4. Лимбические механизмы врожденного и эмоционального поведения

  ^ак в старой, так и в современной литературе имеются указания на то, что гипоталамические механизмы, регулирующие нейро-эндокринные и висцеральные функции, вместе с расположенными над ними системами медиальной и базальной частей переднего мозга участвуют в управлении врожденным и эмоциональным поведением. Два теоретических направления внесли важный вклад в современные представления по этому вопросу.
Широкое биологическое обоснование привел Дарвин [16], выдвинув свою эволюционную точку зрения, согласно которой каждый представитель живой природы приспосабливается к своей среде, ограничив себя определенной территорией, дающей ему пищу и убежище, что обеспечивает сохранение индивидуума, а также находит себе пару, производит на свет и выращивает потомство, что обеспечивает сохранение вида. Чтобы выжить в борьбе за существование, каждому существу приходится, кроме того, бороться с хищниками или другими врагами, а в случае поражения спасаться бегством. Именно в связи с этими перечисленными Дарвином основными биологическими формами активности в мозге возникли механизмы регуляции четырех основных функций — питания, борьбы, спасения бегством и половой активности (см. [43]).
Начало второму направлению положили исследования Клода Бернара [10], который обратил внимание на поддержание стабильности внутренней среды как на

необходимое условие существования более высокоорганизованных и менее зависимых от среды форм жизни. Для объяснения этой стабильности среды Кэннон [14] выдвинул общий принцип гомеостаза, а после работ Винера [33], положившего начало теории автоматического регулирования, появилась возможность аналогий между физиологическими процессами, поддерживающими гомеостаз, и сходными процессами в искусственных гомеостатах.
Такие гомеостаты состоят из следующих частей — сенсорного элемента, центрального механизма,

Фиг. 35. Схема обратной связи, обеспечивающей поддержание постоянства внутренней среды [19].


устанавливающего уровень активности системы, и эффектора. Эти части соединены таким образом, что изменения, передающиеся через обратную связь от эффектора, регулируют деятельность системы, влияя либо на сенсорный элемент, либо на центральный механизм, либо действуя на оба эти элемента одновременно. Дейч [19], Прибрам [51] и Бробек [12] использовали эту аналогию в качестве модели врожденного поведения (фиг. 35).
Особенности врожденного поведения, направленные на сохранение особи и вида, тесно связаны с основными потребностями и мотивами поведения, а также с эмоциями. Их постоянное присутствие на всех уровнях эволюции животных означает, что соответствующие нервные механизмы возникают в филогенезе очень рано. Многочисленные данные позволяют связывать эти механизмы с лимбическими структурами, названными так за их расположение вокруг места прикрепления полуша*

рий мозга к переднему концу мозгового ствола. Лимбическую зону впервые описал Брока [13], но упоминание о ней как о субстрате эмоциональных реакций мы находим впервые в работах Папеца [50]. Затем представления о роли лимбической системы были расширены благодаря работам физиологов Йельского университета [25, 34, 42, 52].
<< | >>
Источник: Г. МЭГУН. Бодрствующий мозг. 1965

Еще по теме 4. Лимбические механизмы врожденного и эмоционального поведения:

  1. Врожденные элементы поведения
  2. Соотношение врожденных и приобретенных компонентов поведения
  3. 5. Умственные и эмоциональные способности собаки
  4. 6-6** Врожденный иммунитет
  5. 9.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКОВ РАЗВИТИЯ
  6. ВРОЖДЕННОЕ БЕСПЛОДИЕ
  7. ВРОЖДЕННОЕ БЕСПЛОДИЕ
  8. 12. Врожденные рабочие качества собаки
  9. Глава 3. Врожденное и приобретенное в индивидуальном развитии
  10. ДОРОДОВЫЕ (АНТЕНАТАЛЬНЫЕ) БОЛЕЗНИ ГИПОТРОФИЯ ПЛОДА (ВРОЖДЕННАЯ ГИПОТРОФИЯ) - НУРОТИОРЖА ЕМВЫОЫАЕ
  11. ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ ГАЛОИДФЕНОКСИКИСЛОТ
  12. Механизмы изоляции
  13. Глава 1. Уровни поведения
  14. Механизм эволюции
  15. Эволюция эволюционных механизмов
  16. 9.3. ЗНАЧЕНИЕ НАРУШЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ОНТОГЕНЕЗА В ФОРМИРОВАНИИ ПОРОКОВ РАЗВИТИЯ
  17. Классификация форм поведения, предложенная Л. В. Крушинским.