<<
>>

«Активные» методы управления поведением

Активное управление поведением животных заключается в основном в воздействии на животных (па рецепторную, нервную и эффекторную системы) с целью получения определенных поведенческих реакций.

При этом можно наметить несколько групп активных способов управления поведением.

Первая группа (привлечение и отпугивание)

В первую группу следует отнести использование различных внешних раздражителей (стимулов) с целью получения направленной поведенческой реакции. Сюда относятся раздражители* служащие как для привлечения (аттрактанты), так и для отпугивания (репелленты) животных. Применение этих раздражителей необычайно широко. Их применение может быть особенно эффективно при достаточном знании особенностей поведения и сигнализации животных и имитации натуральных сигнальных полей, соответствующих мотивации животных в данный период времени. По своим характеристикам эти стимулы могут быть весьма различными и воздействуют иа животных по всем каналам поступления информации, главным образом по химическому* оптическому и акустическому.

Аттрактанты воздействуют на животпых но нескольким основным направлениям: половому, пищевому, «социальному» и ипог- да по «исследовательскому». Половые аттрактанты действуют на животных обычно очень сильно, но в основном в относительно короткие (репродуктивные) периоды времени и обычно строго избирательно в видовом и половом отношениях. Они оказывают действие главным образом по химическому (беспозвоночные, млекопитающие) и по акустическому (птицы и млекопитающие) каналам. Химические половые аттрактанты [феромоны — эпагоны по терминологии Я. Д. Киршенблата, 1974] у пасекомых очень широко развиты и могут использоваться в ряде случаев, особенно при борьбе с вредителями. Как пишет М. Джекобсоп [1976], «использование половых аттрактантов для подавления численности насекомых, в частности Lepidoptera (бабочек), является вполне реальным» (с.

297). Это подавление численности может идти по линии привлечения самцов некоторых вилов в ловушки с последующим их уничтожением. А. И. Воропцов [1975] отмечает, что применение ловушек с аттрактантами может снизить численность вредителей лишь на небольших площадях и пока они используются преимущественно в целях надзора. М. Джекобсон
  1. считает более эффективным применение половых аттрак- тантов в смеси с химическим стериляытом, поскольку от спаривания самок с такими стерильными самцами, подвергнутыми действию стерилянтов, потомства не получится. Наконец, этот автор считает, что насыщение природной атмосферы половыми аттрактантами в местах массового развития вредителей приведет к нарушению связи между особями различного пола и воспрепятствует спариванию насекомых. Применение эпагонов (половых аттрактантов), по Киршенблату [1974], имеет преимущества по сравнению с инсектицидами для борьбы с вредными насекомыми: эпагоны действуют па насекомых, относящихся только к одному виду. Между тем инсектициды не обладают избирательным действием и наряду с вредными насекомыми уничтожают также и остальную энтомофауну, в том числе и полезные виды.

У млекопитающих, хотя хемокоммуникация выражена очень сильно [Соколов, Зинкевич, 1974; Соколов, 1975; Корытин, 1972, 1978], половые химические аттрактанты на практике почти не применяются, поскольку в репродуктивный период охота на зверей почти не производится. При охоте на млекопитающих и на птиц чаще употребляются акустические половые аттрактанты для подманивапия в период «гопа» самцов оленей «на рёв» и для подманивапия самцов тетеревов и селезней манком на голос самки. Осенью также применяется и акустический подман рябчиков. В отношении позвоночных животных (рыбы, птицы, млекопитающие) значительно чаще и шире применяются пищевые аттрактанты. Они направлены обычно по тем же каналам, что и половые, но не имеют селективного полового действия и используются для того, чтобы запахами, внешним видом и иногда звуками возбуждать пищевую мотивацию животпых и привлекать их в определенные места.

Пищевые аттрактанты применяются обычпо очень широко охотниками в качестве приманок у ловушек, а также для приманивания к одному месту таких хищников, как волки и лисицы. Охотники, выкладывая «приваду», устраивают около нее засады, из которых стреляют зверей. Нередко пищевой аттрактант выкладывается в сочетании с ядохимикатами. Такие отравленные приманки особенно широко применяются в борьбе с вредными грызунами. В отношении управления поведением животных определенный интерес представляет сочетание отравленных приманок и разного рода ловушек с методом так называемых плуговых борозд, употребляемых в борьбе с грызунами. Как пишут С. С. Фолитарек с соавторами [1959], применившие метод плуговых борозд при промысле водяной крысы (Arvicola terrestris L.) и при борьбе с этим вредителем сельского хозяйства, данный метод основан на использовании биологических особенностей и поведения этого животного. Водяной крысе весной, летом и осенью свойственно стремление к передвижениям с соответствующей сменой стаций. Особенно опасны для сельского хозяйства эти передвижения осенью, когда водяные крысы выходят из водяных стаций и передвигаются на поля, огороды и сенокосные угодья. Водяная крыса предпочитает двигаться по дорожкам и тропкам. Попадая на искусственные «дорожки» — специальные плуговые борозды, пересекающие пути их перекочевок, грызуны предпочитают бежать по этим дорожкам, придерживаясь около одной из стенок [Фолитарек, 1959]. Именно здесь и устанавливаются капканы, ловчие цилиндры и приспособления с отравленными приманками. Весьма сильнодействующим пищевым акустическим аттрактантом при охоте на лисиц является имитация писка мыши [Слоним, 1967]. В ряде случаев лисица, привлеченная этим звуком, очень близко подбегает к замаскированному человеку. П. А. Мантейфель [1927] писал, что «если охотник умеет подражать писку мышей или крику раненого зайца, лисица стремглав бросается на эти звуки и попадает под выстрел» (с. 40). Имитация крика раненого зайца нередко действует и на лежащих на лежке волков.

Мне известны случаи, когда волки с лежки выскакивали к охотнику, имитирующему голос раненого зайца.

Широко применяются пищевые аттрактанты в борьбе с вредными синантропными животными (грызунами, насекомыми и др.).

Весьма часто применяются пищевые аттрактанты в рыболовстве в виде привады, прикормки и наяшвок. Запах пахучих прикормок далеко распространяется по течению и под его воздействием рыбы собираются к месту лова, имея возбужденную пищевую мотивацию. Весьма интересную имитацию всплесков стай мелких рыб производят на тунцеловных судах путем «дождевания» на поверхности моря из специальных шлангов, что является пищевым аттрактантом и обычно значительно увеличивает производительность тунцового промысла.

Пищевые аттрактанты часто применяются в целях концентрации сельскохозяйственных и лесных вредителей из класса насекомых с последующим их уничтожением. В отношении лесных вредителей эти методы подробно разобраны А. И. Воронцовым [1975]. Наконец, пищевые аттрактанты дают возможность отвлечения некоторых животных (прежде всегЬ птиц) от тех мест, где их скопления нежелательны, и привлечения их туда, где они необходимы для борьбы с вредителями. В ряде случаев (главным образом в охотничьем промысле) употребляются аттрактанты, вызывающие у животных социальные реакции, а также ориеп- тировочно-исследовательское поведение. Прежде всего здесь можно упомянуть охоту с чучелами и профилями на водоплавающих птиц и на тетеревов, а также «подвывание» волков на «вабу» в целях их обнаружения.

Действие некоторых аттрактантов до сих пор еще достаточно не изучено, хотя применение их весьма эффективно. Из таких специфических аттрактантов следует упомянуть о сильном привлекающем действии экстракта валерианы почти на всех представителей семейства кошачьих. Это отмечается в ряде работ, и в частности у С. А. Корытина [1973, 1978], но следует сказать, что в отношении биологического значения этого аттрактанта исследователи не имеют определенного мнения. Некоторые считают его действие сходным с половым аттрактантом, но следует заметить, что валерианка привлекает у кошачьих и самцов и самок.

Во всяком случае настой валерианы употребляется как сильно действующая приманка при отлове почти всех животных из семейства кошачьих, хотя до сих пор нет суждения о том, какова связь (экологическая или историческая) этого семейства с растением валерианы (V. officinalis). В качестве сильнодействующих аттрактантов употребляются в ряде случаев определенные физические поля. Здесь прежде всего следует упомянуть о световом факторе. Привлечение на искусственный свет в условиях ночной темноты известно для многих рыб, прежде всего планктофагов. Разбору этого явления были посвящены многие исследования [Борисов, 1955; Зуссер, 1953; Гирса, 1967; Протасов, 1968; Никаноров, 1963 и др.]. К сожалению, мы не даем биологических объяснений феномена привлечения рыб на свет. Напомним лишь, что некоторые виды рыб-планктофагов в определенные периоды времени, попадая в условия светового градиента, созданного подводной или надводной электролампой, привлекаются к источнику освещения и создают скопления (рис. 61); эти скопления обычно приходят во вращательное движение и легко улавливаются при помощи всасывающих устройств (насосы) и сетных ловушек.

Д. С. Павлов и А. М. Пахоруков [1973] отмечают возможность применения подводного электрического света для отвлечения молоди рыб от оголовка водозабора с целью ее защиты от гибели.

Следует также упомянуть о привлечении на свет электрических ламп различных ночных насекомых, что может быть использовано для улавливания вредителей и для питания рыб, содержащихся в прудах. Если над таким рыборазводным прудом устанавливается электролампа, то насекомые, ударяясь о стекло, падают в пруд, где попадают в пищу рыбам. У рыб быстро создается соответствующий пищевой рефлекс, и они начинают скапливаться под лампой.

Для отлавливания вредных насекомых особенно большой эффект дают световые ловушки с ультрафиолетовыми источниками [Воронцов, 1975].

Давно известно, что свет маяков часто привлекает стаи пролетных птиц, которые бьются о стекло лампы.

Учитывая все это, применяют защитные сетки па маяках, предохраняющие птиц от гибели.

Наконец, говоря о направляющем действии на поведение животных физических полей, необходимо папомнить об «анодной реакции» рыб в поле постоянного тока. Как пишет Г. П. Даню- лите [1974], у рыбы, находящейся в поле постоянного тока, при определенном напряжении наступает анодный электротаксис (гальванотаксис): рыба ориентируется в электрическом поле параллельно линиям тока и движется в сторону анода. Воздействие анодной реакции па поведение рыбы имеет преимущества в силу своего постоянства и селективности по размерам рыбы. Как пишет С. К. Малькявичус [1961], «степень ощущения действия тока у рыбы тем меньше, чем меньше ее длина» (с. 32). Иначе говоря, для анодной реакции крупных рыб нужно меньшее напряжение тока, чем для мелких рыб. В связи со сказанным анодную реакцию неоднократно применяли для лова рыбы как в сочетании с ловом на свет и с применением гидронасосов (при так называемом бессетевом лове), так и при лове крупных производителей в рыбоводных хозяйствах. Особенности электролова разбираются многими авторами, и в частности JI. М. Нусенбау- мом и Т. И. Фалеевой [1961].

Репелленты употребляются в тех случаях, когда животных нужно отпугнуть и направить в сторону от человека или районов его хозяйственной деятельности. Они действуют на животных по тем же каналам, что и аттрактанты. Следует различать натуральные и искусственные репелленты. Первые — обычно наиболее сильно действующие — адекватны имеющимся у животных безусловным или условным рефлексам. Они имитируют сигналы опасности данного вида животных или сигналы, характеризующие наиболее опасных врагов. Вторые — это необычные, раздражающие и пугающие факторы — звуки, движущиеся яркие предметы, вещества с неприятным, резким запахом, пугающие электрические поля и т. п. Об акустических репеллентах в отношении птиц пишет В. Д. Ильичев [1972]. Этот вопрос имеет очень большое значение, поскольку многие птицы, собираясь в скопления, наносят сильный вред сельскохозяйственным и садово-огородным культурам, рыбоводным хозяйствам, зданиям и населению городов и поселков. Важной проблемой стало предотвращение столкновений в районе аэродромов скоростных самолетов с птицами. Однако большинство указанных птиц приносит большую пользу, уничтожая вредителей. Поэтому истребление или сокращение численности птиц недопустимо, и в данном случае с особой остротой встает вопрос об управлении их поведением при помощи репеллентов. Это управление поведением должно приводить, как пишет Ильичев [1972], к перераспределению плотности кочующих или зимующих птиц, и тем самым уменьшит их вредпость без снижения общей численности, что особенно важно, когда мы имеем дело с видами, приносящими пользу в остальную часть года. Возможности акустического отпугивания стай птиц разпьтх видов от аэродромов разбираются В. Э. Якоби [1974].

Лов рыбы (каспийской кильки) па свет [из Токарева, Радакова, 1951]

Рис. 61. Лов рыбы (каспийской кильки) па свет [из Токарева, Радакова, 1951]

Первоначал ьпое применение искусственных репеллентов — стрельба из пушек, из ружей, ракетнпц и применение сильных звуков разных топальпо- стей оказалось недостаточно эффективным по двум причинам: птицы быстро привыкали к этим пугающим, но по существу индифферентным раздражителям, их оборонительные реакции быстро затухали. Кроме того, если несколько птиц при этом оказывались убитыми, то остальные птицы пскоторых видов собирались в стаю и длительное время кружились над местом, где лежали убитые и раненые. В. Э. Якоби [1974] на осповапии большого количества литературных и собственных данных приходит к выводу, что натуральные репелленты в виде трансляции «криков бедствия» различных видов птиц действуют значительно стабильнее, поскольку привыкания к этим репеллентам не обнаруживается. В то же время этот автор, так же как и В. Д. Ильичев

  1. , отмечает ряд существенных трудностей. Прежде всего крик бедствия не только характерен для каждого вида, по часто различается и у разных популяций одного вида. Так, например, серебристые чайки (Larus argentatus) в Эстонии совершенно пе реагировали на трансляцию магнитофонных записей крика бедствия серебристых чаек Канады и Америки [Якоби, 1974]. Кроме того, каждый сигнал опасности может иметь множество оттенков. Так, у кур отмечено семь разных сигпалов тревоги; у скворца обнаружено пятнадцать различных сигналов тревоги. Среди них есть сигналы «на кошку», «на собаку», «па человека» и т. д.

[Marler, 1957]. На каждый из этих сигналов птицы, как правило, реагируют по-разному. «Крики бедствия» обычно записывают, растягивая птицу за крылья. В это время птицы (но не все) обычно издают те крики, которые распугивают остальных. Очень важно не допускать искажения звуков при их трансляции, а также не употреблять старых, стершихся записей магнитофонных лент. Следует помнить также, что разные виды птиц и в разное время суток по-разному реагируют на данный акустический репеллент. И, наконец, надо иметь в виду, что поступление сигнала по одному каналу (акустическому) часто оказывает более слабое действие, чем но нескольким каналам. Поэтому для отпугивания птиц от аэродромов иногда применяются дрессированные хищные птицы (соколы и ястребы) или их модели, управляемые по радио. С этими вопросами более подробно знакомят Ильичев [1972], Наумов, Ильичев [1965], Якоби [1974] и Голованова [1975]. Можно предположить также, что для отпугивания рыб семейства карповых и некоторых других возможно применение «вещества испуга», о действии которого мы упоминали в разделе о групповом поведении. Это вещество может быть получено из свежей кожи рыб. К искусственным репеллентам можно отнести яркие, подвижные предметы, громкие звуки и вещества с резким неприятным запахом. Они вызывают испуг и реакцию бегства у многих животных. Самым древним репеллентом, пожалуй, можно считать обыкновенные чучела, имитирующие фигуру человека и выставляемые на огородах. Они вызывают испуг у многих видов птиц, но обычно оборонительный рефлекс при этом быстро угасает и нередко можно наблюдать птиц, сидящих па самом чучеле. Хорошим примером комплексного действия репеллентов являются охоты, например на волков, когда стаю волков обкладывают по следам, окружают ярко-красными флажками (часто смоченными пахучей жидкостью — керосином, формалином), а затем загонщики с громкими звуками гонят их на линию охотпиков. Химические репелленты часто употребляются при защите человека от комаров и мошек.

К искусственным репеллентам можно отнести и электрорыбо- заградители с полями переменного тока, применяющиеся во многих странах и служащие для предупреждения попадания рыб в опасные для их существования зоны у различных гидротехнических сооружений [Нусенбаум, 1958].

<< | >>
Источник: Б. П. М АНТЕИФЕЛЬ. Экология поведения животных. М.: Наука, 1980г. 220 с.. 1980

Еще по теме «Активные» методы управления поведением:

  1. «Пассивные» методы управления поведением
  2. Глава V ВОЗМОЖНОСТИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ ЖИВОТНЫХ
  3. Активность и поведение
  4.   Определение активности а-амилазы в сыворотке крови, моче, дуоденальном содержимом амилоклассическим методом со стойким крахмальным субстратом (метод Каравея).  
  5. 9.3. Методы и объекты генетики поведения
  6. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОЧВ
  7. 2.4. Объективные методы изучения поведения и психики животных
  8. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОХИМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЖИВОТНЫХ
  9. 2.5.1. «Объективный биологический метод» изучения поведения животных в трудах В. А. Вагнера
  10.   ЭКСПРЕСС-МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МИКРОФЛОРЫ РУБЦА  
  11. Изучение биологически активных соединений — ферментов и антибиотиков. Создание новых методов
  12. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БИОЦЕНОЗОВ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОЧВ
  13.   Определение активности щелочной фосфатазы в сыворотке крови по гидролизу р-глицерофосфата (метод Бодански).  
  14.   Определение активности сорбитолдещдрогеназы (СДГ) в сыворотке крови по реакции с резорцином (метод Севела—Товарека). 
  15. Управление фотосинтезом
  16. Управление популяциями культурных и сорных растений
  17. Управление популяциями
  18. Система управления и рационального использования ресурсов сайгаков
  19. Глава 13. РЕСУРСЫ САЙГАКОВ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ