МНОГООБРАЗИЕ ОСУШЕННЫХ ЛЕСОВ ЛАТВИИ

 
П. Залитис
Латвийский институт лесоведения «Силава», Саласпилс, Латвия
В течении последнего десятилетия лавинообразно выросло число таких публикации, в которых значительная часть текста отведена рассуждениям о биологическом многообразии.
Это напоминает ту азартную страсть к математизации биологических и экологических явлений, вспышка которой отмечалась лет тридцать тому назад. В результате сложных и обширных математических изложений тогда нередко были сформулированы лишь тривиальные и до того уже известные закономерности. Сегодня в публикациях о биологическом многообразии подобным же образом удивительно мало встречается деловой информации как о конкретных величинах показателей многообразия в сопоставимых совокупностях леса, так и об изменениях этих показателей в результате лесохозяйственной деятельности. Доминируют абстрактные рассуждения о 4-6 уровнях оценки многообразия, которые порой иллюстрируются ошибочными примерами, в т.ч. о сокращении численности козодоя в связи с обширным осушением верховых болот в Латвии, не обращая внимания на то, что в течении последнего полвека верховые болота в Латвии не были осушены вообще.
При оценке лесов как неотъемлемого компонента биосферы в целом их заболачивание безусловно рассматривается как деградация лесной экосистемы. Но в локальном масштабе частичное заболачивание лесных площадей так же как частичная мелиорация повышают биологическое многообразие сравнительно небольших территорий, хотя и такая лишь «частичная мелиорация» связана с экономическим и социальным уроном.
Лесам Латвии свойственна весьма мозаичная структура: в пределах одного квартала средней площадью около 40 га выделяются в среднем 20 or- дельных участков леса, принципы разграничения которых соответствуют принципам выделения отдельных биотопов. На каждые 100 га суходольных лесных земель встречаются в среднем 54 выдела, в избыточно увлажненных неосушенных — 46, но в избыточно увлажненных осушенных лесах — 49 выделов. Эти статистические величины ориентировочно свидетельствуют как о сходной мозаичности насаждений во всех лесных совокупностях, так н о сохранении высокого экологического многообразия в осушенных лесах.
Для взаимного сопоставления внутреннего многообразия отдельных совокупностей леса целесообразно пользоваться индикатором Шенона Н =
т
У' pt i0g2 р,, где 7 - индекс одной определенной группы выделов со сход-
1=1
ными насаждениями; р* — относительное количество выделов в одной группе (0,0lt; р lt;1,0); т — общее число групп в пределах выбранной совокупности лесов. Принадлежность отдельных выделов леса к одной из групп / в пределах лесхоза определилась по 7 параметрам: тип условий произрастания (5 позиций), класс бонитета древостоя (5 позиций), доминирующая порода древесных (8 позиций) и удельный вес ее в составе древостоя (2 позиции), соучастие ели во втором ярусе древостоя (2 позиции), возраст древостоя (3 позиции) и полнота древостоя (3 позиции).
Максимально возможное количество групп mmax=7200, но по отдельным лесхозам фактическое их количество варьирует в пределах от 150 до 690; это при колебании числа отдельных выделов леса от 1750 до 37020 штук. В среднем по выборке с 5 лесхозами Латвии получены следующие величины индикатора Н: в лесах на суходоле Н=6,44; в избыточно увлажненных лесах с гидроморфными и торфяными почвами соответственно Н=6,23 и 5,65; в осушенных лесах с гидроморфными минеральными и торфяными почвами Н=6,20 и 6,17.
Располагая информацией накопленной в базе данных «Лесной фонд Латвии», на компьютере сыгран сценарий выявления изменений индикатора Н как функции относительной величины осушенных лесов. Показатели экологического многообразия переувлажненных лесов кульминируют, если осушено 40-70% от ими занятой территории. Сохраняя максимальное экологическое многообразие в лесах Латвии целесообразно дополнительное осушение еще 300 тыс. га избыточно увлажненных лесов.
Прогнозируя экологические последствия гидротехнической мелиорации избыточно увлажненных лесов необходимо разобраться в сходстве осушенных и неосушенных лесов. Например, в Вентспилском лесхозе в неосушен- ных лесах индикатор Н=6,55; такую же величину индикатора получим если будет осушено 90% всех избыточно увлажненных лесов. Вполне допустимо, что при одинаковом Н структура осушенных лесов будет совершенно иной.
Сходство неосушенных и осушенных лесов характеризовано с помощью коэффициента Чекановского
где Ai и В, — удельный вес сходных
групп насаждений в совокупностях А и В, т.е. в выборках неосушенных и лет 20-50 тому назад частично осушенных избыточно увлажненных лесов. Полученные данные свидетельствуют о значительном сходстве изученных лесов в пределах одного лесхоза.
Сходство двух совокупностей, в одной из которых осушено 70% всех избыточно увлажненных лесов, а во второй представлены только неосушенные леса, характеризуется высоким коэффициентом сходства К в пределах 0,80- 0,88; если осушены все избыточно увлажненные леса, то 0,69lt;Кlt;0,85. В то же время сходство между совокупностями исключительно неосушенных лесов в двух на расстоянии 350 км территориально отдаленных лесхозах — Вентспилс и Цесвайне — характеризуется К=0,23. Это подтверждает, что экологическое многообразие избыточно увлажненных лесов Латвии определяется естественными геоклиматическими условиями в гораздо большей степени, чем антропогенным воздействием, в т.ч. гидротехнической мелиорацией. 
<< | >>
Источник: С.Э. Вомперский. Болота и заболоченные леса в свете задач устойчивого природопользования. Материалы совещания. 1999

Еще по теме МНОГООБРАЗИЕ ОСУШЕННЫХ ЛЕСОВ ЛАТВИИ:

  1. Многообразие цитоэмбриологических признаков
  2. Многообразие рыб в одном водоёме
  3. Видообразование — источник возникновения 13.2. многообразия в живой природе
  4. Заключение Философия многообразия пробуждает интерес к сельскому хозяйству
  5. МНОГООБРАЗИЕ ПТИЦ, СВЯЗАННОЕ С ИХ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ И СПОСОБОМ ПИТАНИЯ
  6. ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ЛЕСОВ НА ПОЧВАХИЗБЫТОЧНОГО УВЛАЖНЕНИЯ
  7. ЛЕСОВОДСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОСУШЕНИЯ СОСНЯКОВБЫСТРИЦКОГО ЛЕСОБОЛОТНОГО МАССИВА
  8. ТИПЫ ЛЕСА НА ОСУШЕННЫХ ТОРФЯНЫХ ПОЧВАХСЕВЕРНОЙ БЕЛАРУСИ
  9. СТОК С ОСУШЕННЫХ ЛЕСНЫХ ЗЕМЕЛЬ
  10. ГЛАВНОЕ И ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕВ ОСУШЕННЫХ ЛЕСАХ КАРЕЛИИ