<<
>>

Влияние тектонических процессов на болотообразование

Тектонике принадлежит существенная роль в формировании природы Западно-Сибирской равнины. В пределах этой территории выделяются две зоны мезозойско-кайнозойской тектоники (Ростовцев, Трофимук, ред., 1963; Николаев, 1963).

К первой, внешней зоне относятся все районы прибортовой части Западно- Сибирской плиты, непосредственно связанные с обнажёнными участками её палеозойского обрамления. Здесь положительные и «нейтральные» структуры преобладают над отрицательными. Ко второй, внутренней зоне мезозойско-кайнозойской тектоники относятся все центральные районы равнины. Эта территория отличается большой мощностью осадков. Здесь доминируют отрицательные структуры. Тектоника обусловила особенности циклического строения неогеновых и антропогеновых отложений, а также характер крупнейших элементов её рельефа — междуречий и речных долин.

Начиная с эоплейстоцена происходит перестройка структурного плана. Область прогибания и аккумуляции морских отложений перемещается в северные районы. Нисходящие движения на юге сменяются восходящими. Медленные эпейрогенетические движения, а также локальное образование впадин, прогибов и положительных структур в пределах равнины происходят и в настоящее время. Они, по-видимому, во многом обусловлены тектоническими нарушениями и строением не только древнего фундамента плиты, но и мезозойско-кайнозойского чехла (Ростовцев, 1964).

С начала голоцена отмечается активизация тектонических движений. Хотя Западная Сибирь — это регион слабого проявления современных эпейрогенетических движений, тем не менее эти слабые современные тектонические движения привлекают внимание исследователей (Николаев, 1962-6; Ершова, 1971, 1976). Отмечена повсеместность проявления новейших и современных тектонических процессов. Н. И. Николаев (1962) отмечает, что хорошо доказываются и широко распространены упругие деформации. Они имеют разные пределы количественного выражения в зависимости от природы вызывающих их явлений.

К ним относятся суточные и сезонные колебания температуры, обусловливающие «дыхание почвы», изменения атмосферного давления и явления «приливов в твёрдой Земле», обусловленных притяжением космических сил, аналогичных приливам океанов и морей. Н. И. Николаев (там же) указывает на то, что данные о градиентах скорости вертикальных тектонических движений, вызванных напряжениями, возникающими в земной коре, необходимо учитывать при решении ряда практических и теоретических вопросов, при проектировании различных крупных сооружений, рассчитанных на длительный срок эксплуатации, в т. ч. и линейных сооружений. Величина современных тектонических (эпейрогенетических) движений мала. Для центральной части Западной Сибири она оценивается в 4—6 мм/год (Ершова, 1971, 1976, 1977; Ершова и др., 1977). Результат их невелик, если движения разнонаправленны. Однако при многолетних однонаправленных движениях в сочетании с явлениями просадок грунта эффект их может быть ощутимым. При образовании новейших разломов наблюдались излияния подмерзлотных вод. Кроме того, длительная и интенсивная эксплуатация месторождений нефти и горючих газов вызывает прогибание земной поверхности. По имеющимся наблюдениям скорость оседания в год может дости

гать значительных величин (десятков сантиметров в год) и охватывать многие сотни квадратных километров площади.

Этот процесс сказывается и на преобразовании ландшафтов. Тектонические поднятия способствуют значительному врезанию рек как в центральной части равнины, так и на севере (Лазуков, 1972). Одновременно происходит формирование грубых песчаных аллювиальных отложений нижней части разреза поймы мощностью до 20—35 м. Интенсивная боковая эрозия обусловливает формирование поймы шириной до 20—40 км. Наибольшая ширина поймы характерна для Оби и Иртыша, где наблюдаются наименьшие суммарные скорости поднятий (2,4—3,1 мм/год), типичные для Ханты-Мансийской и Среднеобской синеклиз. В пределах Косовско-Таврического прогиба, где средние суммарные скорости поднятий возрастают до 4,4 мм/год, ширина пойменной долины Иртыша сокращается до 5—9 км, мощность аллювия падает до 12—16 м. Наибольшие скорости поднятий приурочены к Васюганской гряде (5—6 мм/год, Шанцер, 1951, 1966).

В пределах сужающихся впадин значительные амплитуды и скорости голоценовых поднятий способствуют дальнейшему сокращению области аккумуляции и расчленению рельефа. Наиболее активное развитие процессов эрозионного расчленения равнины наблюдается на склонах современных поднятий, вблизи речных долин. Обширные междуречные пространства, расположенные вдали от главного базиса эрозии крупных рек, ещё не освоены эрозионными процессами. Это объясняется отставанием во времени экзогенных процессов от процессов тектонического развития (Ершова, 1977).

Современные тектонические поднятия и опускания участков равнины нередко полностью совпадают с положительными и отрицательными структурами мезозойско-кайнозойского чехла. С тектоническими нарушениями связаны коренные изменения некоторых взаимосвязей компонентов природы (Орлов, 1975). Выявленные изменения совпадают с особенностями тектонического развития отдельных участков равнины и соответствуют определённым знакам (+ или -) на современных тектонических схемах (Орлов, 1967). Например, верховья р. Большой Салым, относящиеся к западной части Юганской впадины, испытывали опускания за неоген и четвертичный период от 0 до 100 м (Николаев, 1964). В этом районе протекает процесс разрастания олиготроф- ных болот, совпадающий с контурами тектонического погружения. Противоположный процесс наблюдается в районе верховий бассейна р. Большого Югана. Эта территория испытывает медленное поднятие. Соответственно здесь уменьшается подтопление, понижаются базисы эрозии, увеличиваются возможности стока поверхностных и грунтовых вод. Приподнимающиеся участки плоских заболоченных водоразделов подвергаются расчленению (Орлов, 1975).

По данным Г. Ф. Лунгерсгаузена (1955), территория в среднем течении р. Конды в результате новейших отрицательных тектонических движений превратилась в Кондинскую впадину, настоящую озёрную страну. Здесь начинается резко локализованная подвижная зона, с осью которой совпадает долина Леушинского Тумана. Вдоль этой оси происходит современное прогибание поверхности, в результате чего отмечены явления спуска озёр (по создающимся уклонам) и болотных течений. Болота здесь в высшей степени обводнены. Это отражается на характере их растительного покрова и строении торфяной залежи (высокая влажность торфа, низкие показатели степени разложения). К областям современных интенсивных прогибов (Кондинская, Кеть- Тымская и Юганская впадины) приурочены и торфяные отложения с наибольшей мощностью (до 7—8 м) торфа.

Территории с небольшой амплитудой погружения (Сургутское полесье, левобережье Иртыша южнее р. Конды) характеризуются хотя и широким распространением болот, но с торфяными отложениями меньшей мощности.

Областям с интенсивным поднятием (Тобольский материк, положительная структура верхнего и среднего течения р. Ваха, структура Кеть-Тымского Приобья и др.) свойственно ограниченное распространение болот и озёр. Здесь болота приурочены к пониженным элементам рельефа и хорошо дренированы.

Возникновение пограничных горизонтов в торфяных отложениях в значительной степени связано с эпейрогенетическими движениями земной коры, а не только с ксеротермическими периодами в голоцене (Хотинский, 1971). В связи с этим Е. П. Покрасс (1952), Е. П. Покрасс и Н. Я. Кац (1953) отмечают для отдельных регионов усиливающееся влияние на развитие болотообразовательного процесса именно положительных тектонических движений. Например, поднятие Барабинской низменности способствует омоложению крупных рек и в то же время — старению и заболачиванию мелких.

Таким образом, тектоническая активность влияет на интенсивность и направление процессов заболачивания, регулируя естественное осушение заболоченных территорий, изменяя уклоны поверхности болот, а, следовательно, степень их обводнённости, интенсивность и направление стока, динамику растительного покрова. 

<< | >>
Источник: Под ред. В. Б. Куваева. Болотные системы Западной Сибири и их природоохранное значение. 2001

Еще по теме Влияние тектонических процессов на болотообразование:

  1. Влияние климата на процесс болотообразования
  2. Влияние криогенных процессов на болотообразование
  3. 8.6.2. Влияние на процесс старения условий жизни
  4. Влияние навоза на микробиологические процессы в почве
  5. Влияние геологической истории на болотообразовательный процесс
  6. 8.6.3. Влияние на процесс старения образа жизни
  7. 8.6.4. Влияние на процесс старения эндоэкологической ситуации
  8. Влияние гидрографической сети на процесс заболачивания
  9. alt="" />Неблагоприятные экологические процессы и их влияние на почвенный покров городов
  10. СОВРЕМЕННАЯ ДИНАМИКА БОЛОТООБРАЗОВАНИЯ
  11. П. ГЕНЕЗИС, ДИНАМИКА БОЛОТООБРАЗОВАНИЯ(В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ)
  12. Физико-географические факторы болотообразовательного процесса в голоцене
  13. Токсический процесс