<<
>>

Развитие болот в средней тайге

В средней тайге выявлены более древние очаги заболачивания. Например, дриасом датируется придонный слой торфяных отложений в устье руч. Ентарного на Оби (Архипов и др., 1980) (табл.

7). В пребореальном периоде происходило накопление сапропелевых отложений в Салымо-Юганской болотной системе (Лисе, Березина, 1981-а). Пребореальный возраст имеет придонный слой торфа и в разрезе у пос. Горно-Слиткино на Иртыше (Волков и др., 1973). На пребореально-бореальном рубеже началось торфонакопление в разрезах, расположенных близ с. Большое Першино (Тюменская область) — 9280±200 лет (Нейштадт, 1967), с. Александровское — 9200±100 лет (Глебов и др., 1973) и у с. Покур (Томская область) — 9200±70 лет (Нейштадт, 1977-а), около с. Комарища — 9000±100 лет (Тюменская область) — 9900±100 лет (Волков и др., 1973).

С бореальным периодом связано начало непрерывного накопления болотных и озёрно-болотных отложений на большей части исследуемой территории (Хотинский и др., 1979). Бореальный период отличался распространением преимущественно мелкозалежных (глубиной до 0,5—1,0 м) мезотрофных и эвтрофных болот, представленных сочетаниями биогеоценозов древесного, древесно-травяного, осокового, осоково-сфагнового и гипнового типов.

В течение атлантического периода заболачивание охватило значительные площади на водораздельных равнинах и высоких террасах. Например, атлантическим периодом датируется придонный осоковый торф болота Урна (Демьян-Иртышское междуречье) (Лисе и др., 1976). Этот разрез имеет ряд радиоуглеродных датировок. Придонный образец осокового торфа с глубины 4,15—4,25 м имеет абсолютный возраст 7740±70 лет. Атлантический возраст имеют многие болота Кеть-Тымского междуречья с глубиной залежи до 4,0 м и даже глубокозалежные болота с глубиной торфа более 5,0 м.

Для болот в средней тайге выявляется сравнительно чёткая корреляция между возрастом торфяных отложений и их мощностью.

Бореальным возрастом более 8000 лет датируются слои торфа, начиная с глубины 5,5 м и более. Болота глубиной 4,0— м, в основном, имеют атлантический возраст, глубиной до 3,0 м — суббореальный, до 2,0 м — субатлантический.

В суббореальном периоде в центральных частях болот олиго- трофные биогеоценозы травяно-мохового типа развивались в грядово-мочажинные комплексы. Образование вторичных озёр началось в субатлантическом периоде. В условиях изменения гидрологического режима болот в сторону увеличения дрениро- ванности комплексы биогеоценозов грядово-мочажинного типа развивались в биогеоценозы сосново-кустарничково-сфагнового типа, окаймлённые по периферии биогеоценозами сосново-сфагнового или сосново-пушицево-сфагнового типа. На выпуклых вершинах или на крутых склонах болот в условиях хорошей проточности сосново-кустарничково-сфагновая фаза могла быть весьма продолжительной. В таком случае образовывался 3—5-метровый слой однородного по свойствам фускум-торфа. Са- лымо-Юганское междуречье принадлежит к округу, где господствуют слабо дренированные и прогрессивно-переувлажняющие- ся болота (Орлов, 1978). Трансформация болот Салымо-Юганско- го междуречья в олиготрофную стадию развития началась в конце атлантического и завершилась в суббореальном периоде. Развитие этих болот в течение субатлантического периода характеризовалось образованием вторичных озёр среди крупных обводнённых мочажин. Этот процесс — следствие регрессивных явлений, особенно типичных для мочажин, покрытых плёнкой печёночных мхов.

На Кеть-Тымском междуречье развитие болот, приуроченных к ложбинам древнего стока, отличалось значительно большей протяжённостью эвтрофной и мезотрофной стадий. Преобладание эвтрофной и мезотрофной стадий характерно и для болот, сформировавшихся на правобережных террасах Оби и Кети. На низких террасах Оби и Кети болота на протяжении почти всего голоцена оставались в эвтрофной стадии (рис. 63). Послойный ботанический анализ торфяных отложений свидетельствует о последовательных сменах эвтрофных биогеоценозов осокового, травяного, гипнового и шейхцериевого типов. В субатлантическом периоде эвтрофные и мезотрофные виды постепенно вытеснялись олиготрофными, и на месте олиготрофных, преимущественно шейхцериевых топей формировались грядово-мочажинные комплексы или биогеоценозы сосново-кустарничково-сфагнового типа.

В ряде случаев период существования мезотрофной и даже эвтрофной стадий затягивался до настоящего времени. Эвтрофные и мезотрофные травяно-сфагновые болота широко распространены на низких правобережных террасах Оби и Кети и в настоящее время. С середины суббореального периода среди таких болот формируются сосново-кустарничково-сфагновые рямы, которые представляют собой выпуклые, округлой или овальной формы дренированные олиготрофные сосново-кустарничково- сфагновые острова, разбросанные среди обводнённых мезотроф- ных и эвтрофных травяно-сфагновых топей или древесно-травя- но-сфагновых болот.

В развитии болот, приуроченных к водораздельным равнинам на Кеть-Тымском междуречье, на протяжении всего голоцена доминировала олиготрофная стадия. Это сказалось на стратигра-

Рис. 63. Развитие болот на низких террасах Оби и Кети. Условные обозначения на рис. 8

фии торфяных отложений, представленных верховыми видами торфа (рис. 64).

Бассейн реки Демьянки относится к району новейших тектонических опусканий (Николаев, 1962). Это отразилось на особенностях формирования болот Демьян-Иртышского междуречья, в развитии которых преобладает эвтрофная стадия. На этой территории болота возникли в атлантическом периоде в результате заболачивания лесных территорий. Придонные слои торфяных залежей обычно сложены древесно-осоковым торфом (Лисе и др., 1976; Лисе, Березина, 1981-а). По мере торфонакопления и изменения гидрологического режима болот в сторону увеличения обводнённости облесенные биогеоценозы типа согр развивались в

Рис. 64. Развитие болот на водораздельной равнине междуречья Кети и Тыма. Условные обозначения на рис. 8

безлесные эвтрофные осокового типа. На протяжении всей эвт- рофпой стадии доминантой биогеоценозов осокового типа оставалась Carex lasiocarpa.

В суббореальном периоде биогеоценозы этого типа постепенно вытеснялись мезотрофными биогеоценозами осоково-сфагнового и разнотравно-сфагнового типа. Переход в стадию атмосферного питания наметился в конце суббореального периода. Тенденция к олиготрофизации достаточно сильно проявляется и в настоящее время. Она выражается в формировании среди обводнённых осоково-гипновых топей небольших кочек (до 0,5 м2), образованных Sphagnum cenrale. С ростом кочек (до 0,6—0,7 м в высоту, 1,0—2,0 м в диаметре) эвтрофные виды сфагновых мхов вытесняются олиготрофными S. angustifolium и S. magellanicum. Одновременно появляются представители вересковых. Кочки увеличиваются в размерах (диаметр 2,0—3,0 м) и становятся более дренированными. На верхушках таких кочек доминирует S. fus- сит. Постепенно развивается и древесный ярус. На многих из

таких островков мощность верхового фускум-торфа достигает 1,25 м. По данным радиоуглеродных датировок (табл. 7), этот слой слаборазложившегося фускум-торфа образовался всего лишь за 190 лет. По-видимому, тенденция к увеличению размеров сосново-кустарничково-сфагновых островов и слиянию их между собой будет прогрессировать. Это приведёт к формированию биогеоценозов сосново-кустарничково-сфагнового типа.

Обобщённая схема сукцессий болотных биогеоценозов, характерная для северо- и среднетаёжных болот, представлена на схеме 1. 

<< | >>
Источник: Под ред. В. Б. Куваева. Болотные системы Западной Сибири и их природоохранное значение. 2001

Еще по теме Развитие болот в средней тайге:

  1. 5.2.1. Развитие болот в северной тайге
  2. Развитие болот в южной тайге
  3. 3.4.2. Опорные разрезы в средней тайге
  4. Развитие болот в лесотундре
  5. Развитие болот в южной тундре
  6. 5.1.2. Развитие болот в типичной тундре
  7. Развитие болот в лесостепи
  8. Районирование и региональный прогноз развития болот
  9. Развитие болот в подзоне осиново-берёзовых лесов (подтайге)
  10. Развитие болот на севере Западно- Сибирской равнины
  11. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БОЛОТ ОТ ГОЛОЦЕНАДО НАСТОЯЩЕГО ПЕРИОДА
  12. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БОЛОТ И ЗАБОЛОЧЕННЫХ ЛЕСОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ'ОЛЕНЕВОДСТВА
  13. Развитие болот в центральной и южной частях Западно-Сибирской равнины
  14. СОСТОЯНИЕ И ЗАДАЧИ ОХРАНЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ БОЛОТ В СВЯЗИС ПРОБЛЕМОЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
  15. 3.4.3. Опорные разрезы в южной тайге
  16. 3.4.1. Опорные разрезы в северной тайге
  17. ЗАБОЛАЧИВАНИЕ ТЕХНОГЕННО ТРАНСФОРМИРОВАННЫХПОЙМЕШЫХ ВОДОЕМОВ В ЮЖНОЙ ТАЙГЕ
  18. СРЕДНЯЯ СИБИРЬ
  19. ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬГИДРОЛЕСОМЕЛИОРАЦИИ НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ
  20. СРЕДНИЙ КРОНШНЕПNumenius phaeopus L.