Зоофилия.

  Рассмотрим взаимоотношения, имеющие симбиотический характер, то есть обоюдополезные как для растений, так и для животных.
Наиболее распространенное явление такого рода представляет собой зоофилия — использование растениями животных для перекрестного опыления.
Около 80% цветковых растений по способу опыления относятся к этой категории. Опылителями служат насекомые, реже птицы, летучие мыши и моллюски. Первичной является, как полагал Дарвин, энтомофилия, которая возникла на базе посещения насекомыми ветроопыляемых цветков для собирания пыльцы и клейких выделений на рыльцах, что обычно наблюдается весной на дубах, ивах и пр. Ввиду преимуществ зоофнлни в обеспечении перекрестного опыления изменения, способствующие ее закреплению, закреплялись отбором, что повело к взаимному приспособлению: цветков к привлечению опылителей, а насекомых к добыванию нектара и пыльцы. Орнито- и хироптофилия развились из посещения птицами и летучими мышами энтомофильных цветков в погоне за насекомыми, скопляющимися в их венчиках. Малакофилия, вероятно, связана с питанием моллюсков нежными частями первоначально энтомофильных цветков.
Зависимость растений от опылителей сказывается уже на распределении анемофильных и энтомофильных видов в пространстве и во времени цветения. Ветроопыляемые более представлены на севере, где количество насекомых-опылителей и период их деятельности ограничены неблагоприятными температурными условиями, и наоборот, распространение видов, опыляемых насекомыми, птицами, летучими мышами и моллюсками, приурочено, в основном, к тем широтам, где эти животные наиболее богато представлены. В то же время цветение большинства анемофильных видов в средних широтах приходится на ранний весенний период, энтомофильные же виды зацветают позднее, когда высокая температура уже обеспечивает достаточное количество насекомых и их подвижность, необходимую для выполнения функции опыления.
Небольшим показательным примером значения опылителей для плодоношения растений может служить сопоставление процента завязавшихся плодов в опытах с недопущением насекомых при цветении.
  • 27%
  • 40%
  • 50%

На яблоне при наличии насекомых — 20%, при недопущении — 2%
на крыжовнике на вишне на груше
*
Цветки зоофильных растений — их величина, форма и строение, окраска и запах являются следствием симбиотических взаимоотношений их с животными-опылителями. Отбор и выработка адаптаций идет здесь по двум основным направлениям: во-первых, в направлении совершенствования способов привлечения опылителей и, во-вторых — обеспечения опыления при наименьшей затрате пыльцы и нектара. И те, и другие адаптации достигают зачастую большой сложности и совершенства, что указывает на остроту и продолжительность действия отбора в этой области.
Одним из основных условий, обеспечивающих посещение цветка, является его заметность на расстоянии. Это достигается увеличением его размеров н яркости, образованием различных соцветий, развитием крупных, обычно стерильных цветков в соцветии, как краевые «лепестки» подсолнуха, единственное назначение которых — привлечение насекомых. Как известно, особой величиной и яркостью отличаются цветки многих альпийских видов. Это находится в связи с тем, что количество насекомых в этой зоне вообще невелико, к тому же часы их ^Деятельности вследствие низкой температуры н изменчивости погоды ограничены, поэтому борьба за опылителя и отбор приобретают здесь особую остроту.
Интересно отметить, что преобладающая окраска энтомо- фильных и орнитофильных цветков неодинакова и находится в связи с различием способности в восприятии цветов спектра у насекомых и пттр.
На основании опытов с дрессировкой пчел па определенные цвета можно считать установленным, что они, а вероятно и другие близкие насекомые, наилучше различают синие, фиолетовые и желтые тона, красная же часть спектра воспринимается ими, по-видимому, лишь как оттенки серого цвета большей или меньшей интенсивности. Птицы же, по Кнолю, наоборот, хорошо различают цвета именно этой части спектра и менее чувствительны к синим и фиолетовым. Поэтому среди цветков нашей флоры преобладают желтые, голубые, фиолетовые, чисто красные редки и обычно имеют примеси других оттенков. По некоторым данным, из 35 наиболее распространенных энтомофнльных видов нет ни одного с цветками число красного цвета. В то же время из 107 орнитофильных — 56 имеют глубокий чисто красный цвет, 9 — смешанную красножелтую, 7 •— красно-синюю окраску и только у 35 нет примеси красного цвета.
Запах цветов, как средство привлечения опылителей, в большинстве случаев служит сигналом дальнего действия, указывающим на расстоянии направление, в котором находится определенное цветущее растение. Пм обладают в различной степени многие, а для острого обоняния насекомых, возможно, и все цветы, особенно распускающиеся в ночные часы. Опыты с пчелами свидетельствуют, что запахи являются для них ведущими сигналами при выработке условных рефлексов, мобилизующих на вылет, поиски и сбор нектара с определенных медоносов.
Образование пыльцы и выделение нектара представляют сложные процессы, связанные с затратой очень ценных для растения питательных материалов — азота и фосфора, и экономное расходование этих продуктов является важным моментом в борьбе за существование. В то же время они поедаются многими насекомыми, а отчасти и другими животными, не являющимися опылителями. В связи с этим вырабатывается определенная специализация в строении цветка, направленная к тому, чтобы затруднить доступ к нектару для большинства посетителей и оставить его открытым преимущественно для тех из них, которые в поисках пищи вернее переносят пыльцу с цветка на цветок.
Наилучшими агентами перекрестного опыления являются те насекомые, которые за короткий промежуток времени посещают большое количество цветов одного н'того же вида. Сюда относятся бражники и некоторые другие чешуекрылые, многие двукрылые н перепончатокрылые, особенно разные пчелы, шмели и осы, посещающие цветы не только для питания, но и для сбора запасов для своего потомства или целой общины.
В процессе привлечения определенных опылителей и ограждения нектара от бесполезных его потребителей путем длительного отбора и взаимного приспособления вырабатываются разнообразные взаимосвязи в строении цветков и опыляющих их насекомых. Этим путем, например, создаются глубокие воронки венчиков и как бы пригнанные к ним необычайно длинные хоботки бражников или сложная взаимозависимость строения цветка и поведения опылителя, когда, добираясь до нектара, он неминуемо осыпает себя пыльцой или получает пристающие к телу поллинии, которые при перелете переносит на рыльце другого цветка того же вида.
От проникновения к цветку ползающих насекомых, в основном муравьев, растение часто защищает опушение, особенно клейкие волоски, которые в этом случае располагаются более или менее широкими кольцами на цветоножке, как это наблюдается, например, у наших силеновых. Иногда цветки как бы подвешены на тонкой и длинной цветоножке, что тоже до некоторой степени затрудняет заползание в них бесполезных для растения потребителей нектара и пыльцы.
 
<< | >>
Источник: М. П. АКИМОВ. Экология животных. ИЗДАТЕЛЬСТВО КИЕВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1959. 1959

Еще по теме Зоофилия.:

  1. Зависимость растений от животных.
  2. Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Кто ты, собака?, 2010
  3. Любопытное доказательство того, что собаки очень давно одомашнены, приводит советский ученый-языковед академик Н. Я. Марр...
  4. Антропологи изучают кости и скелеты людей очень далекого прошлого, изучают их близких и отдаленных родственников — ископаемых и современных обезьян,— чтоб восстановить путь, который прошел человек в своем развитии.
  5. Находки, проливающие свет на происхождение собак, имеют возраст 8—10 тысяч лет...
  6. Значит, собака пришла сюда вместе с человеком?..
  7. Находка Савенкова произвела сенсацию...
  8. КАК ЭТО МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ!
  9. Люди не очень опасались волков, волки же не очень боялись людей и нередко подходили к стоянкам первобытного человека достаточно близко.
  10. Видимо, много, очень много лет жили люди и волки на расстоянии, очень медленно сближались и очень трудно понимали выгодность сближения...
  11. Среди ученых нет единого мнения, ради чего была приручена собака...
  12. Но могло быть и иначе.
  13. Волки жили стаями...