<<
>>

Зависимость растений от животных.

  В основе зависимости раетіний от животных, так же, как и зависимости животных от растений, лежат взаимоотношения их как продуцентов и консу- ментов. В этой связи между животными-фитофагами и растениями возникают взаимоотношения борьбы и взаимного приспособления, принимающего в некоторых случаях характер симбиоза в широком понимании этого термина.

Различные фитофаги, поедая вегетативные части растения, угнетают его жизнедеятельность и ведут к отставанию в росте и гибели менее стойких экземпляров. На базе этой борьбы в процессе отбора у растений вырабатываются разнообразные защитные образования. С другой стороны, потребители плодов и семян, причиняя ущерб растению, в то же время обеспечивают важнейший в жизни вида момент — расселение. Наконец, потребители нектара и пыльцы обслуживают не менее важный в жизни растений момент — перекрестное опыление. Эти взаимосвязи приобретают, таким образом, симбиотический характер и, подпадая отбору, ведут к развитию нередко чрезвычайно сложных форм зоохории и зоофилии.

Зависимость растений от фитофагов является наиболее распространенной в их связи с животными. Значительно реже наблюдаются случаи непосредственной трофической зависимости. При недостатке азотистых солей в почве некоторые растения добывают их непосредственно из животных, захватывая и «переваривая» мелких беспозвоночных различными, приспособленными для этого органами.

Как уже отмечалось выше, помимо непосредственном зависимости растений от животных, последние оказывают часто на них и косвенное влияние, изменяя своей деятельностью структуру почвы и внося в нее органические соединения своими выделениями и разлагающимися трупами.

Защитные приспособления растений. Наиболее распространенной формой реакции растений на поедание животными следует считать выработку у них защитных приспособлений. В местах, где условия произрастания благоприятны, растительный покров разнообразен, а число травоядных и листоядных жн вогных незначительно, защищенные от их нападения виды растений обычно не выделяются на общем фоне.

Если же количество потребителей зеленой массы велико, а условия вегетации к тому же кеоптимальны. большее или .меньшее число незащищенных видов, не выдерживая борьбы, вытесняется или угнетается, и в общем аспекте покрова все более и более начинают выделяться и преобладают виды защищенные. В силу этого пастбища в условиях засушливой степи, особенно выгоны, являются местами, где на небольшой сравнительно территории можно ознакомиться почти со всеми видами защитных приспособлений растений против нападения травоядных животных. По своему характеру все эти приспособления распределяются на три категории: морфологические, механические и физиологические. Первые выражаются в особой форме — габитусе растения, затрудняющей захватывание его зубами ці языком копытных. Сюда следует отнести формы стелящиеся, плотно прилегающие к земле, вроде спорыша, портулака и прочих, или образующие плотные низкорослые подушки, как типчак и другие злаки, или имеющие укороченный стебель с прикорневой розеткой прижатых к земле листьев.

Очень распространены механические способы защиты. Уже уплотнение листовой пластинки защищает ее в известной мере- от нападения насекомых; ту же побочную защитную роль играет волосистый и восковой покров, свойственный многим ксерофитам. Приспособлениями, служащими исключительно для защиты от фитофагов, являются шипы, колючки, жгущие и клейкие волоски. Заросли терновника и боярышника, обширные кусты ежевики и лесной малины не только не посещаются копытными, но и трудно для них проходимы. К механическим же видам защиты следует отнести различные камеди и смолы, заливающие повреждения покровов и препятствующие в то же время проникновению вредителей, буравящих ткани растения.

Физиологическими, или химическими, средствами защиты служат сложные ядовитые соединения — различные глюкозиды и алкалоиды, вырабатывающиеся в тканях таких растений, как наперстянка, аконит, дурман, белена и многие другие. Животные инстинктивно избегают поедать эти растения. В других случаях защитные вещества действуют на вкусовые органы, заключая в себе горькие, вяжущие, кислые соединения, как у горечавки, щавеля и др.

Иногда острый вкус сочетается с пахучими веществами, как у чеснока и лука, или же запахи летучих веществ служат основной защитой, как у эфироносных — полыни, мяты, чебреца и многих других. Ядовитыми свойствами обладают фитонциды, выделяемые тканями многих растений и вследствие летучести убивающие даже на расстоянии бакФерии. грибы, а в лабораторных опытах — насекомых, лягушек и крыс. Однако -действительная их роль в природе еще мало выяснена, в отношении же зашиты растений от нападения насекомых и позвоночных не доказана. Так, ткани дубов и тополей обладают оgt;(шь сильными фитонцидными свойствами и в то же время, как известно, подвергаются нападению большого числа видов различных наружных и внутренних насекомых-вредителей. Так же крысы, погибающие в течение немногих минут в присутствии измельченных листьев лавровишни, жили в продолжении месяца на воздухе в клетке, подвешенной в глубине этого кустарника, не испытывая, по-видимому, никакого вреда.

Заканчивая рассмотрение защитных адаптаций у растений, надо напомнить. чт\ все они относительны и ни одна из них не гарантирует от нападения абсолютно всех фитофагов. Среди последних всегда имеются своего рода специалисты, для которых та или иная форма защиты является недействительной: верблюды, ослы и козы легко справляются с самыми колючими растениями, зайцы и полевки срезают побеги и обгладывают кору терновника, гусеницы молочаєвого бражника питаются исключительно этим несъедобным для других животных растением, козы охотно и без вреда поедают плоды дурмана, белены и т. д. Способность кормиться растениями, несъедобными для других животных, дает этим специалистам большое преимущество в борьбе за пищу, избавляя их в этом отношении от конкурентов.

Об изменении видового состава растительного покрова под влиянием массового появления тех или других фитофагов уже говорилось. В некоторых случаях, однако, наличие на данной территории определенных животных может являться необходимым условием для сохранения и нормального развития покрова определенного типа. Так, длительные наблюдения за участком целинной степи, выделенным в Аскания-Нова под абсолютный заповедник, привела ботаников к заключению, что совершенно лишенная выпаса степь постепенно вырождается в силу накопления на дерновинах ковыля толстого слоя мертвого покрова, который до этого сбивался пасущимся скотом. Таким образом, для поддержания нормальных условий произрастания ковыльной степи необходимо присутствие исконных ее обитателей — крупных и мелких копытных.

 

<< | >>
Источник: М. П. АКИМОВ. Экология животных. ИЗДАТЕЛЬСТВО КИЕВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1959. 1959

Еще по теме Зависимость растений от животных.:

  1. Нетрофическая зависимость животных от растений.
  2. Трофическая зависимость животных от растений.
  3. О зависимости продуктивности растений от свойств почвы.
  4. ЗАВИСИМОСТЬ ЖИВОТНЫХ ОТ ГЛАВНЕЙШИХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ
  5. РАСТЕНИЯ В МИРЕ ЖИВОТНЫ
  6. Животные — внутриклеточные паразиты и симбионты растений
  7. СИСТЕМА ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ
  8. Основные этапы эволюции растений и животных
  9. растения, повышающие чувствительность животных к солнечному свету
  10. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ НА УЧАСТКЕ
  11. Ядовитые растения очень важны для животных
  12. ВЛИЯНИЕ ЖИВОТНЫХ НА ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПОЧВЫ И ПРОДУКТИВНОСТЬ РАСТЕНИЙ
  13. УЧЕНИЕ ОБ ИСКУССТВЕННОМ ОТБОРЕ (СЕЛЕКЦИИ) ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ