<<
>>

5.2.1. Развитие болот в северной тайге

В северной тайге развитие болот протекало в условиях слабо расчленённого аккумулятивного и в меньшей степени денудационного рельефа, избыточного атмосферного увлажнения, близкого к поверхности залегания грунтовых вод с минерализацией от 0,1—0,5 г/л, редко до 1,0 г/л, преимущественно гидрокарбонатных кальциевых, редко магниевых к натриевых, часто с повышенным содержанием железа, органических соединений, кремнезёма (Инженерно-геологическая карта..., 1972).

Сочетание таких природных условий определило явное преобладание в развитии северотаёжных болот олиготрофной стадии. Заболачивание высоких правобережных террас Оби (в пределах широтного отрезка её течения), по нашим данным (Лисе, Березина, 1981-а), началось на рубеже бореального и атлантического периодов. Например, возрастом 7870±60 лет датируется придонный слой торфа с глубины 2,4—2,5 м, отобранный в районе оз. Пиль- там-Лор.

Состав растительных остатков, выявленных в послойно взятых образцах торфа из шурфа, расположенного близ оз. Пиль- там-Лор, позволяет реконструировать такую смену стадий в развитии болот, приуроченных к верхним правобережным террасам Оби. На бореально-атлантическом рубеже эти болота представляли собой сочетания из мелкозалежных сильно обводнённых оли- готрофных биогеоценозов шейхцериево-сфагнового, осоковосфагнового, пушицево-сфагнового типа и реже мезотрофных биогеоценозов осоково-сфагнового типа, что подтверждают данные по соотношению площадей болот (%) соответственно генезису начальных стадий заболачивания (табл. 17).

Таблица 17

Генезис начальных стадий заболачивания, %

Округа

Начальные стадий заболачивания, %

эвтрофная

мезотрофная

олиготрофная

Сургутско-Полесский

5

23

72

Кондинский

43

22

35

Салымо-Юганский

47

31

22

/>Тым-Вахский

24

58

18

Кеть-Тымский

60

19

21

Северобарабинский

49

42

9

Южнобарабинский

100

Согласно данным табл.

17, на большей части Сургутского полесья заболачивание начиналось с олиготрофной стадии: в сфагновом покрове доминировали Sphagnum majus и S. balticum. Из травянистых растений в придонных слоях олиготрофных топей обычны Scheuchzeria palustris и Eriophorum vaginatum, нередка в них примесь мезо-олиготрофных видов — S. fallax, Warnstorfia fluitans.

В атлантическом периоде процесс заболачивания распространился из первоначальных очагов на окружающие территории: изолированные очаги заболачивания постепенно сливались в более крупные системы болот. В это же время эвтрофные и мезо- трофные биогеоценозы травяных и травяно-моховых типов развивались в биогеоценозы олиготрофного типа.

Рис. 52. Развитие болот в Сургутском полесье (преобладание олиготрофной стадии и обводнённых фаз). Условные обозначения на рис. 8

В суббореальном периоде болота, представляющие собой сочетания биогеоценозов моховых и травяно-моховых типов, преобразовывались в комплексные грядово-мочажинные, а впоследствии в озерково-грядово-мочажинные и озерково-грядовые болота.

В Сургутском полесье грядово-мочажинная и особенно озер- ково-грядово-мочажинная фазы в развитии биогеоценозов болотных типов весьма продолжительны. Суббореально-субат- лантическая толща торфяных отложений болот, образованных биогеоценозами названных типов, выделяется однородной стратиграфией, представленной в основном верховыми видами торфа: мочажинным, шейхцериево-сфагновым, комплексным. Монотонность в строении торфяных отложений является следствием относительной автономности в развитии центральных участков крупных болотных систем (рис. 52, 53).

Рис. 53. Развитие болот в Сургутском полесье (трансформация мезотрофных биогеоценозов обводнённых типов в олиготрофные хорошо дренированные). Условные обозначения на рис. 8

Сложную стратиграфию имеют окраины болотных систем или же небольшие по размерам болота (для Западной Сибири площадью до 5000 га).              lt;

В условиях изменения гидрологического режима в сторону улучшения дренажа безлесные биогеоценозы мезотрофных и олиготрофных типов трансформировались в облесенные биогеоценозы сосново-кустарничково-сфагнового типа (рис.

54). По мере торфонакопления и некоторой дифференциации микрорельефа влаголюбивые сфагновые мхи (Sphagnum та jus, S. bal- ticum) и осоки (Carex lasiocarpa, С. rostrata, С. limosa) на положительных элементах микрорельефа сначала вытеснялись менее влаголюбивым S. fuscum. Одновременно формировались кустар- ничковый и древесный ярусы, и обводнённая сфагновая топь развивалась в дренированное сосново-кустарничково-сфагновое болото.

На низких правобережных террасах Оби бореальный или близкий к нему возраст первых очагов заболачивания подтверждается рядом абсолютных датировок придонных образцов торфа. Например, возраст 8000±80 лет имеют придонные слои

Рис. 54. Развитие болот в Сургутском полесье (смена олиготрофных биогеоценозов грядово-мочажинного типа хорошо дренированными сосново-кустарничково-сфагнового типа (рямы)).

Условные обозначения на рис. 8

низинного осоково-гипнового торфа на глубине 6,0—6,25 м болота Самотлор, расположенного в Нижневартовском районе. Остатки древесины берёзы, извлечённые из придонных слоёв торфа с глубины 2,45—2,51 м, датируются возрастом 7700±70 лет. Концом бореального периода датируется и придонный слой верхового сфагнового торфа сравнительно неглубокого болота Сытомино (Лисе, Березина, 1981-а), а также придонный слой торфа в разрезе Ай-Курьех (Хотинский, Климанов, 1985).

Началом атлантического периода (7860±70 лет) датируется придонный слой низинного осокового торфа с примесью сапропеля болота, расположенного на низкой правобережной террасе реки Вах близ впадения её в Обь (глубина взятия образца — 3,9—4,0 м). Первичными очагами заболачивания здесь стали наиболее глубокие депрессии рельефа, в которых в условиях более богатого водно-минерального режима сначала образовались эвтрофные травяные и травяно-моховые болота, сложенные низинным осоковым, гипновым или осоково-гипновым торфом мощностью не более 0,5 м. Анализ большого количества стратиграфических разрезов показывает, что эвтрофная стадия в развитии болот этой территории была очаговой и сравнительно непродолжительной. Доминантами растительного покрова были Equisetum sp., Careх lasiocarpa, С. diandra, С. rostrata, Menyanthes trifoliata, Sphagnum obtusum, Scorpidium scor- pioides.

На низких террасах сукцессии болотных биогеоценозов также были направлены на вытеснение травяно-моховых топей грядо- во-мочажинными и озерково-грядово-мочажинными комплексами биогеоценозов. Фаза облесенных биогеоценозов сосново-кус- тарничково-сфагнового типа была непродолжительной. Это подтверждается небольшими по мощности (1,0—1,5 м) слоями фускум-торфа. Только в условиях постоянного дренирования в развитии болот преобладали биогеоценозы сосново-кустарничко- во-сфагнового типа (рямы). Аналогично развивались и болота, приуроченные к правобережью р. Вах. В настоящее время здесь преобладают олиготрофные озерково-грядово-мочажинные болотные системы. Мощность торфяной залежи колеблется в пределах 4,0—6,0 м.

В северо-восточных районах правобережья бассейна р. Вах, которое заходит в Верхнетазовскую возвышенность, болотообразовательный процесс протекал в условиях повышенного дренирования. Поэтому в развитии болот этого региона как в прошлом, так и в настоящем доминируют биогеоценозы сосново-кустарнич- ково-сфагнового типа.

Несколько особняком развивались болота на Северо-Сосьвин- ской возвышенности. В развитии этих болот более продолжительны эвтрофная и мезотрофная стадии. На низких террасах р. Сосьвы многие болота до настоящего времени так и не вышли из стадии грунтового питания. Особенности водно-минерального режима на высоких террасах р. Сосьвы и водораздельных равнинах привели к формированию своеобразных гетеротрофных гря- дово-мочажинных комплексов болот (т. н. западно-сибирский вариант аапа-болот) (рис. 55).

Рис. 55. Развитие болот на низких террасах р. Сосьвы. Условные обозначения на рис. 8

На развитие болот Кондинской низменности оказала влияние приуроченность этой территории к району тектонических опусканий. Чрезвычайно высокая обводнённость бассейна р. Конды на протяжении всего голоцена обусловила явное преобладание болот, в развитии которых преобладали безлесные или слабообле- сенные биогеоценозы травяно-мохового и мохового типа. Интенсивность торфонакопления в течение всего голоцена здесь оставалась достаточно высокой. В этом регионе значительные площади занимают глубокозалежные болота с мощностью торфяной залежи до 5,0—6,0 м и более.

В Кондинской низменности первые очаги заболачивания датируются бореальным периодом. Этим временем датируется, например, придонный слой торфа в разрезе Сырковое (Лисе и др., 1976) (табл. 7). Особенностью развития болот Кондинской низменности по сравнению с развитием болот Сургутского полесья, служит относительно более широкое распространение в начальные периоды голоцена эвтрофных биогеоценозов травяного и травяно-мохового типа. Продолжительность эвтрофной стадии в развитии кондинских болот определяется их геоморфологической приуроченностью. В развитии болот, образовавшихся на водораз-

Рис. 56. Сукцессия биогеоценозов олиготрофных типов на дренированных участках в бассейне р. Конды. Условные обозначения на рис. 8

дельных равнинах и высоких террасах, эвтрофная стадия была сравнительно кратковременной. В залежах этих болот низинные виды торфа образовали преимущественно придонные слои. В торфяных залежах болот, приуроченных к низким террасам, мощность слоя придонного низинного торфа значительно возрастает.

В бореальном периоде и в начале атлантического в растительном покрове болот, формирующихся на высоких террасах и водораздельных равнинах, доминировали эвтрофные фитоценозы с присутствием Carex omskiana, С. lasiocarpa, Eriophorum polysta- chion и Equisetum sp. По мере торфонакопления им на смену пришли гипновые, осоково-гипновые сообщества с участием Dre- panocladus aduncus, D. sendtneri, Hamatocaulis vernicosus. Мезо- трофная стадия в развитии этих болот оставалась непродолжительной. В олиготрофную стадию развития болота высоких террас и водораздельных равнин вступили, в основном, в атлан-

Рис. 57. Развитие мелкозалежных олиготрофных болот в бассейне р. Конды. Условные обозначения на рис. 8

тическом периоде. Олиготрофная стадия в развитии этих болот характеризуется преобладанием слабо облесенных биогеоценозов травяно-сфагнового типа и постепенной дифференциацией их микрорельефа на гряды и мочажины. Постоянная для болот Кондинской низменности трансгрессия мочажин на гряды способствовала формированию комплексов биогеоценозов грядово- мочажинно-озеркового типа и развитию регрессивных явлений, проявляющихся в широком распространении на мочажинах ассоциации Rhynchospora alba — Sphagnum compactum + Cladopo- diella fluitans. Господство на протяжении олиготрофной стадии естественно дренированных биогеоценозов сосново-кустарничко- во-сфагнового типа — явление редкое (рис. 56).

Развитие мелкозалежных болот на высоких террасах обычно начиналось с мезотрофной или олиготрофной стадий. Низинные виды торфа в придонных слоях торфяных отложений таких болот встречаются довольно редко. Большинство мелкозалежных олиготрофных болот возникло в результате заболачивания сосновых лесов. В их современном растительном покрове обычны сосново-сфагновые, сосново-пушицевые, сосново-пушицево-сфагно- вые, пушицево-сфагновые фитоценозы, образующие сходные по названию виды торфа (рис. 57).

На низких террасах в развитии болот эвтрофная стадия оста-

Рис. 58. Развитие мелкозалежных мезотрофных болот в бассейне р. Конды. Условные обозначения на рис. 8

Рис. 59. Развитие эвтрофных болот в пойме р. М. Тетер. Условные обозначения на рис. 8

Рис. 60. Сукцессии биогеоценозов в транзитной топи олиготрофного болота в бассейне реки Конды (центральная часть).

Условные обозначения на рис. 8

валась достаточно продолжительной, в развитии этих болот нередко доминировала и мезотрофная стадия. Переход болот этого типа в олиготрофную стадию осуществлялся либо в конце суббо- реального периода, либо мезотрофная стадия в развитии сохранялась до настоящего времени (рис. 58).

Исключительно преобладала эвтрофная стадия в развитии пойменных болот. Рис. 59 иллюстрирует развитие эвтрофного берёзово-осокового болота, образовавшегося в среднем течении р. Малый Тетер (приток р. Конды). На протяжении всего периода существования этого болота в растительном покрове преобладали берёзово-осоковые фитоценозы с участием в травянрм покрове Сагех lasiocarpa, С. diandra, Eriophorum polystachion, Меп- yanthes trifoliata. В настоящее время в растительном покрове значительно возрастала роль Carex cespitosa.

Рис. 61. Сукцессии биогеоценозов в транзитной топи олиготрофного болота в бассейне реки Конды (окраина топи).

Условные обозначения на рис. 8

Региональной особенностью болотных систем в бассейне р. Конды является обилие эвтрофных и мезотрофных транзитных топей и топей выклинивания. Это обусловлено приуроченностью Кондинской низменности к району активных тектонических опусканий. Растительный покров топей в начальные этапы их формирования был представлен эвтрофными хвощовыми, разнотравными, разнотравно-сфагновыми фитоценозами. По мере торфонакопления гидрологический режим топей менялся в сторону большей олиготрофности и дренированности: эвтрофные виды постепенно вытеснялись мезотрофными и олиготрофными, более гидрофильные — менее гидрофильными.

Анализы стратиграфических разрезов из центральных (рис. 60), краевых (рис. 61) и пограничных (рис. 62) участков топей иллюстрируют довольно пёстрое чередование видов торфа, относящихся к различным группам. В течение субатлантическо-

Рис. 62. Сукцессии биогеоценозов в транзитной топи олиготрофного болота в бассейне реки Конды (пограничная часть топи).

Условные обозначения на рис. 8

го периода ширина эвтрофных топей резко сократилась в результате «расползания» вширь олиготрофных участков. По-вид имо- му, со временем на месте эвтрофных или мезотрофных топей образуются олиготрофные биогеоценозы осоково-сфагнового или кустарничково-сфагнового типа. 

<< | >>
Источник: Под ред. В. Б. Куваева. Болотные системы Западной Сибири и их природоохранное значение. 2001

Еще по теме 5.2.1. Развитие болот в северной тайге:

  1. Развитие болот в южной тайге
  2. Развитие болот в средней тайге
  3. 3.4.1. Опорные разрезы в северной тайге
  4. РЕКОНСТРУКЦИЯ ДИНАМИКИ ЛАНДШАФТОВ СЕВЕРНОЙ ЛЕСОСТЕПИПО ДАННЫМ КОМПЛЕКСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙБОЛЬШЕБЕРЕЗОВСКОГО БОЛОТА(БАССЕЙН ВЕРХНЕГО ДОНА, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ) Е. М. Волкова, О. В. Бурова, Е. Ю. Новенко
  5. Развитие болот в лесотундре
  6. Развитие болот в южной тундре
  7. 5.1.2. Развитие болот в типичной тундре
  8. Развитие болот в лесостепи
  9. Районирование и региональный прогноз развития болот
  10. Развитие болот в подзоне осиново-берёзовых лесов (подтайге)
  11. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БОЛОТ ОТ ГОЛОЦЕНАДО НАСТОЯЩЕГО ПЕРИОДА