ВИСНА-МАЭДИ
Висна-маэди - составное название 2-х медленно развивающихся инфекционных болезней овец, имеющих общую вирусную этиологию.
Висна-маэди - термин, обозначающий 2 симптомокомплекса, связанных с патологией ЦНС (менингоэнцефалита), либо с хронической прогрессирующей интерстициальной пневмонией.С 1935 по 1951 гг. на многих фермах южной и юго-западной частях Исландии регистрировались периодические случаи неизвестного ранее заболевания овец с явлениями параличей. Болезнь получила название “висна”, что в переводе с древнескандинавского означало “съёживание” или “чахицерей”, отражая развитие характерных симптомов у парализованных овец. Позднее в этих же районах появились случаи заболевания овец хронической прогрессирующей пневмонией, которое получило название “маэди”, что означает одышку - наиболее характерный признак болезни (1,2,4, 5,11).
Разделение 2-х заболеваний продолжалось до тех пор, пока в течение 1957-1958 гг. группой исландских исследователей не был выделен вирус из культур клеток, приготовленных из мозга овец, поражённых висной. Выделенный вирус воспроизводил картину висны после внутримозгового его введения здоровым овцам. В США прогрессирующая форма пневмонии овец была зарегистрирована в штате Монтана в 1915 г. В штате Айдахо среди овец, выбракованных для убоя, положительно реагирующих в серологических реакциях было 67,5%, в штате Юта - 45 %, в штате Колорадо - 41,7 %, в штате Калифорния - 37%, штатах Северо-Запада - 30,2 %, штата Аризона - 29 %, Техас и Оклахома по 1 %. В отдельных стадах штата Айдахо поражённость поголовья достигла 58-90 %. У годовиков заболеваемость составляла в среднем 25 %, у 7-летних - 85 % (58). Специалисты считали, что прогрессирующей пневмонией поражены почти все стада страны.
Предполагают, что в мире инфицировано 20-30 % всего поголовья овец (99). Поражённость овец разных пород неодинакова. В порядке возрастания показателя они располагаются так: гемпшир, суффольк, рамбулье, Колумбия, шевиот (71). С 1970 г. висна-маэди регистрируется в Канаде (124).В Исландии впервые сообщили о маэди в 1939 г. Позднее зарегистрировали висну. Болезнь быстро распространилась, принося ежегодные потери, которые на некоторых фермах достигали 20-30% поголовья (27). В 1944 г. была внедрена “убойная” программа. Она была завершена в 1952 г., но в 1954 г. началась новая вспышка маэди и “убойную” программу возобновили. Примерно 105000 овец пали в результате заболевания и 650000 было убито. Висну-маэди не регистрировали в Исландии до 1965 г., хотя наблюдения и экспериментальная работа продолжались. Истоки этого заболевания в Исландии связаны с импортом каракульских овец из Германии весной 1933 г. Инфекция была завезена по крайней мере с двумя баранами. Вирус висны был выделен при экспериментальном заражении, а маэди - при спонтанном в период вспышки заболевания с 1954 по 1965 г. (69).
Первые признаки заболевания у овец проявлялись в 4-5-летнем возрасте (59). В Нидерландах прогрессирующую форму пневмонии у овец начали регистрировать с 1918 г. При серологическом обследовании поголовья овец в некоторых районах с использованием РИД и РСК было выявлено инфицирование 80 % животных из 3000 отар, причём положительно реагировало до 30 % овец в возрасте 1 г. В этой стране висной-маэди поражены все стада, включая 3/4 поголовья племенных животных. В некоторых племенных стадах отход поголовья достигал 15 %. Великобритания прекратила импорт овец породы тексель из Нидерландов, т.к. они были наиболее восприимчивы к висне-маэди. Во Франции идентифицировали висну-маэди в департаменте Мозель у импортированных из Голландии овец тексель (27). В 1978 г. был поставлен серологический диагноз, а в 1979 г. выделены животные с клиническими признаками болезни (16). На основе данных гистологических и серологических исследований во Франции выявлено 9 очагов неблагополучия овец по висне-маэди (96).
В департаменте Верхние Альпы положительно реагировали все стада овец (17). В 1981 г. маэди впервые выявлена у овец в Швейцарии. Болезнь протекала с характерными клиническими симптомами и диагноз подтверждён патоморфологическими исследованиями (129). Ущерб овцеводству наносит висна-маэди в Дании (14). В Испании вспышка маэди среди овец впервые зарегистрирована в 1930 г. после ввоза каракульских овец из Германии (110). В ФРГ выявлены серологически реагирующие овцы породы тексель. Несколько случаев заболевания зарегистрировано у овец остфризской породы. У серопозитивных мериносовых овец анатомических нарушений во внутренних органах не обнаруживали (118) от нескольких месяцев до нескольких лет. Исход всегда летальный.В РФ и странах СНГ висна-маэди регистрируется с 1980 г. (3, 4,7).
Клинические признаки. Если заболевание развивается в виде хронической прогрессирующей пневмонии (форма маэди) у взрослых овец в возрасте 3-4 лет и старше, первым симптомом часто является низкая масса животных. Затем появляется одышка при нагрузке, позднее в состоянии покоя, а также сухой кашель. Характерно отсутствие симптомов острого заболевания. Количество лейкоцитов при этой форме заболевания чаще выше, чем при менинголейкоэнцефалите. Начало болезни незаметное. Появлению клинических симптомов часто предшествует лейкоцитоз, который может обнаруживаться за год до проявления болезни. Первыми симптомами болезни обычно бывают медленно прогрессирующая слабость и потеря массы. Слабость становится особенно заметной после физической нагрузки, например, после длительных перегонов, а также при ухудшении погодных условий. Дыхание может быть нормальным в покое и учащаться при нагрузке. Больные животные отстают от стада. С развитием болезни нарастает одышка, дыхание становится затруднённым, частота его достигает 80-20 движений в 1 мин в покое. Дыхательные движения часто сопровождаются ритмичными движениями головы и боков. Могут наблюдаться истечения из носа. В некоторых случаях выражен кашель. Температура тела повышается выше нормы только в том случае, если присоединяется вторичная инфекция.
При перкуссии определяют расширение границ нормального лёгочного звука, при аускультации прослушивается бронхиальное дыхание и усиление бронхофонии (97).С развитием болезни прогрессирует истощение животных, развивается гипохромная анемия. Отмечается снижение количества общего белка в плазме за счёт альбуминовой фракции. Количество лейкоцитов обычно повышено. Клиническая стадия болезни длится 4- 7
мес, в отдельных случаях болезнь может продолжаться несколько лет. Все животные, у которых выявляются симптомы болезни, неизменно погибают в результате удушья. Ноздри могут быть воспалены, отмечается сухой кашель. Дыхание становится затруднённым даже в покое, большую часть времени животное лежит. Если болезнь не осложняется вторичной бактериальной пневмонией лихорадка отсутствует и гибель наступает в результате удушья.
Клиническая фаза обычно продолжается от 3 до 8 мес, но при неблагоприятных условиях она может сократиться, или наоборот, в хороших условиях содержания - увеличиться. На начало проявления клинических признаков могут влиять также стрессовые факторы - беременность, лактация, плохая погода. Суягные овцы могут абортировать. В стаде маэди вначале распространяется медленно и обычно в течение первых 5-6 лет после проникновения инфекции потерь не наблюдают. В последующие 3-4 года падёж быстро возрастает, достигая 20-30% в год. Часто овцы погибают от вторичной бактериальной инфекции, которая затрудняет диагностику маэди (69, 89, 124). В Шотландии зарегистрированы хозяйства, неблагополучные по маэди в течение 10 лет (по результатам серологии) без случаев клинического проявления болезни.
Клинические признаки маэди у овец во Франции не проявляются (88). При обследовании 80 тексельских и помесных серопозитивных овец выявлено лишь учащение дыхания (55-60 в 1 мин) и сильное исхудание при хорошем аппетите. Кашля, истечений из носа не наблюдали. Перкуссионная поверхность была увеличена, при аускультации отмечали шумный вдох и громкий выдох. В стаде серопозитивные животные составляли 43% (97, 98).
Маэди проявляется чаще чем висна. Клиника висны наблюдается редко. Исключение - данные из Исландии (26). В этой стране в нескольких отарах потери от висны были больше, чем от маэди. Гибель поражённых животных - 100% (56, 65). В 1968 г. в штате Монтана (США) от овец с хронической прогрессирующей пневмонией был выделен вирус (66,67), который первоначально расценили как возбудитель самостоятельного заболевания, именовавшегося “хрони-ческой прогрессирующей пневмонией овец Монтана”. Однако вскоре было доказано, что этот, якобы новый, вирус оказался весьма близок вирусу висны (121).
Патологические изменения. При висне первичные признаки поражения ЦНС проявляются в виде менингиальных и субэпидермальных инфильтратов или пролиферации клеток РЭС, а также лимфоцитов и микроглии. В белом и сером веществе развиваются воспалительные процессы с периваскулярными инфильтратами круглых клеток. Затем отмечают диффузное разрушение и демиелинизацию белого вещества головного мозга, мозжечка, костного мозга, продолговатого и спинного мозга. Серое вещество обьино задето незначительно. Повреждения чаще расположены вблизи желудочков и канальцев мозга. В спинном мозге можно найти повреждения в любой части белого вещества. Часто обнаруживают поражения боковых столбов вблизи задних рогов. Повреждения спинного мозга достигают обьино мозговых оболочек.
При лёгочной форме висны лёгкие овец макроскопически имеют особый серый цвет. Изменения при маэди локализуются в лёгких и лимфоузлах грудной полости. Показательным признаком болезни является масса лёгких, в тяжёлых случаях она возрастает в 2-4 раза по сравнению с нормой. Увеличивается объём лёгких, при вскрытии грудной полости они лишь слегка опадают. Однако увеличение размера не так значительно, как увеличение массы. Форма увеличенных лёгких сохраняется нормальной, ткань лёгкого диффузно уплотняется и по консистенции напоминает губчатую резину. Цвет лёгких изменяется и варьирует от серо-голубоватого до серовато-бежевого. Наиболее выраженные изменения обьино локализуются в диафрагмальных долях и менее поражены кардиальные и апикальные доли, но отчётливая граница между поражёнными и здоровыми участками тканей лёгкого при маэди не определяется.
На разрезе ткани лёгкого суховаты. Трахеобронхиальные и медиастиналь- ные лимфоузлы увеличиваются часто в 3-5 раз по сравнению с нормой за счёт гиперплазии кортикальных элементов, поверхность разреза узлов гомогенна.Гистологические изменения. Основным патоморфологическим изменением при маэди является хроническая интерстициальная пневмония с диффузным утолщением межальвео- лярных перегородок, иногда ведущим к полной облитерации альвеол (Рис. 63). Перегородки утолщаются, главным образом, за счёт инфильтрации большими мононуклеарными клетками и в меньшей степени - за счёт лимфоцитов. Часто наблюдается гиперплазия гладких мышечных волокон альвеолярных стенок, и всегда заметна пролиферация лимфоидной ткани. В мелких бронхиолах часто находят гиперплазию эпителия, которая может сопровождаться дезорганизацией и эпителизацией прилежащих альвеол (7,41, 42, 49).
Лимфоидная гиперплазия распространяется на всю поражённую паренхиму лёгких или концентрируется в периваскулярных и перибронхиальвеолярных пространствах; может наблюдаться комбинация диффузной и локализованной гиперплазии. Пролиферативные лимфоидные узлы могут содержать герминативные центры. Эту лимфоидную пролиферацию особенно подчёркивал во Франции F.Lucam (73), который описал её даже как злокачественную. При неосложненном течении маэди полиморфноядерные лейкоциты не найдены. В отсутствие бактериальной инфекции не обнаруживаются признаки экссудативного или некротического бронхита или бронхиолита. Наблюдается реакция на параваскулярную лимфоидную гиперплазию и пролиферацию эпителия в малых бронхах и бронхиолах, сопровождающаяся в далеко зашедших случаях эпителизацией. Наблюдают также значительное увеличение регионарных лимфоузлов в области верхушек лёгких (104,105).
Патогенез. Патогенез болезни изучен недостаточно. Изучение патогенеза висны практически стало возможным после открытия способности вируса репродуцироваться в клеточных культурах. У овец с лёгочной формой висны развивались обе формы заболевания независимо от способа заражения (46, 47, 48). Это системное инфекционное заболевание с поражением селезёнки и лимфоузлов. Лёгкие и ЦНС являются органами - мишениями, в которых наблюдаются патологические изменения. Вначале обнаруживают небольшие инфильтрации лейкоцитами и моноцитами. По-видимому, они являются носителями вируса (8). Нарушения при болезни висна-маэди связаны с иммунологической системой хозяина. Данные о развитии мутантов вируса могут частично объяснить его персистенцию у инфицированного животного (83). Существенным является и присутствие в большинстве инфицированных клеток латентной провирусной ДНК. Вирусная репликация на время (до благоприятных условий) может блокироваться. Таким образом, заражённая овца обычно несёт в себе более одного штамма вируса и способна к реинфекции штаммов, к которому её имунная система несенсибилизирована (34,107).
Болезнь прогрессирует медленно. Известно, что вирус персистирует в организме инфицированных овец 8 и более лет, вызывает поражения в ЦНС или лёгких, которые могут приводить к развитию симптомов, или они так и не развиваются в течение жизни животного. При экспериментальном заражении вирусом маэди обычно необходимо 2-4 года, прежде чем могут быть обнаружены макроскопические поражения в лёгких, но в течение этого периода происходят изменения, обнаруживаемые при микроскопическом исследовании, а также постепенно увеличивается масса лёгких.
Роль АТ в патогенезе инфекции неясна. При экспериментальном инфицировании овец вирусом висна-маэди через несколько недель АТ могут быть обнаружены в сыворотке крови непрямым методом РИФ или РСК (31). Вирусспецифическая стимуляция лимфоцитов выявляется через 2-7 нед, а КСА обнаруживаются в период от 7 нед до 3 мес после заражения (112,114), ВНА выявляются позднее. Серьёзные поражения лёгких и мозга, проявляющиеся клиническими симптомами болезни, могут наблюдаться как при высоком титре АТ в сыворотке, так и в отсутствие АТ (48, 127). Отличительной особенностью болезни является пер- систенция возбудителя, несмотря на ранний иммунный ответ, в противоположность другим инфекциям наблюдается не только персистенция возбудителя, но и прогрессирование болезни, а присутствие АТ говорит скорее о том, что животное остаётся инфицированным, а не о том, что оно выздоровело и приобрело невосприимчивость (109).
Из лейкоцитарной массы крови вирус выделяют при наличии в сыворотке крови специфических АТ, в том числе ВНА. Высказано предложение, что лимфоциты являются не только носителями вируса, но и местом, где он репродуцируется. Как отмечалось, вирус присутствует во многих тканях, однако характерные гистопатологические изменения локализуется в тканях мозга при висне и в лёгких при маэди, что говорит об особенностях взаимодействия системы вирус - клетка. При висне вирус с большим успехом может быть выделен из сосудистого сплетения, чем из других тканей. Тяжесть гистопатологических изменений не зависит от длительности инкубационного периода и возраста хозяина. Работами ряда авторов было показано, что патология при висне скорее опосредована иммунопатологией и не является результатом прямого ЦПД вируса. Изменения усиливаются у инфицированных животных после введения инактивированной вакцины с адъювантом Фрейнда, а введение иммуносупрессоров (антисыворотки против тимоцитов овцы и циклофосфамида) в большинстве случаев предотвращало развитие гистопатологии. Демиелинизация при висне может быть результатом воздействия на поверхность инфицированных клеток глии комплекса антиген - антитело или иммунопатологическим процессом того же типа, что наблюдается при экспериментальном аллергическом энцефаломиелите (120). Высказано также предположение, что патология при висне возникает в результате воздействия клеточного иммунитета на АГ изменённые клетки хозяина (44).
D. Griffin и др. (44) показали, что при экспериментальной инфекции висны наблюдается вирусспецифический клеточный иммунитет, но он непродолжителен и через несколько недель после инфицирования снижается. Полученные экспериментальные данные позволяют считать, что у овец, инфицированных вирусом висны, развивается ранний иммунный ответ, подобный иммунному ответу при острых вирусных инфекциях, но элиминация вируса не происходит, и он персистирует в присутствии гуморального и клеточного иммунного ответа. Обычно вирус в тканях обнаруживается в невысоких титрах, что говорит о медленной его репликации. Механизм персистенции вируса неясен. G.Petursson и др. (91) высказали предложение, что в основе персистенции вируса при наличии иммунного ответа хозяина лежит носительство лейкоцитами крови латентного вируса генома или провируса. А.Т. Haase и др. (51)
показали, что провирусная ДНК может быть обнаружена методом гибридизации в ядрах клеток сосудистого сплетения мозга ягнят.
Вирус, почкуясь от поверхности инфицированных клеток, приобретает оболочку, которая включает материал клеточной мембраны, обладающий антигенной специфичностью клетки-хозяина, что возможно, снижает эффективность воздействия иммунных механизмов на вирус (90). Возможно также, что вирус сам вызывает какую-то модификацию предшественников клеток, которые играют активную роль в иммунном ответе животных. Последнее приводит к формированию АТ с низкой способностью к связыванию вируса и к его нейтрализации (87). В сыворотке и цереброспинальной жидкости здоровых овец были обнаружены факторы, ингибирующие вирус висны (128). Предполагают, что ингибирующие факторы, которые, возможно, являются лимфопротеинами, могут сдерживать распространение вируса в организме инфицированных овец. Вирус, хотя и относится к РНК-содержащим опухолевым, как правило, не является онкогенным для подопытных животных. Почти в каждом случае висны-маэди обнаруживается лимфоидная пролиферация в лёгких и в ЦНС, а также лимфоидная гиперплазия лимфоузлов и селезёнки. Общепринятая точка зрения - лимфоидная реакция представляет собой ответ на инфекцию и по своей природе не является злокачественной.
Еще по теме ВИСНА-МАЭДИ:
- ВИСНА — МАЭДИ
- ЭПИЗООТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
- ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗБУДИТЕЛЯ
- АРТРИТ-ЭНЦЕФАЛИТ КОЗ
- ПРОФИЛАКТИКА И МЕРЫ БОРЬБЫ
- Патогистологическая диагностика.
- Порядок проведения полного судебно-ветеринарного вскрытия трупа животного.
- ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ ПНЕВМОНИЯ ОВЕЦ
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕТРОВИРУСОВ
- Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Кто ты, собака?, 2010
- Любопытное доказательство того, что собаки очень давно одомашнены, приводит советский ученый-языковед академик Н. Я. Марр...
- Антропологи изучают кости и скелеты людей очень далекого прошлого, изучают их близких и отдаленных родственников — ископаемых и современных обезьян,— чтоб восстановить путь, который прошел человек в своем развитии.
- Находки, проливающие свет на происхождение собак, имеют возраст 8—10 тысяч лет...
- Значит, собака пришла сюда вместе с человеком?..
- Находка Савенкова произвела сенсацию...
- КАК ЭТО МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ!
- Люди не очень опасались волков, волки же не очень боялись людей и нередко подходили к стоянкам первобытного человека достаточно близко.
- Видимо, много, очень много лет жили люди и волки на расстоянии, очень медленно сближались и очень трудно понимали выгодность сближения...