<<
>>

Развитие болот в южной тайге

В южной тайге глубокозалежные болота (мощность торфа gt; 6 м) преимущественно водораздельного залегания датируются бореальным периодом. В этом периоде образовались и многие ныне погребённые торфяники, в которых линзы сильно спрессованного торфа перекрыты 2—3-метровым слоем минеральных отложений.

Болота, датируемые более ранними отрезками голоцена, встречаются реже.

В начале атлантического периода интенсивно заболачивались и низкие террасы. Например, возраст 7260±90 лет имеет придонный слой торфа с глубины 5,5—5,7 м одного из притеррасных болот, расположенного в нижнем течении р. Парабель. Заболачивание притеррасных пойм происходило в середине атлантического периода. Возраст 5660±80 лет имеет придонный слой торфа с глубины 4,8—5,0 м, отобранный в центральной части болота Ар- кадьево. Это болото расположено в притеррасной части поймы Оби близ пос. Кожевниково (Томская область). Мелкозалежная окраина этого болота датируется субатлантическим периодом (табл. 7).

В атлантическом периоде на низких террасах образовались и многие болота, ныне погребённые под минеральными отложениями. Например, в середине атлантического периода (6120±80 лет) сформировался погребённый торфяник у пос. Новый Васюган (Томская область) со слоем торфа мощностью м. Аналогичным возрастом датируются и многочисленные погребённые торфяники мощностью до 1,5 м, выявленные вдоль р. Нюрольки.

Для южнотаёжной подзоны характерно образование болот в

Рис. 65. Сукцессии биогеоценозов в северной части Большого Васюганского болота. Условные обозначения на рис. 8

основном на месте заболачивающегося леса. Поэтому в данной подзоне дно многих болот выстилают слои низинного древесного, древесно-осокового, древесно-сфагнового и редко переходного торфа высокой степени разложения — 40—50% (рис.

65). Для этих видов торфа характерно присутствие остатков древесины, коры хвойных и лиственных пород. По мере торфонакопления и изменения условий водно-воздушного режима облесенные биогеоценозы с хорошо выраженным ярусом вытеснялись эвтрофны- ми безлесными травяного и травяно-мохового типов. Иногда заболачивание начиналось с формирования безлесных биогеоценозов (рис. 66). В растительном покрове болот, сложенных такими биогеоценозами, обычно доминировали эвтрофные виды сфагновых мхов (Sphagnum teres, S. obtusum)9 из осок преобладали

alt="" />

Рис. 66. Сукцессии биогеоценозов в центральной части Большого Васюганского болота. Условные обозначения на рис. 8

Carex lasiocarpa, С. appropinquata, из зелёных мхов — Calliergon cordifolium, Drepanocladus sendtneri. Большая продолжительность эвтрофной стадии, нежели в средней тайге — особенность в развитии болот южной тайги. Она связана с засолённостью подстилающих болота грунтов. Благодаря большей минерализации грунтовых вод (особенно в южной половине подзоны) болота пребывали в эвтрофной стадии до конца атлантического периода. Даже в настоящее время многие водораздельные и террасные болота на этой территории (особенно в южной половине) находятся в эвтрофной стадии.

Некоторое различие в продолжительности эвтрофной стадии в северной и южной половинах подзоны объясняется тем, что на характере водно-минерального питания болот сказывается карбонатное засоление грунтов, особенно сильное на юге Западной Сибири. По мере торфонакопления и прекращения питания болот за счёт грунтовых карбонатных вод это различие в первоначальных условиях болотообразования нивелируется.

Переход в мезотрофную, а впоследствии в олиготрофную стадию чаще осуществлялся в суббореальном и субатлантическом периодах. Эвтрофные виды сфагновых мхов вытеснялись олиго- трофными Sphagnum angustifolium и S. magellanicum. Изменение гидрологического режима в сторону усиления дренажа способствовало интенсивному развитию в моховом покрове S.

fus- сит. В условиях питания бедными грунтовыми водами продолжительность эвтрофной стадии оставалась небольшой. В таком случае болота вступали в олиготрофную стадию развития ещё в атлантическом периоде. Эта стадия характеризовалась накоплением преимущественно фускум-торфа.

Болота, недавно вступившие в стадию атмосферного питания, обычно имеют слегка выпуклую и слабо дифференцированную на формы микрорельефа поверхность. В растительном покрове таких болот господствуют сосново-сфагновые и сосново-пушице- во-сфагновые фитоценозы. Развитие плоских олиготрофных болот в выпуклые происходило во второй половине голоцена. Наиболее выпуклые и хорошо дренированные участки таких болот в настоящее время заняты биогеоценозами сосново-кустар- ничково-сфагнового типа. Окраины сильно обводнены либо за счёт поверхностного стока с центральных выпуклых участков болот, либо за счёт делювиального стока с окружающих болота минеральных склонов. Подтопляемые окраины обычно заняты эвтрофными безлесными биогеоценозами.

Дальнейшее развитие болот сопровождалось формированием плоских вершин с замедленным поверхностным стоком. Ныне они заняты комплексами биогеоценозов грядово-мочажинного типа. Из трёх стадий развития олиготрофных болот, выявленных ещё Г. Я. Бронзовым (1930), большинство современных южнотаёжных болот находится в стадии либо сильно выпуклых и сравнительно хорошо дренированных, либо в стадии выпуклых болот с ровной центральной частью.

В южной тайге по сравнению с подзоной средней тайги количество вторичных озёр на болотах резко сокращается. Среди болотных биогеоценозов господствуют биогеоценозы сосново-кус- тарничково-сфагнового типа. Среднеобводнённые комплексы биогеоценозов грядово-мочажинного типа приурочены лишь к плоским центральным участкам болот. С заболачивания леса началось и развитие болот, протянувшихся широкими полосами по плоским междуречьям левых притоков Оби (Чузик, Кенга, Парбиг, Бакчар, Икса, Шегарка). По периферии этих болот в условиях сравнительно богатого грунтового питания (за счёт карбонатного засоления подстилающих пород) эвтрофная стадия в развитии болот затянулась до настоящего времени.

В центральных участках болот (особенно крупных) переход в стадию атмосферного питания начался на рубеже суббореального и субатлантического периодов. Он сопровождался формированием олиготрофных биогеоценозов сосново-сфагнового типа и сосново- кустарничково-сфагнового типа на месте эвтрофных биогеоценозов древесно-травяно-мохового и травяно-мохового типов. В строении торфяной залежи таких болот, особенно в их центральных участках, выявляется нижний пласт, образованный низинным осоковым и древесно-осоковым торфом, и верхний пласт, сложенный верховым сфагновым торфом.

Болота, возникшие на Кеть-Тымском междуречье, особенно приуроченные к низким террасам Кети, Тыма, Оби, до настоящего времени находятся в эвтрофной и мезотрофной стадиях развития.

Болота в верховьях бассейна Чулыма и в левобережной части долины Кети тоже ещё не вышли из эвтрофной стадии развития. Болота, образовавшиеся в водораздельных котловинах на Кеть- Тымском междуречье, сложены верховыми видами торфа. Для развития болот этой территории наиболее типична смена биогеоценозов пушицево-сфагнового типа биогеоценозами сосново-пу- шицево-сфагнового и сосново-кустарничково-сфагнового типов. 

<< | >>
Источник: Под ред. В. Б. Куваева. Болотные системы Западной Сибири и их природоохранное значение. 2001

Еще по теме Развитие болот в южной тайге:

  1. 5.2.1. Развитие болот в северной тайге
  2. Развитие болот в средней тайге
  3. Развитие болот в южной тундре
  4. Развитие болот в центральной и южной частях Западно-Сибирской равнины
  5. 3.4.3. Опорные разрезы в южной тайге
  6. ЗАБОЛАЧИВАНИЕ ТЕХНОГЕННО ТРАНСФОРМИРОВАННЫХПОЙМЕШЫХ ВОДОЕМОВ В ЮЖНОЙ ТАЙГЕ
  7. СОСТОЯНИЕ И РОСТ КУЛЬТУРЫ СОСНЫ НА ОСУШЕННОМПЕРЕХОДНОМ БОЛОТЕ В ЮЖНОЙ КАРЕЛИИ
  8. Развитие болот в лесотундре
  9. 5.1.2. Развитие болот в типичной тундре
  10. Районирование и региональный прогноз развития болот
  11. Развитие болот в подзоне осиново-берёзовых лесов (подтайге)
  12. Развитие болот в лесостепи
  13. Развитие болот на севере Западно- Сибирской равнины
  14. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БОЛОТ ОТ ГОЛОЦЕНАДО НАСТОЯЩЕГО ПЕРИОДА
  15. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БОЛОТ И ЗАБОЛОЧЕННЫХ ЛЕСОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ'ОЛЕНЕВОДСТВА
  16. СОСТОЯНИЕ И ЗАДАЧИ ОХРАНЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ БОЛОТ В СВЯЗИС ПРОБЛЕМОЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ