ВЛИЯНИЕ ПОДКРЕПЛЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ


Дальнейшие указания на важную роль подкорковых механизмов в процессе обучения были получены западными учеными при изучении стволовых механизмов ориентировочного рефлекса и внимания, с которых начинается любой акт обучения, а также при исследовании роли подкрепления, лимбические механизмы которого участвуют в организации безусловных рефлексов. Значительные успехи были достигнуты при регистрации реакций, вызываемых в центральных структурах афферентными раздражителями до и после введения подкрепления. В экспериментах Джона и Киллама [16] новый световой раздражитель, который первоначально вызывал генерализованные изменения электрической активности центральных структур, повторялся до тех пор, пока под влиянием угашения эти изменения ограничивались системой зрительного анализатора (фиг. 71, А). Когда после этого вводилось отрицательное подкрепление (сочетание светового сигнала с раздражением кожи конечности электрическим током), ответ центральных структур вновь становился генерализованным и значительно возрастал по амплитуде (фиг. 71, 5). В аналогичных экспериментах Галамбоса [7], а также Херста и др. [И] вызываемые звуковым тоном ответы в гиппокампе заметно возрастали при введении положительного подкрепления (фиг. 72). Эти наблюдения, а




Фяг. 7/. Записи электрической активности коры и подкорковых областей мозга кошки [16].
А. Слабый и ограниченный ответ на ритмическое световое раздражение (отметка внизу) после привыкания, б. При введении подкрепления происходит значительное возрастание амплитуды и широкая генерализация реакции. 1 — коленчатое тело, 2 — зрительная кора, 3 — слуховая кора, 4 — ретикулярная формация, 5 — перегородка, 6 — гиппо камп.


Фиг. 72. Запись электрической активности гиппокампа обезьяны, иллюстрирующая влияние подкрепления Г11].
1 — контроль, 2 — подкрепление сахаром при выработке условного рефлекса, 3 — после угасания, 4 — после возобновления подкрепления.



также данные Жуве, Эрнандес-Пеона и др. [17] и Уордена [32] указывают на важное значение подкрепления для повышения амплитуды ответов на афферентные сигналы и расширения их распределения по мозгу.
Важно отметить, что эти изменения электрических ответов при обучении проходят стадии начальной генерализации и последующей дифференциации, которые всегда наблюдаются при выработке условных рефлексов. Широкая генерализация реакций, наблюдающаяся на начальном этапе введения подкрепления, становится значительно более ограниченной по мере закрепления вырабатываемых форм подведения, и в конце концов вызванные потенциалы регистрируются только в зоне коркового представительства безусловного раздражителя. Из этих наблюдений ясно, что вряд ли следует искать для объяснения выработки временных связей ограниченные участки, в которых происходит конвергенция изолированных сигналов. Более того, Брейзье [3] посредством метода анализа усредненных ответов показала, что даже в отсутствие подкрепления потенциалы, вызываемые афферентными сигналами у ненаркотизи- рованйого животного, распространены в мозге значительно шире, чем можно было бы ожидать на основании прежних представлений о четком разделении модальностей. Исследования Брейзье позволяют считать, что задача состоит прежде всего в том, чтобы определить, в каком из многих возможных пунктов происходит фиксация вновь возникших функциональных отношений.
Функции анализа, различения и дифференцирования предполагают наличие нервного механизма, представление о котором разработано Павловым [18] в его концепции о роли доминантного очага в выработке условного рефлекса; этот очаг рассматривается как центральный очаг возбуждения, окруженный зоной торможения. Активная роль торможения при дифференциации связана с важным процессом, который был назван выпадением компонентов в процессе обучения. Прямое отношение к этому могут иметь и современные данные о тормозных кортико-ретикулярных влияниях и механизмах регуляции сенсорного притока.
<< | >>
Источник: Г. МЭГУН. Бодрствующий мозг. 1965

Еще по теме ВЛИЯНИЕ ПОДКРЕПЛЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ:

  1. 8.6.2. Влияние на процесс старения условий жизни
  2. Влияние навоза на микробиологические процессы в почве
  3. Влияние климата на процесс болотообразования
  4. Влияние тектонических процессов на болотообразование
  5. Влияние криогенных процессов на болотообразование
  6. Влияние геологической истории на болотообразовательный процесс
  7. 8.6.3. Влияние на процесс старения образа жизни
  8. 8.6.4. Влияние на процесс старения эндоэкологической ситуации
  9. Влияние гидрографической сети на процесс заболачивания
  10. alt="" />Неблагоприятные экологические процессы и их влияние на почвенный покров городов
  11. 4.8.3. Тест на экстренное сопоставление стимулов, ранее связанных с разным числом единиц подкрепления: выбор по признаку «больше, чем»
  12. 3.4.2. Латентное обучение
  13. 3.4.3.1. Обучение в радиальном лабиринте
  14. 3.3.2. формирование «установки на обучение»
  15. Групповое обучение в несемейных группах
  16. 3.4.7. Инсайт-обучение
  17. Опосредованное обучение
  18. 3.4.5 Обучение «выбору по образцу»
  19. Опосредованное обучение в семейных группах