПА ЖИВОТНОГО
  2. Судебно-ветеринарная диагностика отравлений у животных.
  3. СУДЕБНАЯ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И СЫРЬЯ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
  4. Порядок проведения обследований
  5. Судебно-ветеринарная экспертиза мяса и мясопродуктов от больных, убитых в состоянии агонии или павших животных.
  6. СУДЕБНО-ВЕТЕРИНАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО МАТЕРИАЛАМ ДЕЛ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ВЕТЕРИНАРНЫХ РАБОТНИКОВ
  7. ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ВЕТЕРИНАРИИ» И ЕГО РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЕТЕРИНАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И СУДЕБНО-ВЕТЕРИНАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
  8. СУДЕБНО-ВЕТЕРИНАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
  9. ПРЕДМЕТ СУДЕБНОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ
  10. Обязанности и права судебно-ветеринарного эксперта.
  11. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ
  12. ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОЕ ВСКРЫТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ животных