ИНДУКЦИЯ ВТОРИЧНЫХ ЭМБРИОНОВ — ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПОЛИЭМБРИОНИИ
В результате воздействия пересаженных мертвых организаторов развиваются два зародыша: один — вследствие обычных процессов развития, другой — из клеточного материала того же зародыша под влиянием организатора. Конечно, не всегда наблюдается столь отчетливая картина, но даже и в случае образования не всех осевых органов вторичного эмбриона, а лишь вторичной медуллярной пластинки имеется одно и то же явление — развитие в сторону целого организма.
В самом деле, что означает индукция вторичной медуллярной пластинки? Она образуется на определенной стадии развития зародыша, на стадии, когда и сам нормальный первичный эмбрион представлен лишь медуллярной пластинкой как наиболее дифференцированной частью целого.. На этом этапе онтогенеза животного нет еще ни органов слуха, ни глаз, ни конечностей, ни сердца и т. д.; характеристикой продвинувшейся дифференциров- ки эмбриона на данной стадии развития служит именно медуллярная пластинка. Вторичный эмбрион столь же полноценен, он также представлен самой дифференцированной на этой стадии частью — медуллярной пластинкой. Выходит, что если бы дальнейшего развития индуцированного эмбриона и не происходило (что вполне естественно, если принять во внимание условия экспериментов), то мы обязаны были бы говорить о развитии эмбриона, о развитии целого. То, что часто развивается дефектный зародыш, не должно смущать биологов, ибо иного результата трудно ожидать в условиях опытов.
Мы делаем общий вывод: клеточный материал хозяина под влиянием индуктора вместо дифференциации в определенные ткани и органы и образования частей зародыша развивается в целый организм, в добавочный эмбрион. Явления биологически различные нельзя оценивать как идентичные. С одной стороны, устанавливается взаимозависимость частей развивающегося эмбриона: слуховой пузырь — слуховая капсула, глазной бокал — хрусталик, дорсальная губа бластопора — медуллярная пластинка и т. д. С другой стороны (в опытах с трансплантацией индуктора в чужой эмбрион), мы имеем явление нарушения нормальных взаимосвязей частей развивающегося организма, дезорганизацию, лучше сказать, дезнктеграцийг нормальной клеточной системы, развитие некоторых клеточных комплексов не в сторону отдельных частей, а по линии целого организма.
Факты и анализ и* принуждают прийти к выводу: если антропоморфное понятие «организатор» имеет какой-либо смысл в применении к развитию организма, поскольку делается ударение на связи клеток и их комплексов, то понятие «организатор» в опытах трансплантации в чужой эмбрион (в живом или мертвом состоянии этот материал пересаживается, взят ли он от раздавлеи-
ных дафний или от трупа человека) лишено вообще всякого биологического смысла.
го влияния целого.
Следует особо подчеркнуть, что в абсолютном большинстве опыты по индукции вторичных эмбрионов не удается осуществлять, на более поздних стадиях. Это объясняется тем, что на стадиях поздней гаструлы и нейрулы начинает уже появляться способность к регенерации, создаются новые иммунологические возможности и зародыш становится еще более интегрированным, чем на предшествующих стадиях. Вследствие этого обусловливается возможность репарации после повреждения чужеродными- трансплантатами, перестройка начавшего развиваться в нервную- пластинку клеточного материала под влиянием интегрального целого.
Таким образом, явления, анализом которых мы столь долго занимались, вероятно, сходны по своему механизму с явлениями: полиэмбрионии у других животных, возникающей благодаря каким-то спонтанно происходящим нарушениям нормальной интеграции зародыша.
Индукции вторичных эмбрионов у амфибий, рыб, птиц и млекопитающих, как мы убедились, служат примерами экспериментальной полиэмбрионии. Нельзя, конечно, это утверждение распространять абсолютно на все случаи индукции вторичной медуллярной пластинки, описанные в литературе.
Теория индивидуального развития Шпемана представляет уже только исторический интерес, но огромный фактический материал: его школы далеко не весь использован эмбриологией, он требует дальнейшего анализа.
Из работ последнего времени следует обратить внимание на интереснейшие факты, обнаруженные Хасаном Насером Эль-Дином и Н. С. Габае- вой (1980). Авторами отмечены случаи формирования нервной трубки в отсутствии хорды у эмбриона вьюна (возникших в результате экспериментальной полиэмбрионии). Развивались, в частно
сти, и эмбрионы с несколькими нервными трубками при отсутствии хорды (рис. 114). Эти факты как будто несопоставимы даже с кажущимися бесспорными утверждениями о значении хордоме- зодермы в «индукции» нервной системы в ходе онтогенеза.
Источник: Токин Б. П.. Общая эмбриология: Учеб, для биол. спец, ун-тов.—4-е изд., перераб. и доп. 1987
Еще по теме ИНДУКЦИЯ ВТОРИЧНЫХ ЭМБРИОНОВ — ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПОЛИЭМБРИОНИИ:
- 8.2.6. Эмбриональная индукция
- Индукция ферментов.
- Индукция диапаузы внешними факторами
- ВТОРИЧНАЯ ОСТЕОДИСТРОФИЯ
- V. ВТОРИЧНОЕ ПРОРЕЗЫВАНИЕ
- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ЧАСТНАЯ ГИГИЕНА
- РАЗДЕЛ IV: ЧАСТНАЯ ТОКСИКОЛОГИЯ ГЛАВА
- Вторичные формы филогенеза
- ВТОРИЧНЫЕ ВОДНЫЕ МАССЫ И ЗАВИСИМЫЕ ОКЕАНИЧЕСКИЕ ПОПУЛЯЦИИ
- Сьюэлл Райт, адаптивные ландшафты и случай
- Случаи с гостя ми-охотника ми и браконьерами
- Известно немало случаев возвращения лошадей...
- 2. ЧАСТНАЯ ПАТОЛОГИЯ, ТЕРАПИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ ЖИВОТНЫХ
- РАЗДЕЛ II ЧАСТНАЯ, ИЛИ СПЕЦИАЛЬНАЯ (МАТЕРИАЛЬНАЯ), СУДЕБНАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ МЕДИЦИНА
- Центры круглосуточной неотложной ПОМОЩИ в случае отравления
- Директор лесного хозяйства без охотничьего билета — случаи с охотниками и охотвластями
- Развитие экспериментальной экологии
- СИНДРОМ ВТОРИЧНОЙ ОСТЕОДИСТРОФИИ У БЫЧКОВ ПРИ ИНТЕСИВНОМ ОТКОРМЕ (РАХИТ, ОСТЕОДИСТРОФИЯ, КОЛЛАГЕНОЗ)