<<
>>

УЧЕНИЕ ОБ ИСКУССТВЕННОМ ОТБОРЕ (СЕЛЕКЦИИ) ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

 

Д

арвин подчеркивает, что ему никогда не удалось бы раскрыть тайну изменения видов, если бы он не занялся сельским хозяйством, вопросом о выведении' новых пород сельскохозяйственных животных и растений;

В культивируемых'человеком растениях и разводимых им домашних животных Дарвин нашел особый случай исторического развития живой природы под направляющим воздействием человека.

В своей «Автобиографии», написанной им в возрасте около 67 лет, Дарвин пишет, что, просматривая теперь список прочитанных им сельскохозяйственных журналов, статей и книг, он «дивится своему трудолюбию». Кроме того, он лично проделал множество опытов по скрещиванию домашних голубей.

Дарвин показал, что изменение прирученных животных и возделываемых растений основано на отборе благоприятных, нужных и полезных человеку организмов. Если бы все куры всегда давали одно и то же количество яиц, а коровы всегда одно и то же количество молока, то нельзя было бы добиться создания очень яйценоских кур и высокопродуктивных молочных коров. Известно, однако, что всем живым существам, в большей или меньшей степени, свойственна изменчивость. Различные потомки любой курицы дают не одно и то же количество яиц. Одни куры раньше прекращают кладку яиц, другие позже. Люди замечали это и кур — плохих несушек отправляли на кухню, а хороших сохраняли на приплод. Маломолочных коров люди убивали з первую очередь на мясо, а наиболее молочных длительное время сохраняли, получая от них многочисленное потомство. В обоих случаях речь идет, по существу, о том, что животных, ненужных человеку по своим свойствам и особенностям, убивают. Эти животные не оставляют потомства, между тем как нужные и полезные сохраняются и, что самое важное, оставляют потомство, обладающее теми же свойствами, что и родители.

Дарвин лично изучил все ему доступные породы домашних голубей и установил, что все они произошли от дикого скалистого голубя.

Из одной формы, ставя при создании новой породы каждый раз особые требования, люди получили и крупных дутышей с высокими ногами, и маленького голубя — чайку, и почтовых голубей с их быстрым полетом, и павлиньих голубей с веерообразным хвостом, и многих других. В то время как дикий предок имел 12 хвостовых перьев, павлиний голубь имеет свыше 30 крупных (рулевых) перьев хвоста. Люди создают новые, никогда в природе не. существовавшие формы домашних животных и сельскохозяйственных растений.

Таким образом, в изменении пород домашних животных и культивируемых людьми растений участвуют три основных момента: I) изменчивость, дающая материал для выведения новых пород; 2) наследственность— общее свойство всех живых существ, благодаря которому особенности родителей передаются потомству, и 3) отбор, т. е. сохранение и размножение экземпляров растений и животных, в каком-нибудь отношении выгодных или полезных людям. Благодаря отбору появились современные высокояйценоские породы кур, такие, как минорки и особенно белые леггорны, которые в хороших хозяйствах дают в среднем 270—280 яиц в год, а отдельные несушки — свыше трехсот. Между тем общий предок всех домашних кур — дикая банкивская курочка из Индокитая — кладет 8—12 яиц в год (рис. 3).

Здесь желание человека, «воля заводчика», как выражался Дарвин, имеет определяющее значение. Борзая со своими длинными, как ходули, ногами и такса на низеньких кривых ножках, обе эти породы — потомки абиссинского волка, прирученного человеком в ранние исторические времена в северо-восточной

Рис. 5. Породы домашних кур:

4 — предок домашних кур — дикая банкивская курица; 2 — гудан (курица);

3 — кревкер (петух); 4 — куропатчатые кохинхины; 5 — итальянская курица;

6 — бентамки сибрайта; 7 — светлые брама; 8 — красные черногрудые бойцовые.

Африке. Отбор велся в этом случае людьми в двух, во многом противоположных, направлениях.

В первом случае создавалась охотничья порода быстро бегающих собак, способных догнать антилопу или зайца, во втором — коротконогая собака, способная, однако, к разрыванию лисьих нор.

Люди изменяют в животных и растениях только то, что им нужно. Свойства организмов изменяются не на пользу им самим, а на пользу людям. Заинтересованный в создании высокомолочных коров, человек не заботился о том, насколько удобно и приятно коровам носить аппарат, дающий в «день по 3—4 ведра молока.

Заинтересованный в создании быстро растущих и жиреющих свиней, и притом откладывающих жир между слоями мышц (бэкон), человек создал из свиней ходячие горы мяса и сала, сохранив им кости лишь до того предела, чтобы они не обломились под тяжестью туши.

Это обстоятельство очень важно. Оно означает, что, во-первых, прирученные животные и возделываемые растения не обладают такой же стойкостью в борьбе с природой, как дикие, и, во-вторых, что их организация менялась не столь разносторонне и многообразно. Менялось, в основном, только то, что было нужно изменить человеку. Дарвин прекрасно выразил это: «Посмотрите, как разнообразны листья капусты и как поразительно сходны ее цветы; как разнообразны цветы анютиных глазок и как сходны листья» («Происхождение видов», изд. 1939 г., стр. 291). В первом случае человек все свое внимание обратил на листья, как на ценный продукт питания (рис. 4). Нелепо предположить, чтобы цветами капусты украшали столы или преподносили сделанные из них букеты. Наоборот, во втором случае люди были заинтересованы создать возможно большее разнообразие окраски цветов декоративного растения, каким являются «анютины глазки». Недостаточная стойкость созданных человеком пород вынуждает его защищать их от вредных воздействий. Там, однако, где это трудно достижимо, например, при защите полевых растений от заражения паразитными грибами, приходится прибегать к созданию (путем скрещивания и отбора) более стойких пород.

Учение Дарвина об искусственном отборе было развито и углублено его последователями и продолжателями.

В России, еще до Октябрьской революции, работал в этом направлении Иван Владимирович Мичурин (1860— . Стремясь продвинуть высококультурные сорта

Рис. 4. Сорта капусты:

I — дикая капуста; 2 — лиственная; 3 — савойская; 4 —• кормовая; 5 — брюссельская; 6 — брокколи; 7 — кольраби; S — цветная; 9 — кочанная.

плодовоягодных растений на север, он воспользовался методом скрещивания отдаленно-родственных сортов («отдаленная гибридизация»). Так, мичуринский сорт яблонь «бельфлер-китайка» был получен в результате скрещивания американского сорта яблони бельфлер- желтый и нашей садовой яблони китайки. Бельфлер- желтый — высококультурная яблоня с крупными вкусными плодами. Однако этот сорт не приспособлен к суровому климату. Другой родитель, наоборот, вынослив к морозам и стоек к болезням. В потомстве Мичурин сумел сочетать нужные ему качества от обоих родителей — от одного крупный размер и сладкий вкус, от другого — морозоустойчивость и стойкость к грибным болезням. Подобным образом, скрещивая дикую уссурийскую грушу с высококультурным сортом французской груши бере-рояль, Мичурин получил прекрасный сорт груши — бере-зимняя, способный расти и плодоносить в условиях средней полосы СССР. Скрещивая дикий уссурийский виноград с культурным американским сортом конкорд, Мичурин получил сорт винограда конкорд-русский, способный вызревать в Тамбовской области. Для выведения сверхурожайного сорта вишни он скрестил степную вишню с японской черемухой, получив новое растение — церападус, или вишне-черемуху. У церападуса плоды по качеству соответствуют лучшим сортам вишни, но расположены кистями, подобно плодам черемухи.

Мичурин выработал важные методы селекции культурных плодовых и ягодных растений. В случаях, когда непосредственное скрещивание между двумя отдаленно-родственными растениями не удается, Мичурин предложил метод «посредника». Так, задумав создать культурный персик для средней полосы России, еще в 80-х годах прошлого века, Мичурин выбрал в качестве одного из исходных растений дикий миндаль- бобовник монгольский, относящийся к одному роду с персиком, но способный выносить очень суровые зимы.

Однако скрещивание бобовника с культурными сортами персика не удавалось. Тогда Мичурин решил вывести гибрид-посредник. С этой целью он опылил цветы бобовника монгольского пыльцой дикого американского персика. Из, потомства от этого скрещивания был отобрагц сеянец, отличавшийся выносливостью, обильным цветением и близкий персику по своему строению. Опыление цветов «посредника» пыльцой крупноплодных культурных персиков дало до 20% семян. Этим было положено начало селекционной работе над персиком, способным расти в средней полосе СССР. />В тех случаях, когда нельзя применить метод «посредника», Мичурин пользуется приемом, который называется «предварительным вегетативным сближением». Черенки однолетнего сеянца лучше гибрида прививаются в крону взрослого дерева другого исходного растения. Например, желая получить помесь айвы и груши или груши и яблони, Мичурин прививал молодой сеянец айвы или яблони на грушу. По прошествии длительного развития одного растения на другом (в течение 5—б лет) удалось получить скрещивание между этими отдаленно родственными сортами.

Третий основной метод получил название «метода ментора», или «воспитателя». В качестве примера можно взять упомянутую выше мичуринскую яблоню «бельфлер-китайку». Сущность метода состоит* в том, что черенок от «культурного» родителя прививается в крону гибрида и этот черенок («привой») изменяет в желательную сторону свойства гибрида («подвоя»). Полученный Мичуриным сорт «бельфлер-китайка» обнаруживал неблагоприятное влияние родителя «китайки»— уменьшение размеров плодов, слишком раннее их созревание и тем самым уменьшение способности сохраняться в лежке зимой. Для противодействия этим свойствам Мичурин привил в крону молодого помесного растения («Гибрида») черенок от «культурного» родителя—«бельфлера желтого». Молодое растеньице под влиянием привоя стало меняться: плоды его из года в год стали крупнее, их созревание задерживалось и увеличивалась способность к зимней лежке.

Можно привести другой пример — получение сорта «ренет бергамотный». Глазок молодого сеянца мичуринского сорта яблок «антоновка шестисотграммовая» был привит на трехлетнюю грушу.

В течение следующих двух лет грушевые ветки были удалены. Под влиянием подвоя ветка яблони изменилась — ее плоды стали походить на плод бергамота, сочетая в себе качества и яблока и груши.

Все указанные методы имеют вспомогательное значение в отборе культурных сортов. Отбор, который применял Мичурин, представлял сочетание «искусственного» с «естественным». Мичурин создавал не неженок, а наоборот, растения, способные выдерживать морозы, способные расти на любой почве. Для своих опытов он выбрал участок с тощей землей в районе речки «Лесной Воронеж». Каждодневно наблюдая сеянцы, Мичурин отмечал самые' различные признаки: а) как сеянец перенес зиму? б) когда началось распускание листьев? в) в каком возрасте началось плодоношение? г) какова урожайность? д) как скоро созревают плоды? (сеянцы с поздним цветением и быстрым созреванием плодов пригодны для северных областей), е) какова форма, величина ц окраска плодов? ж) какие родительские качества проявляются у гибрида? з) нет ли каких- нибудь особенностей у потомка? Мичурин улавливал разнообразные соотношения между, казалось бы, разобщенными признаками — например, между частой посадкой листовых пластин и формой листоносца и урожайностью. Методы работы Мичурина имеют громадное значение в селекции культурных растений.

После Октябрьской революции разработка различных вопросов искусственного отбора и создания новых сортов растений и животных пошла ускоренными темпами.

Очень важные и в теоретическом и в практическом отношении работы Героя социалистического труда академика Трофима Денисовича Лысенко посвящены повышению урожайности картофеля и злаков. Т. Д. Лысенко широко применил метод воздействия на посадочный и посевной материал температуры и света с целью направить развитие растений в нужную сторону. В основе этих методов, приведших к обоснованию важного общего принципа индивидуального развития, находятся некоторые положения теоретической биологии, выработанные еще в XIX веке, и среди них прежде всего положение о том, что индивидуальное развитие определено всей предшествующей историей вида. Т. Д. Лысенко развил очень важную мысль об узловых стадиях индивидуального развития.

В развитии злаков он 1 показал две таких узловых стадии: I) стадию яровизации, или температурную стадию: растение, в ранних стадиях развития, нуждается для последующего нормального плодоношения (колошения) в воздействии низкой температуры в течение определенного срока, различного для разных видов и сортов; 2) световую стадию: для нормального плодоношения растение нуждается в определенном количестве света.

Опыты над озимым ячменем показали, что при достаточно раннем севе (на юге с I до 12 марта) наступает нормальное колошение, при более позднем — с 12 до 24 марта — колошения почти нет. Различным озимым растениям нужно разное количество дней с низкими температурами. В стадии яровизации температура занимает центральное место, но для прохождения этой стадии растение нуждается в целом ряде других условий — влаге, воздухе, определенных питательных веществах.

Была выработана методика яровизирования озимых растений. Семена озимой пшеницы увлажняются, выдерживаются в комнатной температуре часов 12, чтобы «пробудился» росток молодого растеньица. Затем на 45—50 дней эти семена помещаются в условия низкой температуры от 0 до +5°. Затем семена высеваются. Они дают нормальное колошение, так как в ранней стадии развития подверглись достаточно длительному воздействию низкой температуры.

Различие между яровым и озимым растениями в том, что у первых стадия яровизации проходится в течение 5—7 дней, в то время как у озимых до 75—80 дней (у некоторых Сортов озимой пшеницы). Заменяя осенний сев и длительное пребывание в почве молодых растений искусственным воздействием низких температур на «пробужденные» семена, можно тем самым осенний сев заменить весенним, что в некоторых случаях очень важно.

После того как стадия яровизации закончена, растение проходит световую стадию. Различают растения короткого и длинного дня. Непрерывное освещение для первых вредно: плодоношение нарушается и урожай оказывается плохим. Для развития вторых непрерывное освещение не имеет вредных последствий, их созревание ускоряется. Южный сорт кукурузы из Закавказья со сравнительно коротким днем не дает початков при культуре в Одессе, где день значительно длиннее. Подобно этому и просо, растение короткого дня, выращиваемое в условиях длинного дня, не дает колошения.

Для сельскохозяйственной практики очень важны работы Т. Д. Лысенко по культуре картофеля в южных районах СССР. На Украине наблюдалось так называемое «вырождение» картофеля при обычной весенней посадке. Оказалось, что высокая температура активирует почки-глазки молодых клубней. Летняя посадка картофеля дала коренное практическое решение вопроса — клубни растут осенью и в благоприятных условиях южной осени достигают 400—600 граммов и даже одного килограмма.

Академик Николай Васильевич Цицин применил метод отдаленного скрещивания к растениям’ полевой культуры. Исходя из плодотворной идеи Дарвина о большем многообразии свойств у дикорастущих растений и их лучшей приспособленности к природе в сравнении с возделываемыми растениями, он решил повысить продуктивность пшеницы путем ее скрещивания с сорняком пыреем.

Создание подобного злака-помеси означает переворот в области культуры этого важнейшего злака. Сорняки могущественно приспособлены к своим суровым условиям существования. Пырей обладает способностью расти на любых почвах, может размножаться и половым, и бесполым путем, необычайно плодовит — на его побегах за одно лето образуется до 10000 семян. Пырей стоек к высоким и низким температурам, сопротивляется засухе, стоек к грибным болезням.

Цицину удалось опылить цветы пшеницы пыльцой некоторых видов пырея из целинных степей (пырей сизый и пырей солонцовый). В 1931 г. он получил всхожие семена. В дальнейших поколениях путем повторных опылений помеси пыльцой пшеницы и в результате тщательного отбора были получены две линии многолетней пшеницы.

В 1944 г. в нескольких колхозах Московской области испытывалась многолетняя пшеница Н. В. Цицина. В колхозе «Красный Октябрь» Рузского района звеньевая Артемова вырастила урожай в 54 центнера с гектара. В 1945 г. яровыми пшенично-пырейными помесями было засеяно 11 гектаров, а озимыми—14 гектаров. Некоторые сорта пригодны для влажных, другие для засушливых, но имеются и такие сорта, которые отлично растут и дают высокие урожаи в любых районах.

Огромное значение имеют эти пырейно-пшеничные помеси для некоторых районов Сибири.

А.              И. Державин получил помесь между культурной яровой пшеницей и многолетней дикой рожью из Армении.

Академик Эйхфельд впервые в мировой истории' сельского хозяйства показал возможность выращивания полевых, огородных и садовых (ягодных) культурных растений в Заполярье (в Хибинах).

Академик Рудницкий вывел сорт ржи «Вятка», дающий хорюшие урожаи на далеком севере.

Академик Н. Н. Гришко вывел на Украине сорт конопли, у которой мужские растения (посконь) и женские (матерка) созревают одновременно, что позволяет применять при уборке конопли машинную технику.

В. В. Сахаров получил замечательный новый сорт гречихи, дающий вдвое большие урожаи, чем обычная гречиха. Так, на полеводческой станции Тимирязевской сельскохозяйственной академии в 1944 г. сорт

В.              В. Сахарова дал с гектара 17,1 центнера, в то время как один из лучших старых сортов гречихи дал 8,3 центнера.

В области животноводства также имеются крупные достижения. Акад. М. Ф. Иванов (1871—1935) создал две новые породы домашних животных — украинскую степную породу свиней и породу шерстных овец — асканийский рамбулье.

Для выведения новой породы свиней, пригодной к местным условиям, М. Ф. Иванов брал маток местной украинской беспородной свиньи. Эти свиньи выносливы и неприхотливы к корму, довольно плодовиты, имеют хорошую молочность. Их недостатки — малый вес, позднеспелость, грубое мясо со средним отложением сала. Этих маток он скрещивал с лучшими хряками английской белой породы. Выбрав из первого поколения помесей лучших свинок, он снова скрестил их с чистопородным английским хряком. Во втором поколении помесей выделился по своим качествам хряк, названный Асканием 1-м, который стал родоначальником новой породы свиней. В третьем этапе получилось потомство от Аскания 1-го и его сестер — этим способом было достигнуто достаточно однородное по своим свойствам потомство. В дальнейших поколениях проводилась жесткая браковка свиней, имеющих различные недостатки. Для предотвращения ухудшения породы, наступающего при родственном разведении, М. Ф. Иванов одновременно вывел по тому же методу другую линию свиней, от других родителей, линию хряка «Задорного». После смерти Иванова его ученики вывели пять линий таких свиней. Скрещивание- представителей разных линий предупреждает вырождение.

При создании асканийского рамбулье М. Ф. Иванов создал шесть основных линий баранов с живым весом в Ilp—133 килограмма и настригом шерсти от 9,1 до 17,6 килограмма.

В результате была создана новая порода, дающая настриг шерсти до 17 килограммов или чистой промытой тонкорунной шерсти до 8 килограммов от одного барана, что дает после обработки 20 метров тонкой шерстяной ткани.

В последние годы в совхозе «Караваево» Костромской области получена новая высокопродуктивная порода рогатого скота — «Костромская». Средний удой каждой коровы стада в 1940 г. составил 6310 килограммов, а отдельные коровы давали значительно больший: двенадцать коров имели удой по 10 000 килограммов, четыре имели удой 12—13 000 килограммов, а одна из коров — «Послушница вторая» — стала мировой рекордисткой, дав в год 16262 литра молока, со средним содержанием жира в 3,9%.

Таковы некоторые крупные достижения практики советских ученых, которые, положив в основу своих работ учение Дарвина об искусственном отборе, развили и обогатили его.

<< | >>
Источник: Шмидт Г.А.. Учение Чарлза Дарвина о развитии живой природы. 1948

Еще по теме УЧЕНИЕ ОБ ИСКУССТВЕННОМ ОТБОРЕ (СЕЛЕКЦИИ) ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ:

  1. Значение данных селекции для вскрытия механизма действия естественного отбора
  2. Сходство и различие в действии естественного и искусственного отбора
  3. УЧЕНИЕ О ЕСТЕСТВЕННОМ ОТБОРЕ
  4. Популяции культурных растений
  5. Глава 4 Искусственный отбор
  6. Управление популяциями культурных и сорных растений
  7. Старые культурные и дикие растения
  8. Домашние животные
  9. ГИНЕКОЛОГИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ И ОСНОВЫ АНДРОЛОГИИ
  10. ГИНЕКОЛОГИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ И ОСНОВЫ АНДРОЛОГИИ
  11. НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ (ПОКА) ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ
  12. 1. Средняя продолжительность жизни домашних животных
  13. 5.6. ПРОФИЛАКТИКА ОТРАВЛЕНИЙ ЖИВОТНЫХ ТОКСИНАМИ ИСКУССТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
  14. РАСПОЗНАВАНИЕ ВОЗРАСТА ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
  15. 2.7. Учение о высшей нервной деятельности и проблема мышления животных
  16. Селекция